Найти тему

Монгольские военные кампании

В конце 12 века и начале 13 века в далекой Монголии образовалось очень сильное государство и военная армия. Его основателем был Чингисхан, настоящее имя которого было Темучин. Он родился в 1115 году, а его отец умер, когда ему было десять лет. По словам Мирзо Улугбека, «когда он родился от матери, его рука была в крови». Мудрецы того времени говорили: «Этот мальчик родился у дворянина. Более того, в его кулаке была горсть запекшейся крови. Об этом свидетельствует тот факт, что со временем люди того времени будут убиты; он растопчет многих королей. Все, кроме Бога, смирятся под его рукой». После того, как Темучин набрался сил и достиг совершеннолетия, он собрал 43 храбрых юноши и сформировал военный отряд. В то время кочевые племена воевали друг с другом в Монголии, и в стране царил хаос. Темучину удалось объединить племя под своим контролем благодаря своей организованности и военным навыкам. В 1206 году на съезде, состоявшемся с участием высших сословий Монголии, ему было присвоено имя Чингисхан, и он был объявлен каганом страны. «Чингисхан» означает царь царей. Он и его товарищи прославились на родине своей безжалостностью. Живой свидетель их действий и один из его соотечественников сказал: «Люди вокруг Чингисхана — это собаки, которых вскормили человеческим мясом и заковали в железные цепи. Их лбы сделаны из меди, их зубы наточены, их языки остры, как шипы, а их сердца сделаны из железа. У них заточенный меч вместо кнута. Они пьют росу, летают по ветру и едят человечину в бою. Сейчас они освобождены от цепей».

На самом деле, ядовитые насекомые Чингисхана заставили кровь людей течь рекой и истребили 100 тысяч человек. Они были всего лишь дикими животными, лишенными человеческих качеств. Ведь они используют неслыханные и невиданные методы наказания для достижения своих целей.

Чингисхан вторгся в западную сторону Еттисув (Семиречье) в 1211 году и занял ее часть. В 1215 году он вторгся в Китай и захватил Пекин. Здесь были нагромождены, как гора, кости людей, павших в варварской схватке. Кровожадность монголов была так ужасна, что 60 тысяч девушек покончили с собой, чтобы не попасть к ним в руки.

Победа Чингисхана в Китае и огромное богатство, которое он приобрел, привели к тому, что его имя распространилось и стало известным. Узнав об этом, султан Мухаммад Хорезмшах отправил к Чингисхану в Монголию посольство под руководством Баховиддина Рази, чтобы выяснить реальное положение дел. Вместе с ним ушел и большой торговый караван. В это время туркестанские купцы занимались торговлей в Монголии пряжей и шелковыми тканями, одеждой и другими товарами. Чингисхан с уважением и почетом встретил послов Хорезма и выразил важность мира и дружбы с султаном Мухаммедом. В ответ Чингисхан послал свои эшелоны в составе Махмуда Ялавоча из Хорезма, Алиходжи из Бухары и Юсуфа Кангги из Утрара. Они отправились с торговым караваном и прибыли в Хорезм. Послы передают султану Мухаммаду большой кусок золота в слитках, драгоценные камни, элегантную ткань из верблюжьей шерсти и другие дары, присланные Чингисханом. Здесь следует сказать, что Чингисхан обратил на свою сторону некоторых купцов из Хорезма, Бухары и других городов, которые торговали с Монголией.

Они предоставили Чингисхану сведения о состоянии Хорезмшахов. Особую активность в этом отношении проявлял Махмуд Ялавоч, глава вышеупомянутых послов. Он предал свою страну и был открыто продан Чингисхану. Султан Мухаммад вызвал Махмуда Ялавоча к себе ночью и пригласил его служить своей стране. Ведь когда ему поручили шпионить за Чингисханом, он согласился, потому что боялся быть убитым. Но он оставался верным Чингисхану до конца жизни. Султан Мухаммад поверил его пустым обещаниям и позволил ему вернуться к Чингисхану. Он также вручил ему письменный документ о своих мирных отношениях с Чингисханом. Согласно этому соглашению, в 1218 году Чингисхан отправил в Утрар караван из 450 человек и 500 верблюдов под предводительством Умарходжи Утрари, Хаммаля Марачи, Фахриддина Дизаки Бухари и Аминаддина Харави. Верблюды были нагружены золотом, серебром, китайскими шелковыми тканями и различными ценными мехами. Когда караван прибыл в Утрар (ныне окраина города Туркестана), произошла трагедия. Согласно одному источнику, правитель Утрара Гайрхан привел купцов, чтобы завладеть товарами в караване. Согласно другому источнику, эта работа была выполнена по указанию султана Мухаммада. Трагедия каравана вызвала гнев и ненависть Чингисхана и стала отличным поводом для начала военного похода на земли Туркестана.

Поняв это, султан Мухаммад созвал совет и высказал мнение о нападении на врага путем сбора армии. В ответ на это было предложено вести борьбу путем разделения вооруженных сил на районы. Согласно произведению Мирзы Улугбека, «Султан Мухаммад Хорезмшах был несравненным воином и имел большое войско». Бухгалтеры говорили, что их количество было не менее 400 тысяч. Однако после монгольского похода Карача отправил Хаджиба с десятью тысячами человек на помощь Айыр-хану в организации обороны Утрара. Он назначил 30 тысяч человек для обороны Бухары. В Самарканд было отправлено 110 тысяч человек. Люрков было 60 000 человек. Их вождем были богатые ханы из султанской знати, каждый из них был одним из вельмож своего времени. Он приказал 40 000 человек построить крепости и укрепления. Но такие меры себя не оправдали. Потому что султан Мухаммад бродил то тут, то там по империи и ограничился тем, что вручил судьбу битвы наместникам каждой области. В то время, когда страна была на грани, не было создано центра для руководства борьбой с врагом. Вдобавок ко всему, вмешательство матери султана Мухаммада, Туркон-хатун[1], еще больше усугубило тяжелое положение. Хаос в государственном управлении достиг своего апогея. К сожалению, если бы во дворце царили гармония и единство, и если бы все делалось рационально, победить силы врага удалось бы. Потому что военные силы и потенциал государства Чингисхана были намного ниже государства Хорезмшахов. Чингисхан твердо верил, что, учитывая слабости государства Хорезмшахов, он одержит победу, и планировал сначала завоевать Утрар. Поздней осенью 1220 г., когда туда вторглась руководимая им армия, он столкнулся с сильным сопротивлением защитников родины. Понимая, что война здесь затянется, он оставил своих сыновей, таких как Чигатай и Угатай, в армии. Остальное войско он разделил на три части и послал первую на завоевание Дженда и Барчинлигкента вокруг Утрара, а вторую на покорение Баноката и Ходжента. Сам он отправился в Бухару со своим сыном Тулуем. Монголы осаждали Утрар пять месяцев. Тем временем между обеими сторонами шли ожесточенные бои.

Однако один из полководцев, Карача Хаджиб, сдался монголам с 10-тысячным воинским отрядом, и это нанесло защитникам сильный удар. Вражеские силы вторглись в город через эти открытые ворота. Здесь после ожесточенных боев город был захвачен захватчиками. Абулгази писал об этом: «Монголы вошли в Утрар через Суфи, ворота, и увели всех жителей Утрара в пустыню и замучили их. В этом случае Гайр-хан был заключен в арку вместе с двадцатью тысячами человек. Он выходил и дрался каждый день. Он совершил добрые дела и убил многих монгольских воинов. Все люди в его армии были замучены. Монголы захватили крепость Арк. Гайрхан убежал с двумя людьми и забрался на крышу. Двое его товарищей также были замучены. Когда у Гайрхана кончились стрелы служанки стали снимать кирпичи со стены. Он дрался, бросая кирпичи». В конце концов Гайрхан был схвачен и убит. Защитники Родины во главе с Амиром Гайрханом сражались так героически, что сражение продолжались пять месяцев. Именно поэтому захватчики убили жителей города.

«Все население Утрара, — писал Мирзо Улугбек, — было изгнано в пустыню и уничтожено (монголами)». Гаир-хан вошел в крепость с двадцатью тысячами человек. Все они потеряли надежду на свою жизнь, смотрели смерти в лицо и сражались со своими стариками и молодыми людьми на своих спинах. Тем временем большая часть монгольской армии вошла в форт. Не осталось ни лошадей, ни оружия, ни солдат, поэтому не осталось ни укрытия от дома, ни крыши. Все они были схвачены и стерты с лица земли. Часть уцелевших крестьян и ремесленников попала в плен, часть угнали в рабство. Народ Утрара боролся за сохранение своей независимости до последней капли крови. После резни монголов потенциальный торгово-ремесленный город Утрар был превращен в руины. В это время монгольское войско во главе с Джоджи подошло к городу Сигноку в низовьях Сырдарьи и отправило в качестве посла вероломного купца Хасана Ходжи с просьбой о сдаче. Но гнев и ненависть горожан убили посла. После этого в течение семи дней шла битва между монголами и защитниками родины, и в итоге монголы победили. Все горожане были уничтожены. В 1219-1220 годах монголы заняли города Зганд, Барчин, Лигкент, Ашносни и Джанд и захватили множество людей.

Банокат тоже был жестоко оккупирован. Здесь грабили богатства, людей убивали или брали в плен. Монголы захватили определенную часть населения завоеванных областей и заставили их работать, как рабов, на различных работах. В частности, пленных ставили на передовой в качестве щита во время военной кампании. Они также использовали их для нападения на осажденные города. В результате во время боев первые выстрелы и удары пришлись по заключенным. К тому же они гибли под ногами вражеских лошадей. То, что пленников разместили на передовой, было сделано для того, чтобы отразить нападение защитников родины. Применение такого метода было одним из факторов, обеспечивших победу монголов.

(Взято из: Khamid Ziyoyev. Asarlar to`plami. Toshkent. Ma`naviyat. 2008.)

[1] Туркон Хатун (изначально Теркан "знатного происхождения", "из знатного рода", "хатун" - принцесса) (? - 1232/33. 18/6.10) – мать последнего правителя династии Хорезмшахов, основанная Ануштегиным , Алауддин Мухаммад Хорезмшаха (1200-20). По словам Джувейни, Туркон-хатун была дочерью Хани Акрана из рода Кангли. Согласно историческим источникам, в период правления султана Мухаммеда Туркон-хатун занимала ведущее положение в делах королевства, ее приказам и советам подчинялся сын. Под предводительством Туркон Хатуна придворные и дворяне разделились на несколько групп и воевали друг против друга. Высокопоставленные полководцы, сформированные из Кыпчаков, были приближены к Туркон Хатуну, и большинство из них возглавляли какой-то отряд, выступавший против султана во дворце. Делами султаната практически управляла Туркон Хатун. Во многих случаях приговоры и распоряжения, оглашенные Мухаммадом Хорезмшахом, без всяких причин и советов отменялись Туркон Хатун. Согласно Джувейни, Гурганч (Ургенч) считался особой столицей Туркон Хатун с ее особым дворцом и икто. Туркон Хатун управляла не только султаном, но и финансовыми делами, архонтами государства и дворцовыми чиновниками.

По свидетельству Ибн Айя Асира, Тюркан-хатун была захвачена монголами в крепости Илал в 1220 году и доставлена Чингисхану, находившемуся в Таликане вместе со своими слугами. Министр Малик Насируддин Хазораспи, находившийся в числе пленных, был жестоко замучен и казнен вместе с султанскими детьми. Направляясь в сторону Монголии, Чингисхан решил остаться в Самарканде на несколько дней и приказал Туркон Хатун и оставшимся в живых женам султана оплакивать царство Хорезмшахов, то есть громко плакать перед монгольскими воинами. По указанию Чингисхана Туркон Хатун была привезена в Каракорум и жила в нищете, пока не умерла там. (https://uz.wikipedia.org/wiki/Turkon_xotun)