Найти тему
Архетип счастья

Философия для всех: 16. Гегель, рабы и Бог

Как говорила героиня одного популярного фильма, «В отношениях один всегда любит, а другой позволяет себя любить».

Действительно, человек в паре, как правило, находится в одном из двух состояний. Либо тебя непреодолимо тянет к партнёру, ты чувствуешь, что без него ты неполноценен и разбалансирован и что ощутить себя цельной личностью можешь только рядом с ним. Либо, наоборот, ты ощущаешь партнёра как нечто лишнее и тебе хочется от этого балласта избавиться — немедленно или подождав удобного случая.

Нетрудно заметить, что переход от первого состояния ко второму часто происходит после того, как партнёр вас признаёт. Человек, получивший любовь и признание от объекта своей влюблённости, начинает постепенно (а иногда и очень быстро) терять к нему интерес.

Эта весьма печальная схема имеет философскую основу, которую описал немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831).

Гегель замечает, что человек может находиться в одной из двух позиций — либо Господина, либо Раба. Суть этих позиций в следующем: Господин рационально мыслит, он спокоен, трезво оценивает ситуацию и владеет ею; Раб, наоборот, захвачен неуверенностью и страхом и, как следствие, всё вокруг воспринимает крайне аффективно.

Понятно, что и в любви, и в дружбе, и на работе каждый из нас инстинктивно стремится оказаться в положении Господина. Но Господина Господином делает другой человек. Нельзя быть Господином Пустыни или Господином Плюшевых Зайцев. Господину необходимо признание живых людей. И не просто любых людей, а, естественно, других Господ. Потому что мнение Раба в глазах Господина не стоит ни гроша.

И вот тут возникает неразрешимая проблема: как только другой Господин тебя признаёт, он в твоих глазах мгновенно теряет своё величие, то есть... становится Рабом; а признание Раба для Господина ничего не значит!

Рисунок Ирины Сазоновой
Рисунок Ирины Сазоновой

Получается парадоксальная вещь: человека может устроить признание только со стороны того, кто его никогда не признает. А так как это логически непреодолимое противоречие, то не только Рабы, но и Господа обречены на бесконечную фрустрацию.

По сути, это задачка того же типа, что и «Может ли Всемогущее Существо создать камень, который само не способно поднять» или «Может ли всеразрушающее ядро проломить неразрушаемую стену».

Правильный ответ на такие задачи таков: они, безусловно, решаемы, но человеческое сознание слишком плоское, чтобы их решить; тут необходимо сознание более высокого порядка. Мозголомную ситуацию «человека может удовлетворить признание только со стороны того, кто его никогда не признает» можно урегулировать тоже лишь с помощью вмешательства Высшего Сознания.

Если конкретнее, то это противоречие снимается лишь в паре «Человек и Бог». Только здесь мы чувствуем любовь того, любви которого по определению не достойны, кто нас согласно любой разумной логике не может признать, но… почему-то признаёт.

Чтобы одинаково ясно чувствовать и бесконечную любовь к тебе Бога (то есть его признание), и свою греховность, совершенно несовместимую с этой любовью (то есть абсолютную невозможность признания), надо быть глубоко верующим человеком. Только тогда парадокс Гегеля обострится до предела и... исчезнет без потери силы взаимной любви.

* * *

Мои книги по психологии и философии можно приобрести во всех серьёзных книжных розничных и интернет-магазинах, например, здесь.