На фоне текущих бушующих событий осталась практически незамеченной новость о том, что принят федеральный закон №553-ФЗ, позволяющий отказывать гражданам в соцобслуживании. В чем состоит смысл этого федерального закона — рассмотрим далее.
Кто и и почему может отказать
Федеральный закон №553-ФЗ от 19.12.2022 г. вносит изменения в статью 18 закона №442-ФЗ о социальном обслуживании. По пока еще действующему законодательству человеку, нуждающемуся в помощи социальных работников, можно было отказать в предоставлении социальной помощи при наличии двух условий одновременно:
- если соцуслуги предоставляются в стационарной форме;
- если у человека имеются медицинские противопоказания, соответствующие установленному перечню Минздрава.
Действующий перечень противопоказаний утвержден приказом №216н Минздрава от 29.04.2015 г. Он содержит одиннадцать групп заболеваний, которые препятствуют помещению человека в специальные учреждения социального обслуживания: — интернаты и дома инвалидов и престарелых, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей и т. д.
К серьезным заболеваниям отнесены туберкулез с бактериовыделением, лепра, злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями, эпилепсия с частыми припадками, хронические и затяжные психические расстройства и т. д. То есть при наличии серьезных заболеваний человек не мог попасть в стационарные условия, где бы ему круглосуточно оказывали помощь соцработники.
Теперь же по новому закону происходит ужесточение предоставления социальной помощи. Люди, страдающие такими заболеваниями не смогут получить социальную помощь, в том числе, на дому и в полустационаре (то есть на базе отделений дневного пребывания). Единственный вариант в этом случае — надеяться на то, что такому человеку будет оказываться медпомощь закрепленным медучреждением. Это прямо установлено новым законом.
Отказывать в предоставлении такой социальной помощи будут все государственные организации, осуществляющие социальное обслуживание. При этом отказ должен быть основан на специальном заключении. А это заключение оформляется уполномоченным медицинским учреждением. Если такого заключения нет, то соцработники не вправе отказать человеку.
Однако по новым нормам законодатели предусмотрели возможность возобновления социального обслуживания (ранее этого не было). Это становится возможным, если здоровье человека восстанавливается, и исключаются противопоказания для предоставления соцуслуг.
Какие услуги подразумеваются в законе
Напомним, что основная функция соцслужб — это оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи. Также социальные службы организуют социальную адаптацию и реабилитацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом форма предоставление соцуслуг зависит от тяжести ситуации, в которой оказался человек.
Если человек круглосуточно нуждается в уходе и помощи, то таким людям социальная помощь оказывается круглосуточно в специальных учреждениях. То есть такие нуждающиеся граждане постоянно пребывают под надзором социальных работников.
Соцобслуживание на дому подразумевает такую организацию работы социальных служб, при которых человек остается в привычной для него обстановке, но получает необходимую помощь и поддержку.
При полустационарном обслуживании необходимая помощь оказывается человеку в специальных отделениях дневного пребывания учреждений соцобслуживания.
В принятом законе под запрет предоставлять соцуслуги «неправильным» гражданам попадают все формы социального обслуживания — обслуживание на дому, обслуживание в полустационарной и в стационарной формах.
Что это означает для простых граждан
Принятый закон фактически оставил часть граждан один на один со своими проблемами. То есть если человек имеет определенные заболевания, то он может рассчитывать либо на помощь от закрепленной поликлиники (больницы), либо на постороннюю помощь.
Однако медучреждения оказывают исключительно медицинские услуги, но никак не социальные. И максимум, что может сделать больница — поместить такого человека на лечение в стационар. Но с учетом загруженности системы здравоохранения, вряд ли можно надеяться на всеобъемлющую медицинскую помощь таким гражданам.
Вот и получается, что фактически в такой ситуации человек остается в одиночестве со своими проблемами. И вся помощь в их преодолении ложится на плечи родственников. А если человек одинокий — то только на неравнодушных граждан, если таковые, конечно, найдутся.
Мнения экспертов
Закон прежде всего был направлен на защиту труда социальных работников. Об этом говорится в пояснительной записке к уже принятому законопроекту. Эту же точку зрения транслирует, например, и государственное информационное агентство «ТАСС».
Подобной точки зрения (и, почему-то, это не удивительно) придерживается депутат Госдумы Екатерина Стенякина. Более того, она утверждает, что после исключения из системы социального обслуживания:
«люди не останутся один на один со своей болезнью. Им начнут оказывать помощь узкопрофильные специалисты. И длиться это будет до тех пор, пока человек не выздоровеет».
Однако на данный момент не понятно, будет ли оставлен существующий перечень противопоказаний в неизменном виде, или он будет расширен и дополнен. Ведь расширение перечня противопоказаний приведет к исключению из системы соцобслуживания значительно бóльшего числа наших соотечественников, чем имеется сейчас.
И, кстати, некоторые заболевания являются тяжелыми и неизлечимыми. К таким заболеваниям относятся, например, многие психические нарушения (умственная отсталость и другие). И если инфекционные болезни могут быть вылечены, и о человеке снова начнут заботиться соцработники, то единожды исключенные из соцобслуживания пациенты с психическими расстройствами попасть снова на соцобслуживание уже не смогут никогда. Просто потому, что их болезнь неизлечима. Что может в данной ситуации посоветовать депутат Екатерина Стенякина?
Профильные специалисты, занимающиеся вопросами социальной помощи гражданам, серьезно обеспокоены принятым законом. И особенную озабоченность у экспертов вызывает судьба пациентов с психическими или тяжелыми неизлечимыми заболеваниями.
Например, координатор правовой группы Центра лечебной педагогики (ЦЛП) Ирина Ларикова высказывается следующим образом:
«Вполне разделяем озабоченность и цель авторов законопроекта – оградить сотрудников организаций социального обслуживания, оказывающих услуги на дому и в полустационарной форме, от опасности, которая может проистекать при оказании социальных услуг в таких ситуациях. Однако предлагаемое законопроектом «решение» ведет к дискриминации отдельных категорий получателей социальных услуг, среди которых – и граждане с психическими расстройствами».
И далее Ирина Ларикова продолжает:
«Возникает абсурдная ситуация: граждане наиболее уязвимых категорий лишаются возможности получать социальные услуги в нестационарной форме. Но они не смогут получить социальные у слуги и в стационарной форме — для этого уже существуют противопоказания».
В свою очередь председатель совета Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елена Клочко в интервью издании «Коммерсантъ» задается следующим вопросом:
«Если перечень заболеваний к этому законопроекту будет таким же, как принятый в 2015 году и ограничивающий обслуживание людей в социальных стационарах, это может привести к тому, что люди в беспомощном состоянии не смогут получать социальные услуги. Куда деваться человеку, который не может получать социальные услуги в стационаре, полустационаре и дома?»
Там же «Коммерсантъ» отмечает, что на данный момент зачастую соцработник — это единственный человек, который навещает одинокого пожилого инвалида, кормит его и приносит лекарства.
Поэтому опрошенные «Коммерсантом» эксперты весьма скептически относятся к данным инициативам законодателей. И одна из их мыслей следующая — если целью закона является защита соцработников, то совсем неясно, почему за это должны расплачиваться граждане?
Юридический экперт в правовых вопросах. Подпишитесь на наш телеграм канал