("Достать ножи: Стеклянная луковица", Glass Onion: A Knives Out Mystery, 2022, США)
Помнится, в обзоре на первые "Достать ножи", я предположил, что вот-вот в жанре кинодетектива, который выглядел тогда еще мертвее, чем вестерн, случится оживление. Ибо внезапный кассовый успех сначала классического "Убийства в Восточном экспрессе" Кеннета Браны, а затем и неоклассики "Достать ножи" Райана Джонсона наверняка вдохновит многих кинотворцев провернуть тот же финт. А, стало быть, количество башковитых и харизматичных героев-сыщиков на большом экране вскоре должно резко возрасти.
И что мы наблюдаем в итоге?
Увы, "сыщицкий" бум так и не грянул. Хотя более-менее талантливые одиночные попытки сварганить нечто детективно-оригинальное наблюдаются по сей день: "Смотрите, как они бегут", "Сиротский Бруклин", "Свободная страна", "Вальдо", "Сознавайтесь, Флетч", "Хинтерленд", "Засуха" (она же "Город тайн")...
Зато Брана и Джонсон на волне своих персональных детективных успехов каждый выпустил по сиквелу. Первый - продолжил классические похождения Эркюля Пуаро в "Смерти на Ниле". А второй снова загрузил по уши работой выдуманного им самим, частного сыщика Бенуа Блана. Того самого, в чью интеллигентную шкуру так удачно перепрыгнул из железной шкуры 007 Дэниэл Крэйг.
40-миллионный бюджет "Стеклянной луковицы" - точь-в-точь такой же, что и у первых "Ножей". Однако, в отличие от них, снятых в строгих антуражах викторианского особняка (пусть и в Америке), обстановка в сиквеле радует не только масштабами, яркостью и разнообразием, но и своей современностью - даже хай-текнутостью. А также новыми, не менее колоритными, чем в оригинале, актерскими лицами. С которыми и предстоит вести задушевно-следственные беседы "о том, о сём" сыщику Блану. И главным из которых является столь редко выходящий сегодня "в люди", маэстро Эдвард Нортон.
Редко, но как всегда метко.
И в самом деле, Эдуард Эдуардыч демонстрирует неслыханную по нынешним временам избирательность в поиске себе новых ролей. Что, безусловно, делает ему честь, только вот обратная сторона этому - каждый новый фильм с Нортоном приходится ждать как минимум пару лет, а обычно еще дольше.
Зато, дорвавшись в очередной раз до ваших экранов, он уж точно не разочарует и оторвется за семерых. "Стеклянная луковица" не стала исключением из данной традиции. Как второй по важности персонаж, Эдвард, однако, нагло стремится потеснить Крэйга при каждом удобном случае и нередко это ему удается.
Новая история Райана Джонсона, которую он опять написал черным по белому собственными руками, повествует уже не об американских "аристократах"-консерваторах, а о модных "аристократах" современной эпохи. То есть обо всех этих ай-тишниках, старт-аперах, блогерах, стримерах, политиках, тусовщиках, медийных львицах и им подобных. Включая, само собой, и здешнего "Илона Маска" по имени Майлз Брон (Нортон), чей круг близких друзей состоял как раз из таких личностей. И их же он пригласил на свой частный остров в Средиземном море, чтобы оттянуться там недельку, да поиграть во всякие забавы, что взбредут в его миллиардерскую башку.
Лишь два приглашенных на остров человека выпадали из ряда остальных.
Первой была некая Энди, бывшая деловая партнерша Майлза, которую он полгода назад выгнал через суд из своей бизнес-империи, оставив ни с чем. Тем не менее Энди не только получила это странное приглашение, но и, что еще удивительнее, приняла его. Хотя, казалось бы, худших врагов, чем Брон и его кореша, свидетельствовавшие против Энди на суде, у нее сегодня быть не могло.
Ну а вторым таким гостем-под-вопросом стал, разумеется, сыщик Бенуа Блан. Чье приглашение окажется ещё загадочнее, когда по ходу сюжета вскроются кое-какие любопытные факты.
И вот вся эта пестрая, как хвост павлина после взрыва на фломастерной фабрике, компашка прибывает на напичканный хай-теком, остров Брона. А далее, как и в первых "Ножах", вас ждет многослойная интрига с хитровыгнутой "мокрухой" и россыпью фишек-отсылок к реальным знаменитостям - одни только "соус от Джереми Реннера" и "фитнес с Сереной Уильямс" чего стоят. А также - с толстым-толстым слоем иронии. Но как без нее-то, ведь она наряду с Крэйгом тоже стала визитной карточкой приключений сыщика Бенуа, что явно не затормозят на двух историях, тем паче, что "ножевой" триквел уже анонсирован на 2024 год.
Правда, развязка "Стеклянной луковицы" по сравнению с "Достать ножи" получилась чересчур уж голливудской. Даже с перебором, как по мне.
И тем не менее, надо отдать Джонсону должное, эту "чеховскую боеголовку" он по канонам драматургии вывесил на стену в начале. Поэтому ее детонация в конце ничуть не нарушила сюжетную логику, и местные кусты не затрещали от выезжающего из них рояля.
***
В общем, очень и очень... и очень приятная во всех отношениях картина. И как ироничный детектив в частности, и как произведение популярного киноискусства в целом. Поэтому, если хотите сделать себе душевный подарок на грядущие выходные - приберегите просмотр "Стеклянной луковицы" до этих самых дней.
Правда, я вот не удержался и посмотрел её вчера, но зато вы теперь вооружены полезным советом и планом, как отлично провести досуг в один из праздничных вечеров.
Короче, не благодарите. Лучше потом скажите спасибо создателям фильма за то, что подобное "тёпло-ламповое" кино еще кто-то снимает.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):