Найти тему

Иконография праздника: в пещере, где всю ночь не гасли факелы, мигая и чадя, там ягнята увидали в яслях спящее прекрасное Дитя…

Оглавление

Приветствую всех, заглянувших на канал❤️

О чем я пишу на канале? Обо всем понемногу. Иногда приглашаю читателей в виртуальные путешествия по монастырям и храмам нашей страны. Публикую наставления святых старцев и жития. Чаще рассказываю о любимых иконах и иконографии. Присоединяйтесь и поддержите автора🙏
Мой канал о самом прекрасном - о православии❤️

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи Матери с улыбкой

В ясли тихие глядят… (А. Фет)

Близится Рождество. Мы все ждём его. Ждём чуда и рождественских историй, как дети. Сердце потихонечку наполняется радостью и светом, в предвкушении праздника немного перехватывает дыхание. Это чудесный день как для детей, так и для взрослых. И мы - взрослые, можем в этот момент тоже стать как дети, в ожидании величайшего из двунадесятых праздников.

Начиная мысленно представлять, как тогда все происходило, не можешь поверить, что Рождество Спасителя мира, произошло не в царском, столичном дворце, а в глухой провинции, во мраке ночи, в хлеву. И сейчас нам это место кажется уютнее сотен тысяч дворцов и переносясь мыслями в те годы, даже начинаешь ощущать запах сена. Конечно, та пещера, где родился Иисус Христос, сегодня выглядит совсем по другому. Она находится под амвоном храма (базилики) Рождества Христова и это одна из главных христианских святынь, находящаяся прямо под Храмом Рождества Христова. Но запах сена будет все тот же…

Прошло много лет и для нас это будет всегда самое торжественное и радостное событие, после Воскресения Христова, это событие всей нашей истории.

Фотография автора
Фотография автора

Как и сам праздник, прекрасна и удивительна иконография праздника. Она основана на канонических Евангелиях от Матфея (2, 1-12) и от Луки (2, 1-20) и на апокрифах - протоевангелии Иакова, евангелии Псевдо-Матфея и «Сказании Афродитиана Персеянина на Рождество Христово».

Иконописный канон праздника начал складываться с IV века, когда Рождество стало праздноваться отдельно от Богоявления. Центром композиции иконы всегда лежащая на ложе фигура Пресвятой Богородицы. Рядом с Ней изображают проем пещеры, в ней - ясли (кормушка для животных), а в яслях лежит спеленутый Богомладенец.

Фотография иконы с сайта OZON
Фотография иконы с сайта OZON

Рядом с яслями - иногда изображают вола и осла, а иногда коня и корову. Изображают животных не для того, чтобы подчеркнуть место действия - хлев, так символически отображают пророчество Исайи:

«Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3).

Существует еще и такое толкование - вол и осел символизируют два народа - израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос.

Над пещерой изображают небесный полукруг и Вифлеемскую звезду, ее лучи нисходят к окруженной крестчатым нимбом голове Младенца.

Слева и справа, среди горок, помещены фигуры ангелов и пастухов, количество их может быть различно. Здесь изображают и волхвов, принесших, согласно Евангелию от Матфея, дары:

золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).

Фотография с сайта OZON
Фотография с сайта OZON

Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или стоящую перед яслями, но чаще всего Ее изображают отвернувшейся от Младенца. Это символ и такое положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей. Он принадлежит всему миру, как об этом свидетельствуют Евангелия от Матфея и от Луки:

Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 48-50).

Этот поворот символизирует также и обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

Фотография с сайта OZON
Фотография с сайта OZON

Перед сидящим в задумчивости Иосифом стоит или один пожилой пастух, или два пастуха - пожилой и молодой. В иконописном подлиннике имеются прямые указания на изображение этих фигур:

«Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, а в руке три костыли, а другу ко Иосифу протянул, а за ним пастырь млад, риза киноварь, а гонит козлы черны и белы и полосаты».

Есть мнение, что одетая в овечьи шкуры фигура является неким бесом-искусителем, который вызывает сомнение в душе праведного Иосифа. Это мнение необоснованно по той причине, что силы зла, которым на иконах приданы человекообразные формы, имеют вполне определенный способ изображения: там могут присутствовать короткие перепончатые крылья, хвосты, двуликие головы и много других характерных деталей.

Еще одно толкование образа основывается на протоевангелии Иакова и предлагает видеть в предстоящей Иосифу фигуре книжника Анну, или по-другому - Анену, который заподозрил Иосифа и Марию во грехе. Особенно это обосновано в тех случаях, когда данная фигура изображена в традиционных одеждах. При внимательном изучении текстов, здесь можно провести параллели с теми обвинения и, которые выдвигали против христиан их противники - иудеи, и в частности Цельс, который в своем сочинении 178 года «Правдивое слово» полностью поддерживал мнение талмудистов о том, что Иисус не Мессия, а незаконный сын Марии и римского легионера Пандеры.

Фотография с сайта OZON
Фотография с сайта OZON

В нижней части иконы представлено очень умилительное действо - омовение Младенца Христа, его совершают две женщины. Одна из них - повитуха, согласно апокрифу Иакова, она была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, женщина привела в пещеру еще одну женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание последующих событий приведено в апокрифе:

«И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне... И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея...»

Со временем, а именно к XVII веку иконография праздника значительно расширяется. В композицию включают и волхвов, следующих за Вифлеемской звездой, и Ангелов, сообщающих радостное известие пастухам, и бегство в Египет и избиение младенцев.

Фотография с сайта OZON
Фотография с сайта OZON

Рождество Христово - радостное событие для всех нас и сегодня, в счастливом предвкушении рождения Спасителя, мы иногда забываем о том, что родился Он для того, чтобы нас спасти от греха, и что это Ему стоило жизни. Это будет потом… Пока же мы в ожидании Его и с благодарностью ждём этот день!

Спасибо Вам, мои дорогие подписчики и те, кто ещё не решил, нужно подписаться на канал или нет:), за то, что дочитали до конца. 

❤️❤️❤️❤️❤️❤️❤️👇

-7