Сегодня парадными называют все подъезды вне зависимости от назначения. До 1917 года петербургский дом имел парадный вход для хозяев и черную лестницу для прислуги и бытовых надобностей. Со временем черный ход стал диковинкой и любой подъезд в Петербурге стали называть парадной (но мы помним, что «парадная» — это сокращение «парадной лестницы»).
Старый фонд не особенно берегли в советское время, и исторических интерьеров в их изначальном виде сохранилось не так много. Но, к счастью, и не так мало! Где-то в парадных уцелели витражи, где-то осталась изразцовая печь и метлахская плитка. По парадным проводят специальные экскурсии: через взгляд на них можно получить представление о прежней жизни нашего города.
Что изменилось в петербургской парадной типичного доходного дома за век? Печное отопление за ненадобностью исчезло, дымоходы заложены, а сами печи остались во многих парадных. Многие из них нуждаются в реставрации — так же, как и витражи, и лепнина, покрытые многочисленными слоями краски.
Проект о петербургских парадных «Гэнгъ» как-то показал два снимка парадного входа собственного дома Елисеева: один сделан в наши дни, второй — 100 лет назад. Исчезли входные двери с витражами, ковры и часть лепнины, но можно сказать, что этой парадной повезло — в целом она сохранила свой изначальный облик.
Петербуржцы-краеведы из объединения «Гэнгъ» уже много лет отмывают менее удачливые парадные на добровольных началах. Иными словами, им за это никто не платит. Добрые дела волонтеры совершают в свое личное свободное время, исключительно из любви к городу и его наследию: отмывают каждую плиточку стены и пола, каждый изразец печи или камина, расчищают закрашенные витражи. Кстати, вот карта, где отмечено более 30 адресов, на которых уже поработала команда «Гэнгъ».
«С парадными все вышло случайно: в одной из них мы заметили подпирающий дверь изразец, зашли и увидели разрисованную печь в ужасном состоянии. Подумали, а почему бы нам ее не помыть? Лично меня в этой печке зацепило еще и то, что про нее много кто из краеведов писал в духе “погибает красота!”, но никто не пытался что-то сделать. Мы написали об этом в своих блогах — к нам присоединились 40 человек, так что заодно мы отмыли еще две парадные», — говорит Ксения Сидорина, основатель проекта «Гэнгъ».
Так, Ксения с соратниками отмыли витраж над входной дверью в парадной дома 1909 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Снаружи он был закрашен четырьмя слоями краски, изнутри — двумя.
«Закончили отмывать витраж над дверью в дом 1909 года, — рассказывает Ксения. — Четыре слоя краски только снаружи, два внутри. С ними пришлось бороться по ночам, чтобы не мешать жителям выходить и входить».
Сегодня формат «отмывательных акций» такой: их инициируют сами жители дома, а Ксения с командой добровольцев помогает расчистить слои краски и грязи.
Другой прекрасный проект о петербургских парадных —
paradnye-peterburga.ru
Дмитрий Добродеев, автор проекта, заявляет, что основная цель данного фотопроекта — показать сохранившиеся парадные, лестницы и витражи домов Санкт-Петербурга, которые пережили революцию и блокаду. На сайте много отличных материалов, там же можно задавать Дмитрию вопросы о парадных и лестницах.
Среди десятков прекрасных парадных Центрального района Петербурга моя самая любимая — в особняке Каншина, дом номер 6 по Кузнечному переулку. Попасть в эту парадную несложно, вход без домофона, так как в здесь находятся разные офисы и фотостудия.
Дом по проекту архитектора Густава Барча был построен в 1870 году для дочери сборщика налогов Василия Каншина; роскошь тут не совсем присущая доходным домам, нетипичная, почти дворцовая. В советское время в здании располагались различные конторы и коммуналки. До сегодняшнего дня в парадной хорошо сохранилась пышная эклектичная лепная отделка с кариатидами и купидонами.
Вообще, исследовать парадные в старом фонде — это особый спорт петербуржцев. Некоторые любят искать новые объекты в сопровождении гидов-краеведов, кто-то предпочитает вести охоту самостоятельно. Самый активный вид взаимодействия, очевидно, предлагает союз волонтеров «Гэнгъ». Можно сказать наверняка: любишь Петербург — знаешь его парадные.