2022-й год оказался достаточно богатым на хорроры (пусть и не все из них можно назвать качественными). Отдельно стоящим событием для фанатов фильмов ужасов стало возвращение в жанр действительно знаковой для него фигуры — британского режиссёра Нила Маршалла. После череды неудачных проектов уже подзабытый "культовый дядька" объявился с хоррор-боевиком "Логово". Увы, отсутствие какой-либо рекламной кампании привело к тому, что фильм практически никто не заметил. А те, кто заметил, дали ему неприлично низкие оценки: 4,6-4,7/10 на Западе и в СНГ соответственно. Казалось бы, проходной треш-ужастик, сделанный "на отвяжись". Посмотреть и забыть. Но кое-что в нём сподвигло меня написать целых три статьи... Что ж, давайте наконец-то поближе познакомимся с Нилом Маршаллом — частым гостем моего канала — и его фильмографией. Поехали!
Начало
Этот британский кинодел, которому на момент написания статьи исполнилось 52 года, начал свой творческий путь ещё в подростковом возрасте, снимая любительские фильмы на домашнюю камеру. Получив образование, в 90-е годы он начал работать монтажёром на различных студиях. Позднее его стали привлекать и к работе над сценариями художественных фильмов. Всё изменилось в 2002-м году, когда свет увидел хоррор-боевик про оборотней "Псы-воины" ("Dog Soldiers"). В нём Нил выступил режиссёром, сценаристом и, само собой, монтажёром. Давайте поговорим об этом фильме немного подробнее.
"Псы-воины" (2002)
Сюжет ленты рассказывает об отряде британских солдат, высадившихся в лесу в рамках учений. При выполнении задачи они обнаруживают остатки группы спецназа и едва живого офицера. Практически сразу на них начинают нападать странные существа. При помощи местной жительницы, так удачно проезжавшей рядом, солдаты добираются до фермерского домика, в котором баррикадируются. Выясняется, что их противник — самые настоящие оборотни. А до рассвета ещё очень долго...
Авторский дебют Маршалла не стал кассовым успехом: при довольно скромном бюджете в 2 млн$ лента собрала 3,5 млн$ в прокате и неплохо разошлась на носителях, что, в общем-то, спасло её от серьёзного провала. Однако не стоит забывать об оценках: ужастик получил аж 2 награды на Брюссельском кинофестивале и 1 престижную премию "Сатурн". Остались довольны и зрители. Причина? Оригинальность задумки! Полноценной деконструкцией жанра "Псов" назвать, конечно, нельзя, однако сама идея фильма, на мой взгляд, составляет львиную долю его успеха. Тривиальную концепцию с людьми, прячущимися в лесной хижине от мифических монстров, Маршалл перевернул с ног на голову подменой понятий: типичных подростков он махнул на британских солдат во главе с матёрым сержантом. Примечателен и тон фильма: лента практически идеально балансирует между комедией, боевиком и фильмом ужасов про оборотней, о чём впоследствии говорил и сам режиссёр. Здесь навалом чёрного юмора, экшена и сцен насилия. Всё это приправлено колоритными персонажами, которым во 2-й половине зритель начинает нешуточно сопереживать.
Есть у ленты и проблемы. Даже для 2002-го года бюджет в 2 млн$ нельзя было назвать внушительным. Маршалл выжал из него всё, что было возможно: отстроил крутые декорации, создал костюмы, практические эффекты, закупил не один цинк холостых патронов. Тем не менее, спустя 20 лет лента смотрится несколько устаревшей. Местами раздражает чересчур рваный монтаж ("фишка" режиссёра, как станет ясно позже), постановка некоторых сцен хромает, а оборотням временами недостаёт динамики. Однако ситуацию спасает тот факт, что в ленте нет компьютерной графики. Все эффекты практические, все выстрелы настоящие, а сыгравший сержанта актёр действительно пьян в соответствующей сцене. Сценарий... Можно долго спорить о том, насколько каноничны оборотни-ликантропы из "Псов", но так ли это важно? А вот тот факт, что картина имеет правильную трёхактную структуру и крайне удобный для восприятия темп повествования, не может не радовать. Похвалить можно и экшен: при всех технических проблемах он крайне изобретательный и драйвовый. Особенно это проявляется в финале, когда солдаты отбиваются от оборотней всем, что попадается под руку, и буквально разбирают дом на части.
Я просто обожаю "Псов-воинов". Это, наверное, любимый мой хоррор-боевик. Его "косяки" обусловлены нехваткой средств при производстве и, собственно, возрастом картины. Видно, что все те, кто работал над фильмом, потрудились на славу. Слава же, главным образом, досталась Нилу Маршаллу. Премии, узнаваемость, кредит доверия — и вот уже перспективный режиссёр берётся за второй авторский проект. Который является лучшим в его фильмографии до сих пор...
"Спуск" (2005)
Компания подруг, любящих активный отдых, решает на выходных исследовать небольшую пещеру. Остроты ситуации добавляет тот факт, что одна из них за год до этого потеряла семью, из-за чего пытается справиться с травмой. Маленькое приключение идёт по плану, пока в пещере не происходит обвал. Оказавшись в ловушке, девушки начинают искать выход и вскоре понимают, что ситуация ещё хуже, чем им показалось изначально. Пещеры явно обитаемые...
Выход фильма стал воистину "звёздным часом" Нила Маршалла. В отличие от "Псов-воинов", "Спуск" попал в широкий прокат во всём мире, где собрал аж 57 млн$ при бюджете примерно в 4,2 млн$. Критики и зрители завалили ленту положительными оценками, а фестивали — премиями. В их число даже вошёл "Сатурн" за лучший фильм ужасов. Появились и неформальные достижения: Нил Маршалл был включён в так называемый "Splat Pack" — группу независимых режиссёров, встряхнувших жанр хоррор в 00-е. В этом списке есть, например, знакомые многим Элай Рот, Роб Зомби, Джеймс Ван, обожаемый мной Александр Ажа и другие. Название происходит от английского "Splatterpunk", названия поджанра фильмов ужасов, основной чертой которого является демонстрация приземлённого и откровенного насилия. Из наиболее известных представителей — "Хостел", "Кровавая жатва", "Пила", "Лихорадка", "У холмов есть глаза", "Волчья яма", "Дом 1000 трупов" и, собственно, "Спуск". Вернёмся к нему, а если вам интересно познакомиться со сплэттерами подробнее, то напишите об этом в комментариях!
Итак, чем же хорош 2-й авторский фильм Нила Маршалла? Да практически всем. Производственный бюджет в сравнении с "Псами-воинами" вырос вдвое, что позволило режиссёру (и сценаристу в одном лице) развернуться по-настоящему. Техническая сторона фильма не вызывает никаких нареканий: даже в 2023-м году он смотрится убедительно. Подпортить впечатление может лишь рваный монтаж в экшен-сценах (Нил в этот раз уступил кресло монтажёра коллеге), однако это можно и простить. Простить по той причине, что почти все пещеры, показанные в фильме, являются декорациями! Я был шокирован, когда узнал это. Да-да, 70% хронометража отснято в павильонах студии. Вот куда ушла львиная доля бюджета. Что до сценария? А он здесь... прекрасный в своей простоте! Каких-то неожиданных поворотов и скрытых смыслов ждать не стоит, однако и примитивным сюжет назвать язык не повернётся. Перед нами линейная история, которая увлекает с первых минут и действительно грамотно нагнетает напряжение по ходу событий. "Спуск" — это эталонный образец того, как нужно создавать атмосферу, расставлять скримеры и сцены насилия. Вишенкой на торте является крепко обыгранная тема лжи и человеческого доверия. А мощнейшая концовка идеально завершает композицию.
Как вы уже понял, я всем сердцем люблю "Спуск". И если "Псы-воины" являются моим любимым экшен-хоррором, то лента про девушек, сражающихся за свою жизнь с подземными монстрами, наверное... Мой любимый ужастик в принципе. Я пересматривал его несколько раз и ещё неоднократно пересмотрю. Это отлично сбалансированный фильм с мощной атмосферой, драйвовым экшеном, парой буквально гениальных сцен, хорошим темпом повествования и идеальным уровнем насилия. Не слишком жёстко, но 18+. Добавляет перчика и тот факт, что во 2-й половине фильма на экране происходит не тупое истребление главных героинь чудовищами, а настоящая борьба за выживание. И я не одинок в своих суждениях: "Спуск" можно увидеть в огромном количестве подборок и ТОПов хорроров на лидирующих позициях. У Нила Маршалла получилось снять действительно образцовое кино из 00-х со всеми присущими фильмам той эпохи особенностями. В одном из относительно свежих интервью он признался, что считает "Спуск" своей лучшей работой. После такого триумфа режиссёра было не остановить...
"Судный день" (2008)
Недалёкое будущее. Смертельный вирус убил тысячи жителей Великобритании. Правительство оградило очаг заражения от остального мира, локализовав тем самым проблему. Однако через 30 лет после начала эпидемии происходит ещё одна вспышка вируса. Для того, чтобы спасти весь "внешний мир", в карантинную зону отправляется отряд специального назначения. Его цель — найти вакцину, которую, очевидно, изобрели выжившие. Однако бойцы даже не подозревают, что случилось с людьми за 30 лет изоляции...
Это самый дорогой авторский фильм Нила Маршалла. Его бюджет оценивается от 17-и до до 30-и млн$. Сменился и жанр. Режиссёр решил попробовать себя в постапокалиптическом боевике. Намешав в одну пробирку "Чужих", "Безумного Макса", "Обитель зла" и "Побег из Нью-Йорка", Маршалл приступил к делу. И, увы, результатом его труда стала неудача. Первый провал. Из-за проблем с маркетингом, взрослого рейтинга и довольно приличного бюджета фильм не сумел отбиться, собрав в прокате всего 22 млн$. Посредственными оказались и оценки: критики, доля положительных отзывов которых в предыдущих работах Маршалла заваливала за 70%, здесь давали фильму всего 50%. Зрители также остались не особо довольны, сформировав рейтинги в районе 6/10. Не сказать, что это ужасные цифры, однако после двух невероятно успешных проектов такой результат выглядел плачевно. Что же с фильмом не так?
Тяжело сказать. Почитав отрицательные отзывы, я пришёл к выводу, что большая часть критиков и зрителей посчитала "Судный день" вторичным. Отчасти с этим можно согласиться: лента имеет немало пересечений с уже упомянутой выше "классикой жанра". Здесь и одичавшие люди на монструозных машинах ("Безумный Макс"), и тематика отправившегося в пекло отряда ("Чужой"), и очевидные "подмигивания" "Обители зла" (крутой темнокожий командир отряда и низкорослый техник\учёный), и явные оммажи на зомби-вирус ("28 дней спустя"), и гетто будущего ("Дитя человеческое"). Перечислять можно долго. Плагиат ли это? Нет, нет и ещё раз нет! Это уважительное отношение к успешным "коллегам" и компиляция удачных (и неудачных) их аспектов, приправленная фирменным стилем режиссёра (а также сценариста и монтажёра). Я считаю, что Маршалл снял свой фильм просто не в то время. Подобные картины к концу 00-х уже вышли из трендов, уступив место относительно оригинальным развлекательным лентам под тип "Трансформеров" с большим количеством компьютерной графики. Начал предаваться забвению и рейтинг R (18+). Заметьте: именно с тех лет экраны стали покидать "кровавые" блокбастеры, неспособные конкурировать в кассовых сборах с "детскими" картинами.
Выйди "Судный день" сейчас, думаю, он нашёл бы своего зрителя. Рейтинг R в последнее время стал аспектом, при помощи которого многие киноделы "продвигают" свои работы, подчёркивая их бескомпромиссность. Не стоит забывать и о том, что конец 10-х годов XXI века ознаменовался волной фильмов с большим количеством отсылок к чему-то старому. Так называемого "фан-сервиса" в "Судном дне" навалом, причём значительная его часть лежит на поверхности. А что до самого фильма... Для своих лет и своего бюджета он очень недурно снят (Маршалл по-прежнему отдаёт предпочтение практическим эффектам, однако компьютерной графике тоже место нашлось) и интересно написан. Мне понравились второстепенные персонажи, саундтрек и постановка некоторых сцен. Недостатки ленты очевидны: фирменный рваный монтаж, множество глупостей в сценарии и скомканная концовка. Тем не менее, это не отменяет того, что фильм смотрится очень бодро и весело. Маршалл отлично сбалансировал напряжение, чёрный юмор и визуальный эпик, построив быстрый, но при этом удобный для восприятия темп повествования. Судя по всему, режиссёр остался доволен своей работой, а также тем, что вышел на новый уровень (после камерных ужастиков "Судный день" с обилием локаций и экшена смотрится очень эпично). Поэтому Нил решил дальше двигаться в новом направлении.
"Центурион" (2009)
II век нашей эры. Римский центурион, чудом спасшийся из плена пиктов, присоединяется к небезызвестному IX Легиону, чтобы покончить с дикарями раз и навсегда. Однако войска оказываются разбитыми, а генерал — пленённым. Центуриону предстоит возглавить отряд, состоящий из выживших легионеров, чтобы спасти командующего и отомстить за смерть боевых товарищей.
4-й авторский фильм Маршалла стоил уже меньше "Судного дня" — 12 млн$. Однако от провала его это не спасло: общемировые сборы картины составили жалкие 6,8 млн$, чего было бы мало даже для окупаемости "Спуска". Увы, в кинотеатры зрителей не смогло привлечь ни имя режиссёра, ни лицо уже довольно известного на то время Майкла Фассбендера, занятного на главной роли. Смягчает ситуацию лишь тот факт, что "Центурион" получил более благоприятные отзывы, чем "Судный день". Процент положительных рецензий от критиков составил примерно 60, а зрители оценили фильм в 6,3-6,6/10.
Думаю, многим киноманам уже понятно, что стало одной из составляющих провала "Центуриона". Как и в случае с "Судным днём", Маршалл немного опоздал. Тренд на эпичные средневековые боевики в духе "Храброго сердца", "Гладиатора" и "300 спартанцев" к 2009-му году уже закончился. Такие фильмы приелись зрителю, да и тягаться с крупнобюджетными мастодонтами Нилу было тяжеловато. Подтверждением этих слов служит и тот факт, что вышедший через год после "Центуриона" "Орёл Девятого легиона" тоже не стал большим хитом, хотя являлся голливудским проектом. Значит ли это, что Нил снял плохое кино? Ни в коем случае! Понимая, что с 14-ю млн$ на кармане не получится построить масштабные декорации и поставить битвы с тысячами статистов, Маршалл сделал ставку на другое: драйв и приземлённость. В "Центурионе" всего одна массовая экшен-сцена (недурно снятая, кстати), однако навалом более "компактных" сражений. И, конечно же, фирменной кровищи! Несмотря на то, что многие похожие фильмы также имели рейтинг R, "Центурион", наверное, самый жёсткий и бескомпромиссный из них.
Ещё одно неоспоримое достоинство ленты — быстрый темп повествования. Тут Маршалл чуть было не перегнул палку, ведь за чередой событий в довольно коротком фильме остаётся слишком мало места для раскрытия персонажей. Однако за счёт этого зритель буквально с головой погружается в действо, он будто вместе с героями всё время куда-то бежит (а римские солдаты реально 80% хронометраж несутся то в одну сторону, то в другую). Венчается всё бескомпромиссной концовкой, которую, в принципе, можно вписать в одну из версий реальных событий. Недостатки ленты вытекают из её достоинств: пусть и колоритные, но не особо проработанные герои, местами излишняя натуралистичность и довольно условный сюжет. Однако это не отменяет того, что фильм в целом удался. Он драйвовый и увлекательный, с парочкой смелых сюжетных ходов и крепким финалом в стиле Маршалла. За счёт обилия локаций, по которым герои бегут весь фильм, компенсируется отсутствие размаха в батальных сценах. Нил вновь выжал из фильма практически всё, что было возможно. Жаль, что зритель это практически не поддержал его творение монетой.
Заключение
Что ж, обобщим всё вышесказанное. На 2009-й год в портфолио Нила Маршалла входили целых 4 фильма. Во всех из них он стал режиссёром и сценаристом, а 2 ещё и лично смонтировал. Хороши ли они? Определённо! Я не могу выделить какую-то слабую работу. "Псы-воины" — действительно весёлый, неординарный и драйвовый хоррор-боевик. "Спуск" — великолепно написанный и снятый ужастик, который практически идеален в своём жанре. "Судный день" — опять же, весёлый и глуповатый развлекательный фильм с большим количеством экшена и любопытными оммажами. "Центурион" — мрачное и жёсткое историческое кино, которое довольно сильно отличается от конкурентов.
Творческий стиль Маршалла довольно чётко прослеживается во всех четырёх работах. Во-первых, это своеобразные намёки на деконструкцию жанра (замена "пушечного мяса" на солдат, дающие отпор монстрам девушки, микс из отсылок к классике и грамотный уход от постановки крупных батальных сцен). Во-вторых, рейтинг R. Маршалл очень умело пользуется всеми привилегиями "взрослого" возрастного ограничения, добавляя "зубов" и зрелищности экшену. Уровень жестокости в его фильмах практически идеален: сочно, но не мерзко. В-третьих, темп повествования. Как я уже неоднократно отмечал, Маршалл не любит "тягомотные" фильмы. Наверное, самым размеренным из его творений можно назвать "Спуск", однако там некоторая медлительность в первой половине обусловлена необходимостью создать нужную атмосферу. В целом же все 4 фильма Нила динамичные и драйвовые, что не даёт зрителю заскучать ни на секунду.
В-четвёртых, тематика борьбы за жизнь. Маршалл ставит всех своих героев в критически сложную ситуацию и филигранно исследует поведение человека на грани смерти. Отсюда и дополнительное сопереживание персонажам, и постоянное напряжение в экшен-сценах. В необходимых, к слову, экшен-сценах, ведь именно посредством них режиссёр прорабатывает характеры героев, раз за разом представляя нам настоящих бойцов, готовых цепляться за жизнь до конца. На фоне основной массы развлекательных фильмов, вставляющих "экшен ради экшена", это выгодно выделяет работы Маршалла. В-пятых, умение выжимать из небольшого бюджета всё, что можно. Крутые декорации? Качественные практические эффекты? Огромное количество костюмов? Нил сделает всё, чтобы его кино выглядело зрелищным! В этом ему помогает минимум экспериментов с компьютерной графикой (это прослеживается и в более поздних работах). Что до проблем... Наверное, Маршалла можно поругать лишь за рваный монтаж (в экшен-сценах иногда бывает аж по несколько склеек в секунду) и довольно простые и линейные сценарии. И если последнее с какой-то точки зрения можно приписать к достоинствам лент, то первое, увы, моментами жутко бесит. Что в камерных "Псах-воинах", что в довольно масштабном "Судном дне".
После провала "Центуриона" Маршалл завязал с полнометражным кино на целых 10 лет (в 2009-м ещё вышел высосанный из пальца сиквел "Спуска", в котором Маршалл был лишь продюсером). Конкретных комментариев насчёт этого мне найти не удалось, однако причины напрашиваются сами собой. Кассовый провал сразу двух достаточно дорогих фильмов, вероятно, несколько подорвал доверие студий к Маршаллу. Да, он всё ещё мог похвастаться тем, что не поставил ни одной действительно плохой картины, однако бизнес всегда был бизнесом. Тем не менее, есть и другая сторона вопроса. Как можно заметить, Нил не хотел стоять на месте. После двух хорроров он взялся сначала за постапокалипсис, а потом вообще за исторический боевик. Вполне возможно, что он жаждал попробовать что-то новенькое, но не мог. До тех пор, пока его не пригласили на малые экраны, где он занялся участием в производстве сериалов. Но об этом периоде его творческой биографии мы поговорим в следующий раз. Статья уже опубликована на канале!
Понравилась статься? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал! Есть что добавить? Комментарии открыты для всех! Продолжение уже вышло