Простому советскому мальчику из далёкого сибирского села удалось сделать невозможное. Следуя детской мечте, он за 22 года выстроил для людей целый мир
Как Старый Парк меняет человека
В поселке Кабардинка, что неподалеку от Геленджика, архитектор Александр Алексеев создает культурный центр, где бок о бок сосуществуют разные цивилизации и культуры
Классический фонтан
Люди, осматривающие «Старый парк», часто проходят мимо этого фонтана, скромно стоящего в зарослях можжевельника. А именно с него началась жизнь парка. Рядом – колоннада, построенная ради двух философских фраз, которые с трудом, но можно разобрать в зарослях винограда. Первая гласит: «В тот миг, когда на камне было высечено слово, началась история», другая вторит: «Даже боги не в силах изменить прошлое... Но история повторяется».
Египет
Пирамида, Сфинкс, величественная стела – и вот уже возникла атмосфера древней цивилизации. Хотя пирамида в «Старом парке» намного меньше своего прообраза – пирамиды Хеопса, все пропорции оригинала соблюдены.
На ее вершине – глаз бога Гора, символизирующий Всевидящее Око, и птица Феникс, которая, по египетским преданиям, принесла на землю животворящий камень Бен-Бен.
Внутри пирамиды – удивительная акустика. Когда, стоя у дальней стены, что-то тихо говоришь, то реально кажется – говорят сами камни.
Античность
С Египтом соседствует храм верховного греческого бога Зевса. У входа – скульптуры богини любви Афродиты и дочери морского царя Галатеи.
Внутри храма сам Зевс – грозный и неприступный, восседает на троне. Рукотворное мозаичное солнце сияет над его головой, украшенной лавровым венком. Стены храма в резных панно – сцены и фразы из знаменитой гомеровской Илиады.
Средневековье
В тенистой части парка пруд и средневековая дозорная башня. Люди в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров были очень религиозными, поэтому один из главных объектов композиции – беседка семи смертных грехов, по углам – скульптуры, изображающие наказания за каждый.
Считается, что если с закрытыми глазами обойти семь раз вокруг мраморного столика в центре беседки, судьба выведет тебя именно к тому греху, с которым тебе сейчас надо особо усиленно бороться.
Православная часовня
Посвящена святителю Николаю Чудотворцу. Центральный купол символизирует Христа, четыре маленьких – евангелистов Матфея, Марка, Луку и Иоанна.
Дом Кавказа
Соединяет в себе три типа архитектуры – духовный, военный и гражданский. Духовный олицетворяет часовня Пресвятой Богородицы, военный представлен высокой дозорной башней, а два жернова, ясли для кормления животных и внутреннее убранство музея позволяют почувствовать быт кавказских народов.
Дом Востока
Самое яркое строение парка. Роскошные рельефы на фасаде мечети напоминают о дворце Альгамбра, а золотой купол – об очертаниях Тадж-Махала.
В центральной части дворца – статуя танцующего Шивы, одного из главных индуистских божеств. Когда Шива танцует и впадает в транс, в мире наступает хаос. Но потом бог внезапно преображается, лицо его обретает состояние покоя, и он начинает воссоздавать Вселенную заново.
Театр Старого парка
Театр в парке занимает самое видное место. По сути это здание - и не здание, а многосложная архитектурно-скульптурная композиция. Здесь и строгая греческая классика, и пышность и торжественность, и праздничность, и лихая удаль, и веселье - все, что несет в себе мирная жизнь после тяжелых трудов и сражений, которыми была насыщена вся история человечества.
Театр - это праздник. Праздник - это радость жизни. Такова главная идея автора. И какой праздник обходится без постановочных театральных действий? Именно этот вопрос и приводит нас к истокам возникновения театра, к древним истокам, к древнегреческому театру.
Дом искусств
Строительство нового объекта началось в 2017 году, летом 2020-го гости культурного центра уже могли рассмотреть полностью завершенный фасад здания, которое само по себе является произведением искусства. Дом искусств — так обозначил свой архитектурный замысел автор и создатель «Старого парка» Александр Иванович Алексеев.
Тут сошлись и разные стили русского зодчества, и народное творчество, и духовная жизнь страны. Здание окружают могучие деревья-колонны — символ бескрайних лесных просторов России. На фасадах — традиционные узоры резьбы по дереву, детали русской избы, каллиграфия времен Ивана Грозного и масштабное панно с краткой энциклопедией русского лубочного искусства.
Слово Мастеру: Нет гиблых мест – есть гиблые люди
Автор проекта, архитектор, скульптор и писатель Александр Алексеев рассказал нашему каналу о своей неуникальности
– Мне казалось, что я родился – и уже умел рисовать. Конечно, я не умел, просто мне легко это давалось. Писать начал, кажется, в четвертом классе. Сюжет первого рассказа был, понятное дело, детективный. Назывался «Это было ровно в пять». Писал в ученической тетради. Дал отцу почитать. У него реакция была, конечно, крестьянская: прокряхтел старик и сказал: лучше бы ты занимался делом. Судьба рассказика была печальная. Брат растапливал печку, смотрит: исписанная тетрадь – и, конечно, пустил ее на растопку. Мне было грустно. И я запомнил это. Но писать не перестал.
В юности хотел поступить в художественное училище. Мать как-то мне купила на рынке старый этюдник какого-то ее знакомого умершего художника. Ни одну картину не завершил, ушел в армию. В армии замполит взял под свое крылышко, и я творил. Придя домой, начал на старых холстах писать портрет родителей. Наверное, это лучшая моя живопись. Тому портрету уже 36 лет. Больше живописи не касался.
Желание заниматься скульптурой проснулось еще в армии. Упрашивал комбата, чтобы он привез гранитную глыбу не менее двух метров в высоту – хотел выдолбить воина-защитника – наподобие воина-освободителя в Трептов-парке. Не имел ни малейшего представления о работе с гранитом, но было огромное желание. Думаю, желание – это самое важное, что есть у творческого человека.
Поехали как-то в мастерскую, где делают памятники, и присмотрел я там валяющийся мраморный камень. Притырил в багажничек, привез домой, а что делать с ним – не знал. Сначала решил ему сделать ровную подошву. Ничего лучше не придумал, как ножовкой по металлу пилить основание. Положил в ванну, пустил тонкую струйку из крана, чтобы ножовки не горели, и двое суток практически не останавливаясь пилил. Отец выходил из себя, а тогда у нас была ферма, мы занимались делом – это было начало 90-х. 50 дойных коров. Косили сено, заготавливали корма. Поэтому и выжили. И это было дело, с точки зрения отца. А тут здоровый лоб сидит над ванной и ножовкой...
Допилил. Что дальше? Нашел дедовскую отвертку, заточил и царапал... Это был бюст Вольтера. Потом сделал Данте, Гомера, Шекспира. Увижу камень где-то при дороге, он мне что-то напоминал, – привез, взял зубило и что-то из него сотворил.
Идея строительства парка – какое-то желание, из детства. Все мы выросли в грязи, в деревне, да и города мало чем отличались. Отчетливо помню свою детскую мечту – избавиться от грязи.
Стал журналистом – это позволило, конечно, соприкоснуться с жизнью шире, глубже. В 90-е понял, что люди скоро вообще перестанут читать в массе своей. Понятно, что это был тупик моей мечты. И тут случайно понял: Кабардинка – место, где поселились родители, – уникальное. Рядом море, простор географический и простор для творчества. Поскольку я ни в каком виде искусства не достиг совершенства, то, наверное, все-таки что-то подтолкнуло создать гармонию из этих всех несовершенств. Все соединить в одном пространстве, чтобы получилась такая атмосфера, где просто хочется быть. Мое представление о культуре сжато до одной фразы: культура – есть знание и почитание.
Сама идея парка должна быть подхвачена – вот моя конечная мечта. Сейчас приходят главы районов и городов почерпнуть опыт по благоустройству. Приглашают к себе, и мы видим: в каждом городе, в каждом районе есть заброшенные территории. Мы уже кучу проектов нарисовали. Вопрос в инертности. Нет гиблых мест в России, есть люди гиблые или загубленные. Это глобальная проблема. И разрешение ее должно быть долговременным. А главное, уверен, я не уникальный. И в этом надежда моя. И печаль моя.
Валерий ЧУМАКОВ
Фото: Евгений ЛЬВОВ, Дарья ПАРАЩЕНКО, Сергей ТИНЯКОВ, архив семьи Алексеевых
© "Белорус и Я", 2022
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!