Что же такое композиция? Данный вопрос остается открытым до сих пор хотя уже издано много книг, написано множество статей. Данный вопрос остается актуальным не только для художников которым это казалось бы необходимо знать с самого начала. Это также актуально для представителей других творческих профессий таких как архитекторы, дизайнеры и фотографы и этот список можно продолжить и далее. Аж у если профессионалы не могут ответить на этот вопрос что же делать остальным?
Есть мнение что данные знания должны закладываться в самом детстве. Что ребенок должен уже тогда иметь возможность играть с элементами композиции а родитель должен воспитывать в своем чаде нового Микеланджело. С данным утверждением конечно можно долго спорить ведь действительно хочется научить свое чадо этому процессу однако что же делать если ты уже сам взрослый и вот тебе уже стало неожиданно интересно искусство а может есть и куда более практичная задача такая как например изучить модный графический дизайн или другую профессию где эти знания и навыки просто необходимы. Что делать в таком случае? Вряд ли тот кто серьезно настроен на изучение композиции будет искать отговорки в прошлом, в своем детстве и недостатке нашего образования? Однако стоит признать что все же данная тема остается загадкой для нашего общества.
Ниже в этой статье и последующих я попробую раскрыть простые принципы что же все таки такое композиция и как ей овладеть для своей работы и творчества. Тут конечно же не обойтись без конкретных примеров из изобразительного и не только искусства. И для понимания этой субстанции которую сложно измерить необходимо все таки знать хотя бы в общих чертах историю произведений творчества человека. Так как многое уже было изобретено и многое уже пройдено бесчисленным количеством авторов которые положили на это свои судьбы. Так что проще воспользоваться их плодами.
Гармония это первое с чего стоит начать изучение хитросплетений композиции. Это не значит что произведение искусства или ваша работа не может быть никакой иной нежели строго выверенной по цветовым схемам гармонии. Суть не в этом а в том чтобы понять где эта гармония есть а где ее нет и где от нее мы хотим или не хотим отступить сознательно. Тут стоит выяснить что такое гармония и какими средствами она достигается. Наверное каждый может сказать что бывают гармоничные и не гармоничные сочетания цветов. Но заканчивается ли гармония только лишь на цвете? Наверное нет, скажете Вы и будете правы так как помимо цвета есть еще как минимум форма. То есть формы которые присутствуют в виде фигур, линий и прочего тоже могут соотноситься с собой либо наоборот.
Вы сами можете взять простой набор в виде цветных карандашей а лучше красок и холста. И попробовать изобразить различные цвета и формы и попытаться почувствовать какие из них между собой гармонируют а какие нет. Тут стоит понять что практика и опыт это как раз то когда знание приобретает новое качество. Когда мы что то пробуем будь то на холсте или на бумаге, на компьютере или когда решили перекрасить стены в своей комнате.
На этом пути главное получать от этого процесса удовольствие а не пытаться стать звездой мирового уровня. Изучение гармонии первый путь к постановке творческих задач а то каким образом вы будете создавать свой шедевр уже полностью в ваших руках. Тут если задаться целью выразить себе через искусство самим результатом может быть по большому счету что угодно. Это может быть как рисунок так и здание или какое то ювелирное украшение а также художественное произведение выраженное в тексте. Однако что то есть такое что может отличить одно от другого что то есть такое что отделяет все вокруг от того что нравится и приковывает внимание глаз. Следуя принципам гармонии зная их и умело используя мы можем создать правильный в кавычках продукт однако помимо этого еще нужно что то целостное, должен быть какой то смысл. В качестве этого смысла а точнее результатом этого смысла является тот художественный образ что воспринимает зритель являющийся реципиентом нашего творчества. То есть мы не только следуем за гармонией цвета и форм и прочего а образуем это воедино в одно общее полотно где частное становится общим где все мелкие элементы работают вместе для того чтобы дать комплименты друг другу даже если все эти элементы не похожи друг с другом.
Художественный образ это выражение тех чувств и эмоций которые испытывает в первую очередь тот кто создает это произведение. То есть помимо физики и математики тут должна прослеживаться эмоция. Важно передать эмоцию, настроение, посыл. Так как в конечном итоге на все это будут смотреть люди и оценивать тоже они. А все мы существа подверженные эмоциям которые вложила в нас природа. К примеру человек четко научился воспринимать и ассоциировать цвета и опять же форму как говорилось ранее. И все мы это прекрасно знаем мы знаем эти инструменты композиции а по другому инструменты природы. Все согласятся что цвет опасности и тревоги это красный. Все мы понимаем что волна более динамична и более способна изобразить движение и страсть нежели прямая тихая линия в горизонт. Вопрос лишь в том чтобы видеть и знать эти ощущения и использовать их на благо своего творчества.
Если статья показалась Вам интересной то можно подписаться. Продолжение данной темы в следующих статьях.
Поддержать канал https://yoomoney.ru/to/4100118086486474