Найти тему
Учитель гармонии

Работающий студент-музыкант? Анализ ситуации от преподавателя СПО

Тема закономерно обостряется в преддверии зимней сессии, которая в нашем училище грядёт, привычно, по вузовскому графику.

Конец декабря богат на зачёты: люди зарабатывают допуски к январским экзаменам. Ситуации - самые разные, случается и полное непонимание, и нежелание принять педагога; в меру типичны "сезонные" конфликты.

Вечная тема "а я болел", на мой взгляд, себя давно исчерпала. Ну болел, ну и что? Умений и навыков, тем самым, не прибавил. Выздоравливай, тянись, сдавай. В открытую высказываю студентам личную позицию: болеть - себе дороже, прятаться за болезнью "в домик" - комично, никого не украшает.

Но вот же, есть и другое, не менее печальное обстоятельство, откровенно мешающее училищной молодёжи прогрессировать и отчитываться в срок. На мой взгляд, страшное обстоятельство. Имя ему - "работа". Напомню, речь идёт о самых юных студентах, борющихся за базовое, среднее профессиональное образование. Юноши и девушки порой с придыханием говорят о "работе", помышляя, что им многое простится. А мне их пронзительно жаль.

Можно ли без полного СПО качественно работать по специальности, в том числе в преподавании? Мой ответ - категорически нет. Как по мне, данный путь - в никуда, это отказ от развития в профессии, от качественного тренажа; это добровольное признание себя в числе аутсайдеров. 16-20 лет - тот самый возраст, когда вклад в собственное становление первичен, а разбрасываться на мелкие заработки особенно недальновидно. Неквалифицированный, далёкий от музыкантской специальности труд? Вот честно, мороз по коже.

Таки не в 1990-е годы живём. К слову, вспоминается рассказ моего незабвенного педагога, Валерии Владимировны Базарновой, о работе с курсом теоретиков на пару лет старше моего (а я поступила в "Мерзляковку" в 1994-м). "Знаете ли, Наташа... Стою я как-то перед группой. Всё больше девицы, одна другой краше. Всё при них! И вдруг явственно ощущаю, что половина почти спит, другая тщетно борется со сном, урывками схватывая куски материала. И всё-то мне ясно, Наташа! Группа-то - сплошь уборщицы да официантки, понимаете??? Можно ли от них требовать свершений по гармонии, вот скажите?"

Врезалось мне в память, не скрою. Про "уборщиц да официанток" - ой тронуло. Для себя решила: не пущу собственных детей зарабатывать, пока не штурмуют, а случае музыкантского выбора, то самое СПО с отличием.

Иное дело консерватория, музыкально-педагогический институт - путь к образованию высшему, шлифовка дипломированных специалистов. В этом случае, я двумя руками за разумную рабочую нагрузку в параллель с учением, за полставки-ставку в ДМШ/ДШИ, за другие инициативы в круге профессии. Приветствую оплачиваемые выступления. В конце-то концов, музыкант - это человек, подтвердивший свою состоятельность музыкантскими заработками... а вовсе не мечтатель-сибарит с дипломом на полке.

"Упреждающее" трудоустройство в консерваторские годы считаю лучшим решением. Спокойно, уверенно пережить выпуск - дорогого стоит. Возраст - около 25 лет, что есть оооочень много, если вдуматься пристально.

Мой личный опыт, в былые годы - как студентки, аспирантки, молодого учителя - полностью соответствует высказанным здесь суждениям. Свой "четвертак" я отпраздновала в статусе начинающего "мерзляковского" преподавателя, в октябре 2004 года. Училище стало моим третьим местом работы. К счастью, актуальным по сей день.

Обе музыкальные школы, бывшие до того, вспоминаю с нежностью. Они закалили мой нрав, научили трудиться качественно... и делать своё дело вопреки ежедневным стрессам.