В этом рассказе я поведу речь о том, как корректировала чертеж студенту-выпускнику вуза, которому никто до меня не смог помочь решить его проблему. Студента звали Анатолий. А проблема заключалась в том, что руководитель дипломного проекта несколько раз успел вернуть назад ему на доработку чертеж размером с письменный стол (формат А0), задавая один и тот же вопрос: «Что это у вас?» При этом он ручкой рисовал в центре чертежа огромный вопросительный знак. Упорный студент приступал к новой версии чертежа, но ответ преподавателя был каждый раз один и тот же. Жирный вопросительный знак в центре. Анатолий был измучен, находился на гране срыва. Он и сам не знал, что там у него. Готовый диплом с текстом и набором чертежей он приобрел по случаю. Сам дипломный проект многократно в течение пяти лет с огромным успехом защищался в разных технических вузах страны. Последний раз это было в одном из авиационных вузов СССР. Там он прошел на «Ура!». За разработку авиационного двигателя поставили «отлично»!
Через общего знакомого выпускник начал тактично вести со мной переговоры. Мне рассказали его историю, и я заинтересовалась дипломом. Захотелось ему помочь. Назначила встречу. Он пришел с многострадальным чертежом. Разложил его на столе. Я приступила к изучению представленного материала. Изучение заняло меньше минуты. Я спросила: «А что это у вас в центре чертежа?» На мой вопрос прозвучал лишенный всякой надежды ответ: «Вот именно это меня и спрашивает преподаватель!» Студент сник окончательно.
Тут я взяла стёрку, расчистила центральную часть нарисованного, провела карандашом четыре пересекающиеся под прямым углом осевые линии. Убрала лишнее. Анатолий встрепенулся. «Так что же не так было с моим чертежом?» – спросил слегка повеселевший студент.
Чтобы ответить ему, я в свою очередь спросила: «А с какого источника был скопирован чертеж? С синьки?». Студент подтвердил мою догадку. И тут мне окончательно все стало ясно.
В те времена принтеров не было. На промышленных предприятиях, где в основном использовались чертежи, их копирование производилось с помощью специальных копированных машин, занимавших помещение равное одной комнате. Основанная рабочая часть машины представляла собой два валика, через которые пропускалась калька (полупрозрачная бумага с нанесенной копировщицей вручную тушью информацией). А так как калька легко поддавалась замятию, то после ее прохождения через резиновые валики, мятая центральная часть чертежа на синьке разглаживалась и давала четкие неровные линии контура у деталей, там, где их не должно быть. Именно эти линии студент аккуратно каждый раз обрисовывал. С целью усовершенствования процесса копирования он на работе изготовил деревянный стол со стеклянной крышкой, снабдив его снизу лампочкой для подсветки кальки, которая выкладывалась на стекло вместе с чистым листом бумаги формата А0. Так появлялась новая копия чертежа с дополнительными «авторскими» элементами у деталей авиационного двигателя. Об этом он мне тут же и рассказал.
В итоге студент пришел ко мне еще раз, но уже со словами благодарности. Он был счастлив. Чертеж приняли, а диплом был защищен на «отлично». А я в этом и не сомневалась!
P.S.: ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал