Найти в Дзене
Белорус и Я

На берегу Чёрного моря создано зеркало нашей цивилизации

Оглавление
Простому советскому мальчику из далёкого сибирского села удалось сделать невозможное. Следуя детской мечте, он за 22 года выстроил для людей целый мир

Как Старый Парк меняет человека

В поселке Кабардинка, что неподалеку от Геленджика, архитектор Александр Алексеев создает культурный центр, где бок о бок сосуществуют разные цивилизации и культуры

Классический фонтан

Люди, осматривающие «Старый парк», часто проходят мимо этого фонтана, скромно стоящего в зарослях можжевельника. А именно с него началась жизнь парка. Рядом – колоннада, построенная ради двух философских фраз, которые с трудом, но можно разобрать в зарослях винограда. Первая гласит: «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась история», другая вторит: «Даже боги не в силах изменить прошлое... Но история повторяется».

На колоннаде надпить: «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась история». Кстати, автор всех цитат в «Старом Парке» тоже Александр Алексеев
На колоннаде надпить: «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась история». Кстати, автор всех цитат в «Старом Парке» тоже Александр Алексеев

Египет

Пирамида, Сфинкс, величественная стела – и вот уже возникла атмосфера древней цивилизации. Хотя пирамида в «Старом парке» намного меньше своего прообраза – пирамиды Хеопса, все пропорции оригинала соблюдены.

На ее вершине – глаз бога Гора, символизирующий Всевидящее Око, и птица Феникс, которая, по египетским преданиям, принесла на землю животворящий камень Бен-Бен.

Пирамиду охраняет таинственный сфинкс — один из главных атрибутов древнеегипетского искусства.
Пирамиду охраняет таинственный сфинкс — один из главных атрибутов древнеегипетского искусства.

Внутри пирамиды – удивительная акустика. Когда, стоя у дальней стены, что-то тихо говоришь, то реально кажется – говорят сами камни.

Античность

С Египтом соседствует храм верховного греческого бога Зевса. У входа – скульптуры богини любви Афродиты и дочери морского царя Галатеи.

-6

Внутри храма сам Зевс – грозный и неприступный, восседает на троне. Рукотворное мозаичное солнце сияет над его головой, украшенной лавровым венком. Стены храма в резных панно – сцены и фразы из знаменитой гомеровской Илиады.

Средневековье

Таинственное средневековье
Таинственное средневековье

В тенистой части парка пруд и средневековая дозорная башня. Люди в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров были очень религиозными, поэтому один из главных объектов композиции – беседка семи смертных грехов, по углам – скульптуры, изображающие наказания за каждый.

Беседка семи смертных грехов и Дозорная башня
Беседка семи смертных грехов и Дозорная башня

Считается, что если с закрытыми глазами обойти семь раз вокруг мраморного столика в центре беседки, судьба выведет тебя именно к тому греху, с которым тебе сейчас надо особо усиленно бороться.

Православная часовня

Посвящена святителю Николаю Чудотворцу. Центральный купол символизирует Христа, четыре маленьких – евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

Дом Кавказа

Соединяет в себе три типа архитектуры – духовный, военный и гражданский. Духовный олицетворяет часовня Пресвятой Богородицы, военный представлен высокой дозорной башней, а два жернова, ясли для кормления животных и внутреннее убранство музея позволяют почувствовать быт кавказских народов.

Дом Востока

Самое яркое строение парка. Роскошные рельефы на фасаде мечети напоминают о дворце Альгамбра, а золотой купол – об очертаниях Тадж-Махала.

В центральной части дворца – статуя танцующего Шивы, одного из главных индуистских божеств
В центральной части дворца – статуя танцующего Шивы, одного из главных индуистских божеств

В центральной части дворца – статуя танцующего Шивы, одного из главных индуистских божеств. Когда Шива танцует и впадает в транс, в мире наступает хаос. Но потом бог внезапно преображается, лицо его обретает состояние покоя, и он начинает воссоздавать Вселенную заново.

Театр Старого парка

Театр в парке занимает самое видное место. По сути это здание - и не здание, а многосложная архитектурно-скульптурная композиция. Здесь и строгая греческая классика, и пышность и торжественность, и праздничность, и лихая удаль, и веселье - все, что несет в себе мирная жизнь после тяжелых трудов и сражений, которыми была насыщена вся история человечества.

Театр - это праздник. Праздник - это радость жизни. Такова главная идея автора. И какой праздник обходится без постановочных театральных действий? Именно этот вопрос и приводит нас к истокам возникновения театра, к древним истокам, к древнегреческому театру.

Дом искусств

Строительство нового объекта началось в 2017 году, летом 2020-го гости культурного центра уже могли рассмотреть полностью завершенный фасад здания, которое само по себе является произведением искусства. Дом искусств — так обозначил свой архитектурный замысел автор и создатель «Старого парка» Александр Иванович Алексеев.

-16

Тут сошлись и разные стили русского зодчества, и народное творчество, и духовная жизнь страны. Здание окружают могучие деревья-колонны — символ бескрайних лесных просторов России. На фасадах — традиционные узоры резьбы по дереву, детали русской избы, каллиграфия времен Ивана Грозного и масштабное панно с краткой энциклопедией русского лубочного искусства.

Слово Мастеру: Нет гиблых мест – есть гиблые люди

Автор проекта, архитектор, скульптор и писатель Александр Алексеев рассказал нашему каналу о своей неуникальности

– Мне казалось, что я родился – и уже умел рисовать. Конечно, я не умел, просто мне легко это давалось. Писать начал, кажется, в четвертом классе. Сюжет первого рассказа был, понятное дело, детективный. Назывался «Это было ровно в пять». Писал в ученической тетради. Дал отцу почитать. У него реакция была, конечно, крестьянская: прокряхтел старик и сказал: лучше бы ты занимался делом. Судьба рассказика была печальная. Брат растапливал печку, смотрит: исписанная тетрадь – и, конечно, пустил ее на растопку. Мне было грустно. И я запомнил это. Но писать не перестал.

В юности хотел поступить в художественное училище. Мать как-то мне купила на рынке старый этюдник какого-то ее знакомого умершего художника. Ни одну картину не завершил, ушел в армию. В армии замполит взял под свое крылышко, и я творил. Придя домой, начал на старых холстах писать портрет родителей. Наверное, это лучшая моя живопись. Тому портрету уже 36 лет. Больше живописи не касался.

Желание заниматься скульптурой проснулось еще в армии. Упрашивал комбата, чтобы он привез гранитную глыбу не менее двух метров в высоту – хотел выдолбить воина-защитника – наподобие воина-освободителя в Трептов-парке. Не имел ни малейшего представления о работе с гранитом, но было огромное желание. Думаю, желание – это самое важное, что есть у творческого человека.

Поехали как-то в мастерскую, где делают памятники, и присмотрел я там валяющийся мраморный камень. Притырил в багажничек, привез домой, а что делать с ним – не знал. Сначала решил ему сделать ровную подошву. Ничего лучше не придумал, как ножовкой по металлу пилить основание. Положил в ванну, пустил тонкую струйку из крана, чтобы ножовки не горели, и двое суток практически не останавливаясь пилил. Отец выходил из себя, а тогда у нас была ферма, мы занимались делом – это было начало 90-х. 50 дойных коров. Косили сено, заготавливали корма. Поэтому и выжили. И это было дело, с точки зрения отца. А тут здоровый лоб сидит над ванной и ножовкой...

Допилил. Что дальше? Нашел дедовскую отвертку, заточил и царапал... Это был бюст Вольтера. Потом сделал Данте, Гомера, Шекспира. Увижу камень где-то при дороге, он мне что-то напоминал, – привез, взял зубило и что-то из него сотворил.

Идея строительства парка – какое-то желание, из детства. Все мы выросли в грязи, в деревне, да и города мало чем отличались. Отчетливо помню свою детскую мечту – избавиться от грязи.

Стал журналистом – это позволило, конечно, соприкоснуться с жизнью шире, глубже. В 90-е понял, что люди скоро вообще перестанут читать в массе своей. Понятно, что это был тупик моей мечты. И тут случайно понял: Кабардинка – место, где поселились родители, – уникальное. Рядом море, простор географический и простор для творчества. Поскольку я ни в каком виде искусства не достиг совершенства, то, наверное, все-таки что-то подтолкнуло создать гармонию из этих всех несовершенств. Все соединить в одном пространстве, чтобы получилась такая атмосфера, где просто хочется быть. Мое представление о культуре сжато до одной фразы: культура – есть знание и почитание.

Сама идея парка должна быть подхвачена – вот моя конечная мечта. Сейчас приходят главы районов и городов почерпнуть опыт по благоустройству. Приглашают к себе, и мы видим: в каждом городе, в каждом районе есть заброшенные территории. Мы уже кучу проектов нарисовали. Вопрос в инертности. Нет гиблых мест в России, есть люди гиблые или загубленные. Это глобальная проблема. И разрешение ее должно быть долговременным. А главное, уверен, я не уникальный. И в этом надежда моя. И печаль моя.

Валерий ЧУМАКОВ

Фото: Евгений ЛЬВОВ, Дарья ПАРАЩЕНКО, Сергей ТИНЯКОВ, архив семьи Алексеевых

© "Белорус и Я", 2022

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала на тему Культура Союзного государства смотрите здесь:

Культура Союзного государства

Топ-3