Что-то у меня записей нет, напишу, как в 90-е делали икру из манки.
Обязательно нужен советский граненый стакан. Так сказала соседка по деревне моей матери, когда передавала ей этот рецепт. Без стакана никак, ничего не получится, у тебя же все чашки разные.
У нас в самом деле все чашки были разные, а еще бокалы, фужеры и прочие остатки роскоши былой. Два хрустальных сливочника, например - зачем они, как применить их в быту? Только поставить на среднюю полку серванта носиками к хрустальной икорнице-кораблику. Соседка сжалилась и дала свой стакан, шестнадцатигранный. "Вот, для начала девку свою пошли в магазин, пусть ей рассола нальют".
Наша деревня была небольшая, магазин рядом, в обычное время у магазина не было людей, кроме пары алкашей и заплутавшей козы-ценительницы окурков. Но пока несла халявный селедочный рассол в сакральном стакане, на стометровке пути от прилавка до дома мне встретились несколько одноклассников, две учительницы, единственная на всю деревню фельдшер и приехавшие на лето загадочные дети-москвичи. "О, икру будете делать" - реагировали все, кроме столичных детей, которые посторонились и на всякий случай посмеялись.
Торжественно внося в кухню стакан с драгоценной жидкостью, я чуть не запнулась об вставшую в проходе за время моего отсутствия табуретку, на которую были навалены два ватных одеяла. В кухне произошли некоторые перемены - стол стоял на середине, на плите стояла десятилитровая кастрюля с водой. "Ого, сколько будет икры с одного стакана рассола" - поразилась я.
Увидев мой приход, соседка выдвинулась в середину кухни вместе со стулом и принялась руководить процессом. Ошибиться нельзя - в икру шел целый стакан растительного масла. Рассол был вылит в трехлитровую кастрюлю, туда же отправилось масло. И стакан манки. Манка густо прилипла к стакану - "ничего - успокоила соседка, - ничего не пропадет". Ничего не пропало - в стакан под чутким руководством была положена ложка кетчупа и залита водой до конца граней. Размешали. "Не тот цвет - придралась соседка, - клади еще кетчуп". Спустя еще две ложки была достигнута необходимая насыщенность цвета для будущей икры, все отправилось в ту же трехлитровую кастрюлю к манке с рассолом и маслом.
- Теперь все, перемешай и пусть стоит час.
- И можно есть? - обрадовалась я.
- Завтра поешь - осадила мой восторг соседка, - стакан вымой, через час поставишь ту кастрюлю на эту, поварится, так закутаешь, некогда мне с вами.
Пока я мыла стакан, мать допрашивала соседку насчет сроков варки и настаивания. Та путалась в расчетах и показаниях, наконец решила остаться до конца и пошла выжидать под семечки у телевизора.
Я заглянула в кастрюлю на будущую икру. Кастрюля была заполнена примерно на треть, под полупрозрачным слоем масла и мутными водами рассола с кетчупом на донышке виднелась манка. Наконец, час прошел, соседка с матерью пришли в кухню и обнаружили меня, проводящей опыты. Я выяснила, что глиняная кружечка и одиночный фужер вмещают столько же воды, сколько и соседкин стакан до края граней, а пиала - столько, сколько в стакане до края. С горочкой.
На всякий случай отругав меня за мокрый стакан, занялись икрой. Вода в десятилитровой кастрюле закипела, на ее край пристроили на ручках закрытую трехлитровую и через 10-15 минут выключили.
- Теперь давай укутывать.
Всю конструкцию из кастрюль укутали двумя ватными одеялами прямо на плите.
- А когда остынет, можно есть - обрадовала соседка и пошла собираться домой.
- Я-то на ночь делаю обычно - разоткровенничалась она, обуваясь. - Днем делать, так и чайник не вскипятить, и не разогреть ничего.
Соседка ушла. Был день. Чайник был холодный, конфорок на плите было не видно под одеялами. К вечеру большая кастрюля показалась наконец холодноватой и мы ее раскутали. Трехлитровая оказалась до половины заполнена оранжеватым месивом, которое на вкус оказалось потрясающим. Всего получилось три неполных поллитровых банки.
Были потом и другие рецепты икры, и с добавлением вареной морковки или лука, уксуса, мелко порезанной селедки, вареных яиц, размятых вилкой. Со стаканом рассола на ложку манки, со стопкой рассола на стакан манки, быстрый с развариванием манки, с маргарином, говяжьим жиром, с вермишелью быстрого приготовления вместо манки, с проваренными крабовыми палочками, с рассолом от пряной кильки, с маслом из шпрот, с отдельной варкой манки и последующим соединением составляющих, с добавлением толченых сухариков.
Но полностью мне запомнилась только эта рецептура, и тот восторг, когда из жутковатой смеси получилось три неполных поллитровки намазки на хлеб. Годы спустя, когда я впервые попробовала деликатесную икру мойвы, мне вспомнилась та, фальшивая икра - за счет недолгой варки и долгого настаивания манные крупинки разбухают, не теряя формы, и приобретают упругость.
Спасибо за внимание, искренне желаю, чтобы этот и подобные рецепты если и будут использованы вами, то только ради любопытства, а не из экономии на еде.