Найти в Дзене
Реальные истории и мистика

Когда маленькие дети начинают врать, и учите ли вы их этому?

Оглавление

На первый взгляд этот вопрос может показаться вам странным, но на самом деле, все когда-то с чего-то начинается. У меня уже опубликовано несколько статей, где я рассказываю об отношении взрослых людей к детям. Так получилось, что на протяжении нескольких лет я изучал психологию, которую потом использовал на практике. У меня нет специального образования в этой области, но зато некоторые специалисты обзавидовались бы, если бы узнали, из каких первоисточников я имел возможность черпать свои знания. После увольнения из армии, мне приходилось работать во многих организациях и структурах, в частности в сфере рекламы и торговли. На протяжении длительного отрезка времени, я занимался прямыми продажами, то есть убеждал людей, во время беседы с ними, в том, что они должны приобрести какую-то продукцию. Так что, из всего вышесказанного, вы можете сделать вывод, что у меня были не только практические знания в области психологии, но и достаточно практики в ее применении.

Ребенок начинает врать - проблема воспитания его родителями
Ребенок начинает врать - проблема воспитания его родителями

Сначала я считал, что знание психологии и его использование, подобно оружию, которое знающий человек может использовать по отношению к другим людям. Мне казалось, что подобное недопустимо. Вы только представьте себе ситуацию, когда здоровый бугай, владеющий определенными приемами, например, каратэ, самбо, дзюдо и так далее, явится в детский сад для устройства там разборок. Вот точно такое же отношение у меня было и к использованию приемов психологии к людям, которые с ней не знакомы. Нет смысла говорить о том, что вы знаете о различных видах борьбы, если не владеете ими. Знаете ли вы, чего могут только стоить современные знания НЛП, о которых уже предостаточно информации? Это уже не говоря о том, что существуют специальные приемы для спецслужб.

Знание и использование психологии в современном мире

В какой-то момент, я изменил свою позицию по отношению к психологии, и начал активно ее изучать и использовать в своей повседневной жизни. Продолжая изучать психологию на гражданке, я осознал, что умение манипулировать людьми, вернее их сознанием, дает мне определенные преимущества перед ними. Единственное, чего я никогда не делал, это не использовал свои знания во вред кому-либо.

Наблюдения за маленькими детьми их воспитание

Со временем, с появлением у меня большого количества внуков, я имею возможность постоянно наблюдать за ними, а также анализировать их поведение. Поскольку мои внуки - разновозрастный народ, начиная от взрослых, которые уже живут отдельно самостоятельной жизнью, где-то работают и сами себя обеспечивают, а также есть школьники и внуки младше трех лет, наблюдение за ними становится еще интереснее. Но, сегодня я хочу поговорить только о самых маленьких из них.

Мои знания психологии и наблюдения за взрослыми людьми и детьми, дополняются личными воспоминаниями. Иногда, в моем сознании отчетливо всплывают картины из личного жизненного опыта, а именно, из раннего, младенческого возраста. Обычно, взрослые люди ничего подобного вспомнить не могут. Я не знаю, почему такое происходит, могу лишь только предполагать. Но, в первую очередь мне кажется, что взрослые люди просто не утруждают себя подобными воспоминаниями. Хотя, это не главная причина. В определенной обстановке, человек способен вспомнить не только свое младенчество, но и что-то большее. Взять, например, гипнотические опыты В.Л.Райкова, в них тоже есть очень много интересного материала.

Есть что-то очень важное и особенное в маленьких детях. Очень часто у меня создается впечатление, что они знают гораздо больше того, что знаем мы, взрослые люди. Когда дети появляются на свет, то они не умеют ни ходить, ни говорить, ни многого другого. В мире животных многое иначе. Взять, например, лошадь, которая вынашивает жеребенка в течение 11 - 12 месяцев. Зато, после появления его на свет, он способен уже через 3 часа бежать вместе с матерью. Или, возьмите, к примеру, домашних животных, например, кошку или собаку. Продолжительность их беременности длится пару месяцев, зато их потомство готово к самостоятельной жизни через 2 - 4 месяца. Человеческий детеныш не только учится ходить и бегать, но еще и изучает наш язык общения. При этом я имею в виду не только слова, но и жесты, которые дети очень быстро осваивают, и использует в своей жизни. Иногда они делают это даже раньше, чем начинают хорошо говорить. Часто, их недостаток словарного запаса, а также желание выразить свои эмоции, компенсируется громкостью произносимого текста и его интонацией. Порой, раздражающий взрослых людей, плач маленького ребенка - является выражением его эмоции и требований внимания. Я неоднократно говорил, писал в своих статьях о том, что это ни дети не понимают нас, а это мы, взрослые люди, не понимаем их. Дети просто вынуждены изучать наши способы общения, для того, чтобы мы наконец-то смогли начать их понимать.

Поэтому, в силу всего вышесказанного и перечисленного, необходимо проявлять к детям повышенный интерес и внимание. Общаться с маленьким ребенком необходимо, исключительно, как с взрослым человеком. На родителей в данное время накладывается особая ответственность. Их речь должна быть четкой, внятной и грамотной. Особенно это важно на ранней стадии формирования личности. Конечно, человеческий детеныш, подобно Маугли, способен вырасти в джунглях. Но, будет ли он когда-нибудь, способен на то, чтобы освоить человеческий язык, если не будет слышать речь до своего совершеннолетия? Думаю, что данная способность у него будет утрачено еще в раннем детстве.

Переломный момент в жизни людей и утрата их возможностей и способностей

В какой-то период, в жизни ребенка происходит переломный момент. Он начинает общаться с взрослыми людьми на языке, который они знают и понимают. Вот только то, что они знали до этого, постепенно начинает забываться. Практически, все феноменальные способности и не реализованные возможности ребенка, остаются в его прошлом. В сознании детей появляется упрощенная модель нашего мира, которую они начинают использовать в своей повседневной жизни. Также постепенно происходит огранка этой модели в виде постулатов, ограничений и запретов.

Ребенок есть внутри каждого человека
Ребенок есть внутри каждого человека

Вы, наверное, слышали такие выражения, что нельзя прыгнуть выше головы, летать по воздуху, как птицы без каких-либо приспособлений для этого, а также проходить сквозь стены и так далее. Поэтому неудивительно, что мы лишь только пользуемся большим списком терминологий, как, например, левитация, телепатия, телекинез, телепортация, ясновидение и так далее. При этом мы сами не можем использовать эти способности. Практически, удел любого взрослого человека, это нахождение его в том месте, в которое он сам себя определил.

Чтобы что-то изменить в своей жизни, необходимо начать изменять свое сознание и восприятие этого мира, в котором мы живем. В связи с этим, считаю, что задача творческого развития ребенка, должна стать основополагающей в системе образования государства, а также выделена в списке других первостепенных задач формирования личности. Ну, как тут не вспомнить про СССР, в котором существовало множество секций кружков и специальных детских учреждений, например, ДПШ (Дом Пионеров и Школьников).

Я не буду углубляться дальше в эту тему, вернусь к основному вопросу, из-за которого и решил написать эту статью.

Когда все же маленькие дети начинают врать?

Конечно, любой взрослый и здравомыслящий человек, скажет, что он не учит своего ребенка врать. Да, у него нет такой цели, но, к сожалению, это происходит сплошь и рядом. При этом взрослые люди не отдают себе в этом отчет. Они об этом просто не знают, поэтому и не задумываются. Все маленькие дети с рождения не умеют ни хитрить, ни лукавить, ни, тем более, врать. Все эти пороки приходят к ним постепенно, в процессе их саморазвития. Приведу лишь несколько примеров того, как это происходит в жизни.

1 вариант

Мама разговаривает со своей маленькой дочкой и задает ей вот такой вопрос:

— А ты сейчас говоришь мне правду или хитришь?

Изначально ребенок не знает таких понятий, как, например, ложь или говорить неправду. Но, постепенно, в процессе общения с взрослыми людьми или с другими детьми, ребенок начинает задумываться и в конечном итоге осознавать значение этих слов и выражений. И, если изначально он говорил правду, то позже, уже не исключается тот факт, что он попытается обмануть вас. Изначально, попытка обмана может скрываться за безобидной шуткой или за маленьким розыгрышем. Постепенно это перерастает в способность сознательного ввода в заблуждение и в попытку обмана. Как правило, ребенок начинает врать, когда пытается избежать наказания за какие-то свои действия.

Например, как известно, запретный плод всегда сладок. Ребенок не удерживается от соблазна и совершает проступок, за которым может последовать наказание. Он, в свою очередь, не хочет быть наказанным, поэтому придумывает заранее план своих действий или выдумывает что-то экспромтом в процессе беседы с ним.

Приведу простой пример из своей практики

Одна из моих внучек, которой еще нет трех лет почти ничего не говорит. Если Эллочка-людоедка книги Ильфа и Петрова использовала всего 28 слов для своего общения, то моей внучки их нужно гораздо меньше. Зато она прекрасно пользуется жестами, интонацией и громкостью речи. Понимает же она абсолютно все, просто не хочет при этом учиться разговаривать. Конечно, это волнует нас, взрослых людей, членов нашей семьи, включая маму. Только зачем ей утруждать себя, когда и так ее все понимают?

Время от времени, я подмазываюсь к ней и угощаю ее чем-то вкусненьким. Например, это может быть мандарин, глазированный сырок, виноград, помидор и так далее. Правда, ко мне предъявляются одно обязательное требование, я могу угощать ее только после того, когда она поела. Иногда, из-за этого возникают конфликты. Рассмотрим один пример детально.

Прежде, чем в очередной раз угостить свою внучку, я задаю ей один и тот же вопрос:

— Ты поела?

— Да, - всегда отвечает мне внучка, и я в очередной раз ее чем-то угощаю.

Но, было уже не раз, когда мне говорили, что она еще не обедала.

— Она тебя обманывает, - говорит мама, - чтобы ты угостил ее. На самом деле она еще не обедала. Поэтому ничего я сейчас не давай.

— Не буду, - говорю я.

После этого моя внучка с плачем уходит в комнату. Позже, после того, как она успокоиться, и поест, мы возвращаемся к этому вопросу, и я даю ей что-нибудь вкусное.

Между нами, взрослыми людьми, возникают споры, к которым подключилась и моя жена. Она говорит мне:

— Перестань постоянно чем-нибудь угощать внучку, потому что этим ты приучаешь ее врать.

— Нет, - говорю я. - Это вы учите ее врать! Да, я признаю, что совершил ошибку, но все равно врать ее учите вы.

— Это же ты спрашиваешь у нее, что поела она или нет, а она отвечает себе, что да, поела. Она обманывает тебя, а ты в этом потакаешь.

— Видишь ли, - говорю я жене, - она всегда отвечала мне правду до тех пор, пока вы не стали говорить о том, что она врет.

Безусловно, такое заявление вызывает бурю возмущений, после которых приходится разъяснять ситуацию.

— Я спрашиваю у нее, ела ли она. После чего внучка говорит, что ела. И это являлось истиной. Ведь, она действительно кушала, правда это могло быть гораздо раньше. Очевидно, мне нужно было спросить у нее, обедала ли она. К сожалению, некоторые понятия для нее еще не доступны. Поэтому мне приходится спрашивать у других о том, как давно ее кормили и можно ли мне в данный момент угостить ее чем-либо? А вы, со своей стороны своими разговорами, подталкивает ее к размышлению о том, что можно было соврать. Пока очень трудно судить о том, умеет ли она уже это делать или нет, но рано или поздно, она обязательно научится это делать. Учите ее разговаривать, требуйте и заставляйте!

Зато другая внучка, которой нет еще и года, постоянно упражняется в своей разговорной речи. Ее словарный запас, который она использует, давно превзошел Эллочку-людоедку. Говорит, конечно, она еще недостаточно много, но старается делать это. Меня больше умиляют ее попытки подражать жестам своей старшей сестры. Я подмечаю то, как она осознанно делает это, но неуверенно. При этом младшая внучка очень внимательно наблюдает за нашей реакцией.

2 вариант

Маленькие дети, при общении с другими детьми, а в частности со своими старшими братьями и сестрами, видят, как те совершают какие-то проступки, после которых обманывают взрослых людей и своих родителей. Они очень быстро учатся, поэтому очень быстро соображают то, что и зачем следует. К сожалению, это проблема всех многодетных семей, особенно, если в них не ведутся разъяснительные беседы и воспитательные работы.

3 вариант

Ребенок видит со стороны то, как взрослые люди обманывают друг друга. Он начинает анализировать происходящее, после чего очень быстро делает свои умозаключения, а затем начинает использовать это в своей практике.

Иногда взрослые сами приглашают своих детей для участия в этой процедуре обмана.

— Я не хочу, чтобы наш папа ругался. Он обязательно сделает это, когда узнают всю правду. Но, мы, ведь, не скажем ему об этом? Хорошо?! Пусть это будет нашим маленьким с тобой секретом.

И тут уже совсем неважно то, кто на самом деле говорил эти слова. Ребенок получает теоретические знания и пример того, как можно обманывать других людей, будь то папа или мама, или кто-то другой.

Думаю, что этих трех вариантов, приведенных в качестве примера, вполне достаточно для того, чтобы задуматься над проблемой. Важно понимать, что ложь детей начинается с примеров и подталкивания их в направлении подобных действий.

Необходимо постоянно проводить разъяснительную работу, объяснять своим детям, что врать - это нехорошо. Учите своих детей тому, что нельзя совершать действий, за которые потом им придется оправдываться. Приводите примеры, показывайте это на личном опыте. Добивайтесь того, чтобы ребенок всегда говорил вам только правду. Избегайте насилия, используете методы убеждения.

Любой человек, личность которого уже сформировалось, не изменится ни под какими методами воздействия на него, если только не придет к выводу и не примет самостоятельные решение, что нужно это сделать и измениться. Помочь ему в этом могут только убеждения.

Использование психологии сегодня

Вне зависимости от того знаете ли вы методы психологического воздействия на людей или нет, но вы постоянно подвергаетесь подобным воздействиям. Психология изучается не только отдельными лицами, которые после этого используют ее на практике, например, врачи психологи, психотерапевты, гипнологи и так далее. Сегодня информации обо всем этом больше, чем предостаточно. Практически, изучать психологию может абсолютно любой человек, если, конечно, она его интересуют. Кроме книг, существуют различные видеоролики, а также всевозможные курсы и лекции.

Конечно, любой человек может сказать, что психология - это мудреная наука, которая его совсем не интересуют. Обычно, такие люди также утверждают, что они не подвержены каким-либо психологическим воздействиям. Но, для меня подобные высказывания, выглядят очень смешно. Ведь, если я чего-то не вижу или не знаю, то это совершенно не означает того, что оно не существует. Например, все современные люди, пользоваться мобильной связью. При этом каждый человек, носящий с собой мобильник, осознает, что он находится под постоянным воздействием электромагнитных излучений. Я не буду говорить о том, что это вредно или не вредно, дело совсем в другом. Даже, если вы не будете носить с собой мобильного телефона, вы все равно будете находиться в поле магнитных волн постоянно. Поэтому, если вы смотрите телевидение, видите рекламу, разговариваете с кем-то по телефону, а также общаетесь с обычными продавцами, вы все равно подвергаетесь психологическому воздействию с их стороны. Вас постоянно призывают что-то сделать. Единственное отличие заключается лишь в том, какие способы и приемы для этого используются.

***

Подписывайтесь на мой канал, и читайте другие мои статьи, ставьте лайки, пишите свои комментарии.

Рекомендую для прочтения, следующие две статьи, опубликованные мною ранее:

Желаю вам всем успеха и послушных детей!