Это событие, произошедшее 68 лет назад, всколыхнуло весь мир. Неслыханная дерзость — в Южно-Китайском море был захвачен огромный танкер, принадлежащий Советскому Союзу. И сделали это не морские пираты, а военные островного государства Тайвань. Нагло, не таясь, посреди белого дня они атаковали наше судно и угрозами вынудили пришвартоваться его в своем порту. Груз конфисковали, экипаж арестовали, танкер отказывались выдавать. Сейчас такую ситуацию сложно себе представить, да и в 1954 году казалось, что наглый Тайвань жестоко поплатится за свою дерзкую выходку. Но нет. Эта история тянулась ни один десяток лет и закончилась только в 1993 году, когда на Родину вернулся последний член экипажа танкера. Тяжело больным, в инвалидной коляске...
Китай и Тайвань
Танкер "Туапсе" с грузом керосина вышел из одесского порта в мае 1954 года. Назначение — порт Далянь Китая. В то время Китай, а точнее Китайская Народная Республика, представляла собой далеко не такую грозную силу и огромную монолитную страну, каковой является сейчас. В 1954 году ей противостояла Республика Китай — так называлось (и продолжает называться) государство на Тайване. Оно управлялось военными во главе с генералиссимусом Чан Кайши.
Советский Союз всецело поддерживал КНР, а в противовес нам США оказывали всяческую помощь Тайваню, в том числе и военную, держа у его берегов свой флот. Тайвань под таким "зонтиком" чувствовал себя вольготно. Его военные корабли пытались блокировать берега КНР, и под видом проверки захватывали различные гражданские суда. Однако с Советским Союзом Тайвань предпочитал не связываться, и наши танкеры и сухогрузы проходили опасный участок более–менее благополучно.
Пираты Южно-Китайского моря
Так было до 23 июня 1954 года. Впервые за все время советское судно осмелились остановить. Сначала в нейтральных водах над танкером "Туапсе" появились истребители, затем его взяли в клещи два эсминца, а потом с Тайваньского военного корабля поступил сигнал застопорить машины и лечь в дрейф. Капитан "Туапсе" Виталий Калинин дал команду продолжать движение, однако спустя 20 минут рядом с танкером разорвался снаряд, а потом еще один. Это означало, что чанкайшисты настроены серьезно, и в случае неподчинения готовы потопить советское судно.
Вскоре после остановки на борт "Туапсе" высадился военный десант. Захватчики не церемонились — избив нескольких членов команды, "пираты" заперли моряков, арестовали капитана, сняли советские флаги и взяли танкер на буксир (наши моряки успели вывести из строя ходовую часть). В Тайваньском порту Гаосюн на "Туапсе" поднялось несколько людей отнюдь не азиатской внешности. Это были американцы. Изъяв документацию, они внимательно стали изучать танкер.
А всю команду (49 человек) силой ссадили на берег и разбив группами по 10–15 человек, изолировали по небольшим строениям, обнесенным колючей проволокой.
Вежливость, которая закончилась пытками
Чего хотело Тайваньское военное правительство? Ведь не завладеть же керосином, в самом деле? И это тоже, но главной целью операции было склонить экипаж "Туапсе" к измене и раструбить потом об этом на весь мир. Доказать, что коммунистический режим вовсе не монолитен, а граждане СССР совсем не патриоты, и в обмен на сытую обеспеченную жизнь готовы предать Родину.
Для этого с первых же часов пребывания в плену началась "обработка" моряков. Их хорошо кормили, с ними были вежливы и внимательны. Взамен требовалось лишь одно — поставить подпись под заявлением с "решением не возвращаться в Советский Союз". Тактика не принесла успеха. Через 5 дней начались провокации. То одному, то другому члену экипажа сообщалось, что его сослуживец уже подписал заявление и сейчас находится в США на собственной вилле. Старпому Кузнецову рассказали, что капитан Калинин женился на буфетчице Ольге Поповой и буквально час назад отбыл на самолете в Америку строить новую жизнь.
Бесполезно. Ни один из 49 моряков не поставил подпись под "заявлением". Тогда их начали пугать третьей мировой войной, говорить, что она уже началась и все моряки переводятся в статус военнопленных, с которыми будут обращаться по законам военного времени. Никаких шикарных обедов уже не было — арестантов стали держать на голодном пайке, который с каждым днем урезали. Стакан воды и кусок хлеба на завтрак и вареная трава на обед и ужин. От этого рациона у моряков начались головные боли и обмороки. А потом их стали пытать...
По свидетельству Дмитрия Кузнецова, моряков избивали кожаными плетями со свинцовым грузом в них и применяли электрический ток. Так продолжалось до весны 1955 года. А что же СССР, спросите вы? Почти год какое-то островное государство-карлик удерживает у себя советских людей, пытает их, желая превратить в предателей, а в ответ тишина?
Усилия СССР
Не совсем. Действия предпринимались, но исключительно мирные. Поскольку дипломатических отношений с Тайванем не было, то ноту протеста вручили американскому послу, так как такая демонстративная акция не могла быть проведена без участия США. Но формально Америка была ни при чем, поэтому нота осталась без ответа. Одновременно с этим началось давление на Тайвань со стороны ООН. Подключились даже союзники США Австралия и Новая Зеландия, которые были уверены, что СССР из-за этого инцидента усилит свое присутствие в западной части Тихого океана.
Нет, не усилил. В мае 1955 года при содействии французского посольства на Тайване 29 советских моряков вместе с капитаном Калининым вернулись на Родину. Там их встретили как героев — они получили хорошую компенсацию, почет и уважение.
Но гораздо интересней судьба оставшихся 20 моряков. После серьезной психологической и физической обработки они все же подписали злосчастное "заявление", тем самым попросив политического убежища. Это были в основном молодые люди, возраста чуть старше 20 лет. Те, кто повзрослее, те не сломились и вернулись домой, а вот молодежь...
Судьба перебежчиков
Девять из них вывезли в США, четверо периодически выступали там на радио, клеймя жизнь в Советском Союзе. Пятерым морякам потом удалось сбежать в советское посольство и в апреле 1956 года они вернулись на родину. В СССР их встретили сдержано и долго держали на контроле, запретив выход в международные рейсы. Но репрессий к ним не применяли.
Четверых оставшихся в США в Советском Союзе заочно приговорили к смертной казни. Один из "избравших свободу", Михаил Иваньков-Николов, вскоре лишился рассудка. Его передали советской стороне в 1969 году и остаток дней он провел в психиатрической лечебнице.
Еще четверо моряков смогли в 1957 году выехать с Тайваня в Латинскую Америку, откуда тоже через советское посольство вернулись в СССР. На родине они были осуждены на 15 лет, однако в 1963 всех четверых выпустили по амнистии.
Из оставшихся на Тайване семерых моряков четверо отказались от подписанного ими прошения о политическом убежище и запросили возврата в СССР. Однако вместо этого их приговорили к 10 годам заключения. После освобождения они продолжали жить на Тайване, не оставляя попыток вернуться на родину. Лишь только после 34-летнего отсутствия в 1988 году им удалось выехать в СССР. За все время мытарств двое умерли, а один покончил жизнь самоубийством.
Последним вернулся в 1993 году корабельный кок Всеволод Лопатюк. Он был тяжело болен и не мог ходить, но все это время дома его ждала жена. Их встреча произошла спустя 40 лет.
Ну а что с танкером? Его так и не вернули и говорят, он до сих пор стоит на рейде в тайваньском порту Гаосюн, выступая немым свидетелем трагических событий.
Вот такие сюжеты порой "сочиняет" жизнь — похлеще любого остросюжетного экшена. Кстати, по драматическим событиям в 1958 году в Советском Союзе был снят фильм "Чрезвычайное происшествие" с молодым Вячеславом Тихоновым. Посмотрите, это действительно интересно.
Танкер СССР вернуть так и не смог, а ведь возможности были. Более того, и случаи успешного возвращения своего флота в нашей истории тоже имели место 👇:
(При подготовке статьи была использована информация сайтов: svpressa.ru; ru.rbth.com; histrf.ru; military.wikireading.ru)