Найти в Дзене

8 секретов работы мозга, которые помогут в обучении.

Приветствую всех на канале! Для тех, кто видит мои посты впервые - меня зовут Анна Иванникова. Я эксперт в области когнитивных навыков, коуч по личной эффективности и стратегическому мышлению. Являюсь автором и создателем топового подкаста по саморазвитию «Познай самого себя» (топ-50 на Яндекс.Музыке, топ-20 Apple.Podcasts), организатором экосистемы самопознания. Сегодня поговорим о том, какие секреты таит в себе наше мышление. Что такое нейропластичность и как использовать её принципы для личной эффективности и обучения. Нейропластичность - это свойство нашего мозга изменяться в ответ на действие внешней среды. Если в школе нас учили, что нервные клетки не восстанавливаются, современные исследования доказывают: в мозге есть "неопределившиеся" клетки, которые затем могут трансформироваться в новые нейроны (это очень простыми словами, но суть такая). Таким образом, образуются и новые нейронные связи, наше мышление становится "быстрее" и эффективнее. Нейропластичность же помогает

Приветствую всех на канале! Для тех, кто видит мои посты впервые - меня зовут Анна Иванникова. Я эксперт в области когнитивных навыков, коуч по личной эффективности и стратегическому мышлению.

Являюсь автором и создателем топового подкаста по саморазвитию «Познай самого себя» (топ-50 на Яндекс.Музыке, топ-20 Apple.Podcasts), организатором экосистемы самопознания.

Сегодня поговорим о том, какие секреты таит в себе наше мышление. Что такое нейропластичность и как использовать её принципы для личной эффективности и обучения.

Нейропластичность - это свойство нашего мозга изменяться в ответ на действие внешней среды.

Если в школе нас учили, что нервные клетки не восстанавливаются, современные исследования доказывают: в мозге есть "неопределившиеся" клетки, которые затем могут трансформироваться в новые нейроны (это очень простыми словами, но суть такая).

Таким образом, образуются и новые нейронные связи, наше мышление становится "быстрее" и эффективнее.

Нейропластичность же помогает восстановить утраченные функции после травм (например, здоровая область мозга может "взять на себя" функцию травмированной области).

Но вместо научной статьи давайте приведу конкретные примеры, как вы можете использовать принципы работы мозга для того, чтобы сделать своё мышление и обучение эффективнее и продуктивнее. Давайте рассмотрим на примере погружения в тему самопознания и личной эффективности, как я работаю с учениками. Но вы конечно можете применить знания в любой области жизни.

Принципы нейропластичности, которые вам помогут:

  1. Используй, или потеряешь.

    Любой навык становится ЗНАНИЕМ только через практику. Что бы вы ни изучали: математику, музыку, языки, самопознание - практикуйтесь! 5 минут практики лучше, чем отсутствие практики.

    Потому что каждый новый "заход" позволят мозгу укрепить новую связь. Мозг понимает, что "этой дорогой пользуются" и прокладывает всё более и более прочные и гладкие рельсы.

    Я рекомендую ученикам выполнять домашние задания "в голове в течение дня" понемногу. Т.е., в каждой ситуации: в магазине, на работе, в отношениях - сразу вспоминать материалы сессий и думать, как хотя бы немного я могу их применить. Потому что с этим тесно связан следующий принцип:

  2. Используя, улучшаешь.

    Важно прийти не с идеально проработанным заданием, а
    в принципе погрузиться в задание. Т.е. воспринимайте результат не только в случае, когда вы "составили сводную таблицу своей эффективности" идеально (или какие примеры из жизни для вас актуальны). Любые попытки активного применения знаний- это тоже результат, потому что вы видите возможные трудности, учитесь их обходить и таким образом улучшаете свой навык. Эти попытки при накоплении дадут качество.

    Эффект связан с тем, что
    выполняя даже одинаковые действия, наш мозг, как компьютер, всегда ищет способ оптимизировать действия: лучше сгруппировать тело при танцевальном движении, выбрать нужную силу нажатия на клавиши фортепиано, учиться выстраивать эффективную коммуникацию при сопротивлении собеседника. Это сложные навыки, которые улучшаются каждый раз, когда вы их повторяете. Даже 5 минут в день! Повторюсь - это лучше, чем ничего!

    Достижение любой цели — это не цель, а просто следствие последовательно выполняемых действий. Но важно учитывать третий принцип:

  3. НОВИЗНА.

    Если просто сидеть и повторять "как дятел", мозг устанет и потеряет мотивацию. Давайте подкрепим его дофамином!

    Внося новые элементы в обучение, мы во-первых усиливаем внимание (об этом ниже), во-вторых, пробуждаем собственный интерес к делу и развиваем ещё один принцип нейропластичности:

  4. Удовольствие (или позитивные эмоции).

    Не нужно недооценивать влияние позитивных эмоций на обучение!

    Когда мы получаем удовольствие, выделяются нейромедиаторы — серотонин, дофамин. Эволюционно это значит для человека что мы все делаем правильно. Такие же нейромедиаторы вырабатываются, когда мы покушали, выспались и размножились)) Мозг как будто сообщает "ок, я в безопасности, я жив и продолжаю жизнь в веках". Эволюция как бы подсказывала нам, что делать, чтобы не умереть.

    Ну а в повседневной жизни современного человека это сигнал: я получаю от процесса удовольствие - значит, он важен для моей жизни, значит, я должен сконцентрироваться и делать дело ещё лучше.

    Но мало знать - надо делать. Как развить в себе это чувство? Со своими учениками в конце
    сессии всегда задаю вопросы: "что сегодня было самым полезным для Вас, что вы поняли о себе, какие позитивные сдвиги это в вас вызывает"? И "Что понравилось Вам больше всего в процессе самостоятельной практики на неделе? В чём конкретно Вы видите прогресс?"

    Это стимулирует продолжать дело, и за это цепляется следующий принцип:

  5. Внимание.

    Внимание - это очень важный компонент памяти. Даже обидно, почему многие так его недооценивают)

    Некоторые студенты пробуют спать в наушниках, в которых начитываются экзаменационные билеты (якобы, информация попадает в подсознание во время сна и запоминается).

    Но без внимания эффекта не будет. Потому что именно концентрация на задаче и позволяет мозгу искать пути оптимизации процессов (см.п.2), и замечать свои успехи (см.п.4), и в целом, закреплять новые связи (см.п.1.)

    И вот мы подходим к одному из самых главных принципов:

  6. Сочетанность. На английском данный принцип звучит "fire together wire together", что можно перевести примерно "Что загорается вместе, работает вместе".

    Нейроны, которые "загораются" (то есть включаются) вместе, учатся и привыкают работать вместе всегда.

    Как это работает в жизни? Во-первых, я думаю, вы заметили, что сами принципы нейропластичности тесно взаимосвязаны. И список этот по номерам - не ранжированный, а просто так уж мы линейно мыслим, я не могу говорить, а вы - читать про всё одновременно))

    А в жизни все принципы тесно переплетены и влияют друг на друга в каждый момент времени.

    Также и с получением информации и обучением: используйте разные каналы поступления информации. Слушайте, читайте книги, записывайте важное от руки, рассказывайте друзьям или ведите блог... Так знания будут использоваться, улучшаться, укрепляться и образуют в голове прочную систему.

    Кстати, по саморазвитию я как раз сформировала для учеников
    ЭКОСИСТЕМУ @ANNA_ART_PIANO: там вы можете слушать подкаст, получать маленькие ежедневные лайфхаки для применения, погрузиться глубже и отрабатывать материал по видео и методичкам в формате pdf, в общем - укреплять знания со всех сторон. И это конечно основа эффективного обучения.

    Важно понимать, что любой процесс развития - не мгновенный. Потому что действуют принципы:
  7. Повторения и
  8. Длительности.

Я уже писала выше, что достижение любой цели — это не цель, а просто следствие последовательно выполняемых действий.

И единственное, что имеет значение - это мужество и желание продолжать. Многие люди теряют мотивацию и прекращают продвижение в выбранных сферах, потому что не видят мгновенного результата. Важно настроить себя, видеть высшую цель и идти к ней, не смотря ни на что!

Об этом, кстати, предновогодний эпизод подкаста "Познай самого себя": НАЧНУ С 1 ЯНВАРЯ. Как поставить цели и не слиться.

Друзья, если информация была для вас полезна - я очень рада. Используйте материалы на практике, ведь мало знать - надо делать. Важные ссылки, куда рекомендую подписаться:

Благодарю за ваши отзывы, подписки и обратную связь. Это очень важно и ценно.