Напомню, что род Борджиа, точнее Борджа (Боржа), а по-испански Борха — это испано-итальянский дворянский род из Валенсии в короне Арагона, правители города Ганди́я. Название рода происходит от посёлка Борха неподалёку от Сарагосы (области Арагон). Этот род известен чуть ранее, чем с начала XII века, но его процветание приходится на XIV век. А родоначальником в Италии (чаще всего) считается папа римский под именем Каликста III, он же урожденный Альфо́нсо ди Бо́рджиа, хотя и его отец, и другие его предки существовали до него и носили испанскую фамилию Борха. Алонсо де Борха (Борджа, Борджиа) был единственным сыном Доминго де Борха и Франсины Льянсоль и был крещен в базилике святой Марии в Хативе. Алонсо де Борха получил прекрасное юридическое образование и две докторские степени. В 1444 году Евгений IV сделал его кардиналом-священником с титулом церкви Санти-Куаттро-Коронати. А с 8 апреля 1455 года Алонсо был избран Папой Римским под именем Каликста III и просуществовал в этом сане до самой смерти - до 6 августа 1458 года.
После того, как дон Алонсо был избран римским Папой, его родственники стали переезжать в Рим и вливаться в ряды будущей «чёрной знати». Среди родственников Калиста имелся племянник по линии сестры - по имени Родриго, который родился в местечке Шатива, неподалёку от Валенсии. В 1456 году Родриго Борджиа в Риме стал кардиналом-дьяконом, а в 1457 году — Вице-канцлером Святой Римской церкви, но рукоположение священника принял только в 1468 году. А в 1492 году племянник Родриго тоже был избран папой под именем Александра VI.
Правление Александра VI в Ватикане сопровождалось скандальной славой, развратом, грандиозными загулами и пьянством, что подорвало авторитет папства и подготовили Реформацию. От связей Александра VI с несколькими женщинами, и в первую очередь с Ванноццей деи Каттанеи, были прижиты десять детей. Наиболее известны из детей - Пьетро Луиджи, Джованни, Чезаре, Джоффре и Лукреция.
Во время правления Александра Италия всегда была наполнена смутными слухами о кровосмесительной связи дочери понтифика Лукреции со своим отцом и тремя братьями. Но возможно эти слухи об инцесте между бывшей женой и её отцом и братьями распространял опозоренный и разведенный с Лукрецией ее первый супруг Джованни Сфорца.
Плюс ко всему 14 июня 1497 года из Тибра выловили тело любимого сына понтифика Александра - Джованни, который должен был возглавить войну отца против непокорной итальянской знати.
Также современники подозревали, что нуждаясь в деньгах, папа Александр травил ядом богатых кардиналов, чьё имущество после их смерти по традиции возвращалось в папскую казну. «Завтра утром, когда проснутся, Рим узнает имя кардинала, который в эту ночь заснул своим последним сном», – такие слова приписывают Александру VI.
Независимо от разных слухов и домыслов, в семье Борджиа любили праздновать всевозможные праздники, особенно Рождество, которое считали чуть ли не семейным праздником дома Борджиа. Дело в том, что Алонсо де Борха (Борджа, Борджиа) - он же папа Каликста III - родился 31 декабря 1378 года в Арагоне. А папа Александра VI родился 1 января 1431 года. Месяц рождения детей Александра, братьев - Пьетро Луиджи (1458/1460), Джованни (1475, 1476 или 1477), Чезаре (1474, 1475 или 1476 годы), Джоффре ( 1481/82 ) - неизвестен, чаще многие летописцы склоняются к тому, что они родились приблизительно в сентябре или осенью в разные годы. Среди детей Александра VI известны еще - Джиролама Борджиа, Изабелла Борджиа, Джованни Борджиа (март 1498 - 1547/1549), Лаура Орсини и Родриго Борджиа-младший. Среди них известен только месяц рождения Джованни Борджиа - март, но дело в том, что таинственное отцовство Александра в этом случае не установлено, поэтому Джованни прозвали «ребёнком Рима».
Самая известная дочь папы Александра VI от любовницы Ваноццы деи Каттанеи - Лукреция Борджиа родилась 18 апреля 1480. Как раз с ее слов летописцы записали воспоминания о праздниках Рождества и Пасхи, она вспоминала из детства, что одновременно с этими праздниками праздновали и дни роджения некоторых членов семьи. Еще она вспоминала лет с 4-х, что один из самых любимых ее братьев Чезаре воровал для нее на кухне кусочек роджественского кекса Панеттоне с цукатами, пропитанного миндальным ликером, за что однажды был пойман и наказан ударами розг по рукам, будучи уже подростком в возрасте 11-12 лет. Но каждый праздник он продолжал воровство еды и сладостей с кухни, оттачивая мастерство и ловкость, стараясь быть не пойманным.
Современники распускали жуткие слухи, что праздничные столы на торжествах Борджиа иногда даже были использованы для отравления неугодных кардиналов. Но из-за беспробудного веселья о происшествиях узнавали только утром следующего дня, что забывалось уже менее, чем через несколько недель.
Никто не смел стоять на пути Папы Александр VI. Однажды папа решил отравить неугодного ему кардинала Орсини со всеми его приближенными. Преступление совершалось во время большого и торжественного праздненства в Ватиканском дворце. Веселье затянулось, танцы сменялись пением, привлекли даже обнаженных девушек-танцовщиц, чтобы развлекать и отвлекать "высоконравственных", седовласых прелатов. Вдруг в конце банкета кардинал Орсини забился в судорогах в кресле, произошел страшный переполох среди гостей, но кардинал успел выкрикнуть: «Измена, я отравлен!». Началось общее смятение, гости спешили выбежать из зала. Но большинство родственников и друзей отравленного кардинала постигла такая же участь. Свидетельствуют, что папа произнес что-то торжественное, мол так будет с каждым неугодным, но в это признание трудно поверить, скорее всего это миф.
На других праздненствах по приказанию папы Александра VI был отравлен моденский кардинал, которого отравил его приближенный, Себастьян Пинцон. Огромное наследство, оставшееся после моденского кардинала, конечно же присвоил Александр VI , отдав небольшую часть злата Пинцону в "премию за кровь". Вслед за моденским кардиналом последовал венецианский кардинал Михиэль, отравленный в собственном доме. В тот раз убийцы передали папе 23 632 дуката, найденные у кардинала.
По стопам отца пошли и дети Борджиа. Слухи летописцев гласят, что пальцы рук Лукреции всегда были украшены перстнями, в которых хранился яд, и еще прекрасная дочь владела ключом, рукоятка которого заканчивалась острием, пропитанным ядом. Почетный папский гость, которому доверяли открыть этим ключом комнату с произведениями искусства эпохи кватроченто, непременно слегка повреждал кожу руки, получая смертельное отравление. У Лукреции также имелась игла, внутри которой находился канал с ядом. Этой иглой она могла в толпе погубить любого неугодного человека.
Любимый ею брат Чезаре не уступал сестре Лукреции. Жестокосердный Чезаре часто прибегал к услугам врача-грека Никифора Каталаки, когда ему было нужно устранить какого-либо соперника или врага со своего пути. У Чезаре Борджиа было кольцо с незаметно открывающимся углублением, где хранился яд, который можно было всыпать в бокал вина. Знаменитые кольца с ядом, принадлежащие семейке Борджиа, отнюдь не выдумка, некоторые из колец сохранились до сегодняшнего дня. Так, на одном стоит дата – 1503 год, имя Чезаре Борджиа и девиз на старофранцузском языке: «Выполняй свой долг, что бы ни случилось». Было у Чезаре и более хитрое кольцо с шипами "для рукопожатий". Как раз на праздниках и карнавалах в шумной толпе, а особенно на танцевальных балах, Чезаре, скрытый под маской и плащом, хватал руку человека, которого задумывал убить, пожимал ее, а затем незаметно выбрасывал кольцо с остатками яда, конечно на таком кольце не было опознавательных знаков, как на предыдущем.
Наиболее известное из преступлений Чезаре это попытка отравления ядовитым вином собственного брата дона Хуана (Джованни), которая сорвалась из-за бдительности пажа. После этого кубок с приготовленным для Хуана ядом был намеренно разлит. Позднее дон Хуан погиб, но не от отравления, а был убит наемным убийцей.
Смерть папы Александра VI 18 августа 1503 года оказалась случайной. Самим Александром и его сыном Чезаре задумывалось отравить кардинала Адриана ди Карнето. По сценарию все должно было случиться то ли в доме Чезаре, то ли в доме самого Карнето за ужином. Некоторые очевидцы утверждают, что трагедия произошла в доме Карнето, хотя мнения до сих пор разделяются. Накануне ужина папа снабдил одного из слуг-шпионов изобретенным "доктором" Каталаки медленно действующим ядом, который слуга должен был влить в кубки кардинала и его приближенных. Каталаки уверял, что противоядия к этой отраве не существовало.
Но в силу роковой случайности произошла путаница, в том числе и в том, кто кого хотел отравить. По некоторым сведениям папа Александра VI сам залпом осушил бокал отравленного вина, которое Чезаре приготовил для Карнето и зачем-то и каким-то образом разбавил вино водой. Кроме того, папа закусил вино куском отравленного яблока, предназначенного самим же папой для своего же сына Чезаре. Все присутствовавшие на обеде заболели, у них началась горячка, рвота и разные прочие неприятности.
Однако грек Каталаки сумел спасти папу, но дни Александра были уже сочтены. Александр VI скончался после четырех-шести дней мучений. Но тогда двадцативосьмилетний Чезаре пока остался жив, но долго страдал от последствий отравления. Незадолго до этого происшествия по приказу Александра VI был убит его младший сын Джоффре. Чезаре умер вскоре - в 1506 году, и с его смертью кровавый род Борджиа прервался.
Позже папа Лев X официально обвинил в умышленном отравлении обоих Борджиа - Александра и Чезаре - самого кардинала да Карнето. Но современные исследователи считают, что обе смерти произошли по естественным причинам от кишечной инфекции и обострения хронической малярии.
Лукреция умерла 24 июня 1519 года, в 39 лет, через несколько дней после рождения десятого или одиннадцатого ребенка - дочери, в третьем браке с Альфонсо I д’Эсте. Возможно, она тоже была отравлена, суда по недельным конвульсиям, из-за измен дону Альфонсо с одним поэтом Пьетро Бембо, но это не доказано, муж сидел возле ее изголовья и утешал до последней минуты.
Алена Л.