Может ли простая деревенская девочка из рабочей семьи изменить мир моды? Вивьен Вествуд доказала — может, если захочет. Ведь история Золушки не про нее: принц не нашел Вивьен, родители не дали ей денег на стартовый капитал, она даже не закончила университет !Однако это не помешало ей стать величайшим дизайнером в истории моды 20 столетия.
А ведь ее жизнь совсем не предрасполагала к звездной работе и всемирной известности. Вивьен родилась в простой семье в 1941 году в пригороде Англии. И как любой ребенок военного и поствоенного времени, она была лишена многого. Англия тогда жила по карточкам, в стране действовало жесткое нормирование: детство Вивьен было непростым, но уже тогда ее характер был пробивным и очень твердым.
Так, решив стать искусствоведом, женщина поступила в университет, но быстро оттуда ушла. Уверенность покинула ее: она засомневалась — чего может добиться простая девочка из никому не известной семьи в мире высокого искусства? Ничего. А раз ничего, то зачем жить в грезах? Лучше уж пойти работать на завод.
Впрочем, на заводе Вивьен долго не проработала: она ушла оттуда в педагогический университет, а уже и него — в школу. В школе Вивьен трудилась учительницей начальных классов, а параллельно — продавала самодельные украшения. Креатив и любовь к творчеству победили, женщина не могла сидеть без дела. Ей хотелось что-то создавать. Увы, созданная ей бижутерия плохо продавалась, поэтому Вивьен сдавала ее за копейки в ларек с безделушками.
В какой-то момент Вивьен задумалась о семейной жизни: вышла замуж и завела сына, но такая жизнь оказалась ей не по душе. Быт и домоседство начали утомлять женщину, и она быстро развелась. Вивьен часто вспоминает своего первого мужа теплыми словами, но при этом отмечает: она быстро переросла его. Ей просто надо было двигаться дальше.
И она двинулась. Уже в 1971 году Вивьен открыла вместе со своим новым мужем магазин одежды. При этом в тот момент в моде была панк и рок-культура, которая и захватила молодых людей. Бывшая учитель начальных классов вмиг стала панкессой: с цветными волосами и серьгами-бритвами. Вивьен лично шила одежду для своего магазина, соединяя воедино исторические ретроспективы и панк-тематику. Выходило ярко и очень необычно.
Корсеты, турнюры и кринолины невероятным образом соседствовали с ботфортами, заклепками и булавками. Подход Вивьен в вопросу стиля был крайне нетривиален, за что женщину и полюбили: такого больше не делал никто. Вивьен шила эксклюзив, который притягивал взгляд, имел глубокий смысл и отвечал потребностям толпы. Сегодня эксперты моды даже говорят о том, что именно магазин Вивьен сделал панк-тематику такой популярной.
Однако Вивьен не просто шила экстравагантные и вычурные наряды. Она выражала ими протест, ломала стереотипы, а иногда поднимала важные вопросы: феминизма, женского равенства и глобального потепления. За это она прослыла настоящим талантом не только в среде панков, но и в среде интеллектуалов.
Однако настоящий успех Вивьен принесла группа Sex Pistols, которая быстро набирала популярность в 1970-е годы. В тот момент музыканты обратились к Вивьен за разработкой концепции их нарядов, что принесло популярность как женщине, так и самой группе. Ходят даже слухи о том, что группа Sex Pistols была создана исключительно как рекламная платформа для магазина Вивьен, который по странному стечению обстоятельств носил название "Sex". Однако менеджер группы, да и сама модельер эти слухи упорно отрицают, настаивая: в тот момент просто было такое время. Громкие слова очень любили.
К сожалению, новый бизнес разрушил семью. Вивьен была более талантлива, чем ее муж, который постоянно принижал заслуги женщины, отзываясь о той пренебрежительно. Спустя время Вивьен поймет, что это была банальная зависть, но на тот момент женщина просто сбегала от ядовитых и токсичных отношений с мужчиной, который ее не ценил. Вероятно, не будь у них такой популярности, брак продержался бы дольше, н любовь не прошла испытания славой. Вивьен выбрала себя и свою карьеру, а не уступки мужу. Ей хотелось быть кем-то и чем-то в мире моды, а не стоять за спиной мужчины — менее успешного и талантливого.
И это принесло свои плоды. Вивьен быстро добивалась успеха во все, за что бралась. Она работала днями и ночами, отдавая всю себя любимому делу. Ее популярность росла, а вместе с ней и ее смелость. Так, Вивьен не боялась выпустить на сцену полуобнаженную модель или модель топлес, не боялась намекать на отсутствие нижнего белья на модели или совмещать классику с неопанком. Как итог, о ней говорили и ей восхищались. Ведь она не просто эпатировала, она дозировала эпатаж, понимая, когда лучше остановиться.
В итоге Вивьен даже получила звание дамы-командора (аналога женского рыцарства) от Елизаветы Второй. И это все — только ее заслуга. Вивьен развивалась, преподавала, работала в университетах и колледжах, а параллельно создавала все новые и новые коллекции. Женщина не стеснялась жертвовать деньги на благотворительность и высказывать свое мнение по вопросам политики, экологии и феминизма. Она не изменяла себе и постоянно совершенствовалась, что не может не восхищать.
Именно это стремление к постоянному росту и развитию и сделало простую девушку из рабочей семьи миллиардершей с громким именем. И для меня она — пример для подражания. Ведь если много работать и желать чего-то, всегда можно добиться поставленной цели. Главное — верить, и тогда все получится.