В зависимости от того в какой среде мы выросли мы можем видеть мир по разному. И каждая группа людей создавала свои знаки чтобы описать то или иное событие или предмет. Начиная от самого простого до чего то божественного. Эти знаки в том числе и письменность и создают определенный язык общения между группой людей. И образует одну общность. Это достаточно простой язык коммуникации который мы видим не только в виде дорожного знака на дороге. Это также инструмент который используется для создания предметов искусств и творчества. Это то что нам стоит иметь в виду когда мы делаем свой дизайн или фотографию, строим дом или красим стену если хотим вложить туда смысл. Нам стоит понимать а что же стоит за этим цветом, знаком или символом? Это просто красивый дракон на плакате или я что то должен понять глядя на него? Конечно тут стоит отметить культурные различия не только между странами а даже между людьми на одной лестничной клетке. А понимаю ли я эту композицию так как понимает ее другой? Что видит этот азиат преклонных лет в этом квадрате Малевича, тоже что и я? И это конечно становится немного сложным. А есть ли какие то художественные образы которые понятны всем вне зависимости ни от чего? Может быть искусство понятное всем и является предметом ценности так как оно способно выдержать любых людей а значит и любое время? И ответ на это конечно же да! Такие художественные образы существуют.
Тут к художественным средствам которые нам знакомы как цвет и форма можно добавить еще и фактуру. Это то что вызывает у нас определенные знакомые нам ассоциации. Черный квадрат это не то же самое что красный круг а если еще и добавить разнообразия в виде фактурности полотна то восприятие будет совсем иным. Далее пойдет речь что такое форма, цвет и фактура и достаточно ли только этого для создание стройного и понятного образа нашего произведения? При чем эти три набора являются настолько часто используемыми вокруг нас что мы можем с уверенностью сказать что художественный образ есть везде куда бы ни пошел человек. К примеру ваша куртка или машина имеют цвет, форму и фактуру. Кто-то может любить свой коричневый жакет так как он дает ему именно это ощущение теплоты и защиты. Или та машина в красном сияющем цвете похожа на что дикое и стремительное а вот если использовать уже матовое покрытие то станет уже чем то другим и необычным.
Что же такое форма? Ну все мы знаем форму как предмет геометрии. Тут первоначалом будет точка которую мы сможем продолжить в рамках двухмерного пространства и далее даже можем перевести в трехмерное в котором мы и сами живем. И все вокруг состоит из каких то фигур. И мы живем в этих фигурах и воспринимаем информацию которая идет от них. Какое восприятие у нас вызывает к примеру круг? Тут сразу можно придумать ассоциативный ряд что это мяч и движение. Кажется что такая малая архитектурная форма в виде шара вот вот покатиться стоит только пнуть по ней с достаточной силой. Такие предметы мы видим на тротуарах возле старых станций метро как заграждение для проезда машин. Так что я не советовал бы так поступать. И немного другое восприятие если вместо шара будет куб. Кажется что куб то стоит более надежно и вряд ли сам туда прикатился. И человек выстроил у себя определенный набор восприятия в основном от предметов которые он видел и использовал в своей жизни.
Для понимания различия между формами стоит начать с простейших и самых основных которые мы знаем и которые лежат в основе любых композиций и даже проще в основе любых предметов вокруг нас.
Мы уже упомянули куб и уже понимаем что ждать от его двумерного варианта квадрата. Ассоциации тут будут что это неподвижность это устойчивость, стабильность и какая-то скука и даже больше что то такое в каком то даже смысле негативное? Да безусловно сама по себе форма не может быть позитивной или негативной но в комбинации с другими зрительными инструментами можно используя квадрат показать что такое скучное или наоборот что то громоздкое и величавое, значимое.
Если провести линию по диагонали квадрата то мы получаем два треугольника. Это форма которая имеет признаки устойчивости однако уже имеет и острые углы а значит и динамизм и движение. При этом тут мы можем придать треугольнику устойчивости рядом с квадратом поставив на плоскость или наоборот поставив на один угол как бы вверх ногами тем самым показав не стабильность и вызвать у зрителя небольшое недопонимание.
Круг уже совсем другая фигура которая гораздо более природа ориентированная так как в природе мы редко видим строгие углы а вот окружности начиная с самых маленьких частиц до формы земли и солнца нам знакомо больше. Это то что человечество часто отожествляла с самой жизнью. В том числе и с движением хотя тут нет стремительных острых углов да и вообще нет никаких углов.
Продолжая дальше эти основные формы мы можем видеть их прогрессии и комбинации. Тут можно вспомнить и ленту Мебиуса, зигзаги и волны и прочее. Ассоциативный ряд всегда так или иначе нам понятен вне зависимости от культурных или каких либо других различий так как это сама природа создала эти формы а мы лишь научились давать им интерпретации на основе нашего опыта. А переходя на уровень создания чего то будь то скульптура или веб-дизайн мы можем применить данные знания дабы передать тот основной посыл что заложен в нашем продукте творчества.
Если статья показалась Вам интересной то можно подписаться. Продолжение данной темы в следующих статьях.
Поддержать канал https://yoomoney.ru/to/4100118086486474