Найти тему
Александр Майсурян

100 лет назад. Письмо к съезду

Ровно 100 лет назад, 25 декабря 1922 года, Владимир Ильич Ульянов-Ленин продиктовал знаменитое дополнение к «Письму к съезду», в котором из-за опасности конфликта между Троцким и Сталиным предложил перевести Генерального секретаря ЦК И.В. Сталина на другую должность, заменив его на посту генсека деятелем, который был бы «более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности».
Эти строчки стали знаменитыми уже тогда, в 20-е годы, в эпоху ожесточённой борьбы между большинством ЦК и левой оппозицией. Дочь одного из её лидеров, Карла Радека, Софья (1919—1994) вспоминала: «Запомнился мне куплет, который напевали отец с друзьями:
Добрый вечер, дядя Сталин,
ай-яй-яй,
Очень груб ты, нелоялен,
ай-яй-яй.
Ленинское завещанье,
ай-яй-яй,
спрятал глубоко в кармане,
ай-яй-яй!».

-2

Карл Радек (1885—1939) с женой Ларисой Рейснер (1895—1926) и дочерью Софьей Радек (1919—1994)

В наше время различные сектанты пытаются оспорить авторство ленинского «Письма к съезду». Но ведь оно было опубликовано ещё в сталинское время, пусть и не для широкой аудитории, ссылка на эту публикацию есть и в официальных «Сочинениях» Сталина, имеются там и цитаты из письма. Как видим, тогда никому не приходило в голову оспорить сам факт ленинского авторства.
Более интересен такой вопрос. Письмо было оглашено уже после смерти Ильича в 1924 году перед XIII съездом РКП(б) Надеждой Константиновной Крупской. Но ведь совершенно очевидно, что Ленин адресовал его вовсе не к XIII съезду! А к XII съезду партии, который собрался ещё при его жизни, и проходил с 17 апреля по 25 апреля 1923 года. Что было бы, если бы письмо Ильича было оглашено ещё на этом, прижизненном съезде партии? Возможно, тогда делегаты не смогли бы так легко пренебречь советом ещё живого Ильича сместить Сталина с поста Генсека?..
Не думаю, конечно, что вся история СССР от этого поменялась бы до неузнаваемости. Но вот имена, которые мы с ней привычно связываем в 1930-е годы и позднее, вполне могли бы быть и иные...
Как говорил позднее, между прочим, сам Сталин: «Имеются и внутренние и внешние причины, совокупность которых привела к тому, что я не погиб. Но совершенно независимо от этого на моём месте мог быть другой, ибо кто-то должен был здесь сидеть... Конечно, были причины того, что опасности прошли мимо меня. Но мог иметь место ряд других случайностей, ряд других причин, которые могли привести к прямо противоположному результату».

-3

Ленин и Сталин в Горках. 1922