Найти тему
Юлия Руденко

Не про "Аватар-2"

Моё фото, сделанное 29 декабря 2022 года. Символ грядущего года - Кот-продавец, охраняющий прилавок с рыбой.
Моё фото, сделанное 29 декабря 2022 года. Символ грядущего года - Кот-продавец, охраняющий прилавок с рыбой.

В мире есть неизбежные вещи, в которых твой выбор не играет ровным счётом абсолютно никакой роли. Вот, например, Новый год. Может, я не хочу его встречать? Зачем он мне, допустим? Может, я со старым только-только смирилась? Может, я законсервированный консерватор, никогда не желающий ничего нового? Но будет ли он спрашивать какую-то там старую скучную блогершу - прийти ему или не прийти? Появится - и всё тут. Ну и ладно. "Пришёл - так проходи, - скажу я ему, - располагайся. Извини, что ёлку не поставила, шарики не развесила, салаты не приготовила, шампанское не купила, бенгальские огни не зажгла, в Деда Мороза не верю, подарков не жду, и вообще я спать хочу, так что завтра поговорим". И пока все на следующее утро отсыпаются, и поболтать Новому году в тот момент будет не с кем, он у Юли и спросит: "А хорошо ли ты вела себя в прошлом году?". Что мне ему ответить? "Нет, конечно! - произнесу, потягиваясь и неохотно выползая из-под одеялка, - Даню Милохина не слушала, пранки Эдварда Била не смотрела, за развитием построения отношений в "Доме-2" на телеканале "Ю" не следила. Но! Кое-чем всё же могу поделиться - например, впечатлениями о некоторых сериальчиках родного производства". Итак...

Обычно я читаю или смотрю кино на планшете или нетбуке, когда ужинаю и пью чай. Но если раньше я делала это чаще, то в последние месяцы прямо вот что ни включала - ну всё мне не так! Не так говорят! Не то говорят! Не так двигаются! Не так одеты! Не так снимают! Прямо вот будто Константин Эрнст ко мне в голову забрался и транслирует свои мысли. Я выключила даже через полчаса "Слепой метод" с одним из моих приоритетных актёров - Дмитрием Исаевым! Ох! Сплошное разочарование! Дмитрий играет здесь слепого бывшего начальника следственного отдела РОВД. Кого-то какими-то фигурками хочет подставить, выведя на чистую воду. Обманом просит помочь ему новую молодую сиделку (Евгению Вайс), которая вечно лезет куда-то не туда и раздражает его. Какое-то замедленное (даже я бы сказала заторможенное) статичное действие с неоправданными паузами, словно при монтаже нужно было растянуть метраж. Плоские сценарные диалоги. Наигранность эмоций. Короче, через полчаса первой серии отключила я этот детективчик и нашла другой.

Скриншот из детектива "Слепой метод" (2022).
Скриншот из детектива "Слепой метод" (2022).

За детективным сериалом "Некрасивая подружка" я слежу пару лет. Обрадовалась, что этой осенью вышли новые серии. Но особенно меня увлёк последний 13-й сезон - "Похудей или умри". Дело не в сюжете. А в том, что здесь сценаристы превзошли сами себя. Тут что не диалог - то тонко-иронические перлы! В данном случае не буду цитировать кроме одного, потому что печатный текст не передаст приятные естественно-лёгкие актёрские интонации.

Скриншот из детектива "Некрасивая подружка" (13).
Скриншот из детектива "Некрасивая подружка" (13).

Как и в предыдущих 12-ти сезонах, появлявшихся периодически с 2019 года, Тоня Остапчук (актриса Елена Муравьёва) расследует очередное дело. Кто-то убивает толстеньких дам, участниц онлайн-марафона "Похудей или умри". Сама Остапчук тоже не является стройняшкой, и то и дело страдает из-за того, что желает своему гражданскому супругу - бывшему пластическому хирургу Леониду Томилину (актёр Николай Иванов) - более совершенной внешне жены, чем она. В связи с расследованием она отправляется на консультацию к импозантному психиатру Георгию Ивановичу Хилькову (актёр Андрей Рыклин), очень похожему на американского актёра Лейна Дэвиса, полюбившегося многим поклонницам "Санта-Барбары" за роль адвоката Мэйсона Кэпвелла. Общаясь на профессиональные темы, Остапчук внезапно получает приглашение обходительного, но одинокого, психиатра провести с ним вечер тет-а-тет в ресторане по причине его Дня рождения. Она соглашается, потому что заинтересовалась тем, как мужчина точно охарактеризовал её саму и её проблемы. Ну, например, он сходу увёл Тоню из роли вечного спасателя. Сценаристы не стали загружать терминологией фильм, но разбирающимся в психологии однозначно понятно, что речь шла о треугольнике Стивена Карпмана, в котором находится огромное количество людей, неосознанно взаимодействующих с другими либо как агрессор, либо как жертва, либо как спасатель. В беседе за ужином Георгий Иванович, как автор бестселлера "Почему я не замужем", приводит следователя Остапчук к ответу на её психологическую проблему:

- Вы живёте в мире, где женщина обязана быть высокой скуластой блондинкой на спорте и желательно выглядеть лет на десять моложе своего паспортного возраста. Вы в этой схеме - лузер. Вот я вас и спрашиваю: как это влияет на вашу жизнь?

- Никак!... - отвечает Антонина. - Во-первых, я отрастила себе вот такое вот чувство юмора! (Она разводит руки в стороны). Во-вторых, стала трудоголиком. А в-третьих, убедила себя, что от мужчин - одни неприятности.

- Вот! Видите? В результате вы - интересная личность!

Но тут женщина признаётся, что отдала бы всё вышеназванное за 44-й размер. На что психиатр ей говорит, что на самом деле ничего она в себе не хочет менять, и супруг её - если б хотел, давно нашёл бы себе худышку. А главная проблема Тони Остапчук - в том, что она не верит, что её можно любить. До просмотра этого фильма я тоже не верила. Фуууух, ну теперь всё стало на свои места!.. Можно снова есть тортики и печеньки! (Шутка! На самом деле, конечно, всё равно нельзя).

Другая киношка, запомнившаяся мне оригинальными юмористическими диалогами сценария и в большинстве своём актёрской игрой - "Девушка на миллион". Хотя, будь моя воля, название звучало бы более привлекательнее для зрителя как "Бабушка на миллион" (не хочу никого обидеть, чисто с точки зрения жанра комедии). Главная героиня-актриса, она же сценарист, она же режиссёр и генеральный директор кинокомпании "Северное сияние" - Мария Ефремова, известная читателям по своим рассказам как Марийка Батлер. По сюжету Алиса разводится с богатым мужем Аркадием Львовичем, ну очень страстно сыгранным Игорем Лифановым. Колоритно созданный им образ очень ярко обрисовывает спектр характеров некоторых современных российских олигархов. Сам по себе Лифанов неординарен, а при наличии качественного сценария и отменной режиссуры - он прямо-таки очень выпуклый и самый незабываемый персонаж из всех присутствующих в этом фильме. А выйти, кстати, кино должно было ещё год назад по заявленным изначально срокам. Но, что-то явно не срослось в 21-м, раз зрителю представили комедию в ноябре 22-го.

Скриншот из фильма "Девушка на миллион".
Скриншот из фильма "Девушка на миллион".

Владелец детективного агентства Андрей Смоленский (актёр Илья Алексеев) даёт задание своим помощникам найти себе жену за гонорар в миллион рублей. Чтобы голубоглазая блондинка до 30-ти лет, коренная москвичка, с высшим образованием, из интеллигентной семьи, никогда не бывшая замужем, со спокойным характером, не истеричка, с хорошей фигурой, большой грудью, невысокого роста, творческой (не офисной) профессии, любящая готовить, нечто среднее между Мэрилин Монро и Наташей Ростовой. Весёлые парни включаются в работу и предоставляют своему шефу кандидаток. Тот ходит на свидания и продолжает оставаться разочарованным холостяком дальше. Встречи с девушками действительно выглядят весьма комичными: одна играет ему скучную классику на фортепиано, другая шокирует своей гипержалостью к уличным кошкам, которых, пренебрегая санитарией, забирает к себе домой, а третья читает ему странные стихи в кафе. После такого романтический герой смешно говорит помощникам: "Творческих из задания вычеркнуть". Но, как это иногда случается в жизни, Андрей совершенно случайно пересекается и знакомится с сорокалетней женой-брюнеткой своего клиента Аркадия Львовича. Ну и между ними что-то произошло - какая-то магия притяжения. И всё хорошо по сценарию, только игра героини с этого момента кажется не естественной, как будто бы мысленно Мария Ефремова продолжала решать какие-то организационные моменты съёмочного процесса, а диалоги вела на автопилоте. Очень жаль, потому что сам по себе в целом фильм мне понравился.

Скриншот из фильма "Любовь без права передачи".
Скриншот из фильма "Любовь без права передачи".

Мелодрамка "Любовь без права передачи" мне приглянулась тем, что в ней показали достаточно реалистичную историю того, как банки в России легко и безжалостно расправляются с теми, кто рискнул взять ипотеку и допустил просрочку. Я сама прошла этот путь, потеряв весной этого года такое жильё, в которое было моей семьёй вложено с 2008 года два с лишним миллиона. (Но что это по сравнению с двухста миллиардами долларов, потерянными в прошедшем году Илоном Маском?). Кредитные каникулы, рефинансирование - это всё не для обычных людей, а для каких-то других. Моя судебная война за единственную однушку длилась с 2015 года, и регулярно я продолжала совершать платежи в банк. Но увы и ах. Как и в истории семьи Кати Рыбалкиной (актриса Валентина Ельшанская) вышеназванного фильма, нам пришлось покинуть помещение.

История про ипотеку конечно в фильме не главная, она просто насыщенным рефреном сопровождает романтическую историю влюблённости Кати и Сергея Шестакова (актёр Илья Коробко). При всей своей бесчисленности нынешних мелодрам, эта мне показалась неплохой по искренности актёрского исполнения. Не исключаю даже возможности, что такая история вполне вероятно могла произойти в жизни - даже не смотря на типичный мыльно-оперный поворот в виде того, что Катя и Сергей вроде как оказывались сестрой и братом по отцу...

Скриншот из фильма "Эксперимент".
Скриншот из фильма "Эксперимент".

Сериал "Эксперимент" я начала смотреть с нескрываемым удовольствием, не смотря на то, что это не детектив и не какой-нибудь душещипательно ироничный ромком. Первые же кадры зацепили своей принадлежностью к миру пиара - конфликтом заказчика рекламного видеоролика и исполнителем. Имеющий известную практику в Питере психотерапевт Валерий Холмогоров (Сергей Мардарь) желает сниматься только на фоне красивого вида из окна, но в ответ слышит требование профессионала, что съёмка против источника света - не комильфо. Актёрская игра в этой трагикомедии - истинное наслаждение. Также, как и эклектичный сюжет - Холмогоров вынужден взять в свои партнёры престарелую уборщицу Клаву (актриса Наталья Парашкина), чтобы поправить свои идущие из ряда вон плохо финансовые дела. Клава явилась для меня, да думаю и для других зрителей прообразом героини любимого фильма советских времён "Любовь и голуби". Душевность и наивное стремление помочь клиентам-страдальцам Холмогорова в этой женщине вполне естественны - она привыкла так жить: морально поддерживать попадающих в её поле зрения окружающих. И именно такая Клава становится ключевым звеном в жизненных нестыковках тех, с кем она общается, - все они обретают душевное равновесие, разрешив свои внутренние когнитивные диссонансы.

При всей проблематичности сюжета, фильм наполнен ироничными фразами разговоров, ведущимися в основном в кабинете Холмогорова с рекламным плакатом "Я помогу тебе". Их нереально много! Что-то типа: "Нет, нам теперь нормальные мужики не нужны! Нам теперь нужен Ричард Гир!". "Да вы итак красивый, на актёра из "Титаника" похожи" - "Я ещё не думал о себе в таком ракурсе". "Плоскостопие у тебя в голове!". "Вот эти улыбочки с лица не смоешь". "Здоровая женщина выбирает себя, а женщина с неврозами - отношения". "Жениться тебе надо - голова на место встанет, про ЗОЖи забудешь".

Но если всё свести к одному решению, то оно бы выглядело так:

"Социальные роли на них понавешали - вот и страдают!"

Забавно смотрится, когда Клава однажды возвращается к квартирной хозяйке, где она арендует комнату в старенькой хрущёвке, и преображает утренний завтрак на кухне до неузнаваемости и по интерьеру и по витаминной пользе!

- Это что за ерунда? Нормально же жили! - восклицает хозяйка.

- Это новая красивая жизнь! - отвечает Клава.

Героиню к концу фильма преображают и новым платьем, и новой причёской, и даже дарят ей интерес мужчины, о котором она мечтала. Но лично у меня остался некий дискомфорт в душе - какой-то её представили слишком аллегорически глупой. Этот питерский стиль одежды ещё в дореволюционных беретках и мешковатом пальтишке!.. Чемодан такой же, с которым покидает Клаву её сожитель... Честно говоря, смотрелось как стёб костюмеров. Поэтому и не поверилось, что что-то в личной жизни такой тёплой женщины, как Клава, у неё самой наладится.

Очень хотела бы продолжить список "проглоченных" мною в скоростном беге событий современности фильмов, но не буду в виду того, что устала сидеть за гаджетами и намереваюсь включить в себе режим необходимого моему организму осознанного дофаминового голодания. В общем-то желаю своим читателям добра, тепла, не уходить в деструктивность ни при каких обстоятельствах и всегда при "игре на понижение" окружающих жизненных сценариев падать на четыре лапы, как это обычно делает Кот - символ-2023! Спасибо, что были рядом! Это было бесценное для меня во многих отношениях время.

#фильмы #кино #2022 #новыйгод #обзор