Помните ли вы яркие и весёлые кадры из сказки «Морозко», где Настенька приезжает в отчий дом со своим красавцем-женихом на тройке лошадей, украшенной звонкими колокольчиками?
В наших фондах есть подобные аксессуары.
Появляться такие колокольчики начали в конце XVIII в. и использовались на почтовых и курьерских тройках, выполняя роль своеобразного сигнального средства, извещающего о прибытии повозки.
Вешать колокольчики на гужевой транспорт частного извоза было строго запрещено, и хорошей альтернативой для весёлой езды у ямщиков стали арканы, на которые запреты не распространялись.
С развитием железных дорог и автомобильного транспорта отпала необходимость в ямских перевозках корреспонденции, вот тогда колокольчик стал широко применяться среди населения. Трудно было представить себе тройку без колокольчиков во время свадеб, проводов рекрутов в армию, народных гуляний на Рождество или Масленицу.
Мастера обладали секретами, позволявшими изготавливать колокольчики с разным звучанием, почти каждый экземпляр имел свой собственный неповторимый тон и тембр. Центры литья колокольчиков обычно возникали на крупных почтовых трактах.
Родиной этого промысла стал город Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Поддужным же колокольчик был назван потому, что лучшим местом для его крепления в России послужила именно дуга. Хотя подвешивать его могли где угодно: под шеей лошади, на постромках по бокам, на санях и повозках. Иногда под дугой подвешивали два или три колокольчика, а на Русском Севере – до пяти.
В середине ХХ в. в городах и сёлах не стало надобности в лошадях, а также и в тройках, не нужен стал и колокольчик, его производство прекратилось.
Публикация подготовлена хранителем музейных предметов А. Дудич.