Найти тему
Take Profit

Стратегическая инициатива Китая "Пояс и путь". Часть 4: Шелковый путь 2.0

Если вы не читали предыдущие части (Первая, Вторая, Третья), рекомендуем ознакомиться с ними до прочтения этой заметки.

Вернемся к истории.

Самое большое влияние на мир Китай оказывал в древние времена, когда существовал Шелковый путь. Многие не знают, что Шелковый путь использовался в течение 1 500 лет.

Несмотря на многочисленные смены власти на протяжении всей истории Китая, Шелковый путь продолжал использоваться купцами по всему миру. Историки утверждают, что пик развития Шелкового пути пришелся на время правления монголов. После того, как европейцы разработали более совершенные морские технологии, использование Шелкового пути сократилось, поскольку транспортировка товаров по морским маршрутам стала дешевле и быстрее.

Помимо того, что Шелковый путь позволял различным частям света взаимодействовать и торговать, он также способствовал распространению болезней (от чумы Юстиниана в 541 году до бубонной чумы в 1346 году). Вдохновением для создания первого Шелкового пути послужили попытки Китая расшириться на запад во времена династии Хань. Поскольку Центральная Азия находилась в центре первой волны глобализации, Китаю было важно воспользоваться этой возможностью и даже соединить бурно развивающиеся регионы мира со своей землей.

Вполне вероятно, что инициатива "Пояс и путь" - это способ Китая воссоздать Шелковый путь. И в отличие от первоначального Шелкового пути, инициатива "Пояс и путь" поможет Китаю расширить использование собственной валюты, юаня, по всему миру, а также открыть рынки для китайского бизнеса, как государственного, так и частного.

Заключая сделки с другими странами, Китай поощряет получателей кредитов брать низкопроцентные кредиты в юанях и возвращать свои долги в юанях. Для всех автомагистралей и мостов, которые он строит, он может вдохновить эти страны взимать плату за проезд со своих пользователей, и эти сборы могут быть оплачены в юанях. Особенно в Африке, где проекты "Пояс и путь" расширились до финансирования шахт и других проектов по добыче природных ресурсов, сделки по продаже природных ресурсов могут быть номинированы в юанях, а не в долларах.

Учитывая недавние переговоры между Саудовской Аравией и Китаем, высока вероятность, что саудовцы начнут продавать Китаю свои энергоносители в юанях вместо долларов, а затем расширят практику продажи нефти в юанях странам, получающим помощь в рамках проекта "Пояс и путь".

По данным Совета по международным отношениям, "видение Си Цзиньпина включает создание обширной сети железных дорог, энергетических трубопроводов, автомагистралей и упрощенных пограничных переходов как на запад - через горные бывшие советские республики, так и на юг - в Пакистан, Индию и остальную Юго-Восточную Азию".

Как и Шелковый путь, инициатива "Пояс и путь" - это способ Китая расшириться на запад. Китайская экономика получила огромную выгоду от нового этапа глобализации в 1980-х годах, когда западные фирмы перевели свое производство на заводы в Китае. Почему же Китай приступил к реализации амбициозного инфраструктурного проекта? На это есть много причин. Одна из причин, о которой подробно было рассказано ранее, заключается в том, что этот проект помогает экономике Китая расти и одновременно отодвинуть трудности, которые возникают при наличии слишком большого объема плохих долгов в экономической системе страны. Но есть и другие причины.

На этой карте развития стратегии "Пояс и путь" мы видим, что если когда-нибудь НАТО создаст блокаду в Тихом океане против Китая, Китай сможет транспортировать нефть с Ближнего Востока через Пакистан и другие товары в другие страны без необходимости использовать морские пути.

-2

Теперь рассмотрим стратегию островной цепи, которую США применяют для сдерживания Китая и обеспечения того, чтобы он не стал гегемоном в Тихом океане:

Островные цепи по сдерживанию Китая со стороны США
Островные цепи по сдерживанию Китая со стороны США

В первой островной цепи Тайвань находится в центре. Если Китай захочет разорвать Первую островную цепь, ему придется вторгнуться на Тайвань. В случае вторжения Китая на Тайвань, США и их союзники по НАТО и Тихоокеанскому региону будут блокировать Китай, одновременно помогая Тайваню.

Эксперты по тихоокеанской войне могут считать, что блокада Китая поможет предотвратить получение Китаем любого импорта, но, как мы видим на карте инициативы "Пояс и путь", Китай может пойти коротким путем и транспортировать свой импорт через Пакистан или по другим маршрутам, которые являются частью инициативы "Пояс и путь".

И, кстати, американские военные не смогут нарушить эти логистические маршруты.

Кроме того, если Китай получит санкции по типу российских за вторжение на Тайвань, китайские банкиры не только проконсультировались с правительством Китая о том, как защитить свои активы от санкций, но и позиционировали себя для более тесного сотрудничества с государствами, не являющимися союзниками США, для ведения бизнеса. Существует большая вероятность того, что многие из этих получателей помощи в рамках инициативы "Пояс и путь" не подчинятся санкциям США в отношении Китая и продолжат вести с ним бизнес. Даже если Китай и страны, поддерживающие Китай, будут исключены из системы SWIFT, у Китая есть своя собственная система SWIFT. Страны инициативы "Пояс и путь" примут китайскую систему SWIFT, и все страны, участвующие в этой новой системе, смогут беспрепятственно работать, несмотря на санкции США.

Помимо создания логистической сети для защиты Китая от возможных последствий санкций, аналогичных введенных против России, китайская инициатива "Пояс и путь" позволяет Китаю меньше зависеть от США в вопросах экспорта.

Общая характеристика получателей инициативы "Пояс и путь" заключается в том, что их демографические показатели привлекательны по сравнению с развитыми странами. Проблема старения населения невелика, проблема гендерного дисбаланса минимальна, а семьи, как известно, в среднем имеют больше детей, чем семьи в развитых странах, таких как США и Германия.

Примечание: если вам интересно узнать о непривлекательных демографических аспектах США, посмотрите это видео от EPB Research.

В краткосрочной перспективе эти новые экспортные рынки не столь значимы и ценны, как рынки США или Европы. В будущем же, благодаря привлекательным демографическим характеристикам, эти экспортные рынки станут более ценными, чем рынки США и Европы. Если сравнить демографические показатели этих новых экспортных рынков с внутренним рынком Китая, становится понятно, почему Китай стремится выйти на эти новые рынки.

Выводы:

  • Благодаря Шелковому пути Китай играл важную роль в экономике многих древних цивилизаций. Он надеется повторить этот уровень влияния, приступив к масштабному развитию новой инфраструктуры.
  • Проектируя Шелковый путь 2.0, китайцы учли возможные логистические проблемы, которые создадут НАТО и его тихоокеанские союзники, если Китай решит вторгнуться на Тайвань.
  • Самое главное, "Пояс и путь" - это ворота Китая, открывающие новые рынки для его частных и государственных предприятий. Он создает возможности для трудоустройства китайских граждан, но не создает таких же преимуществ для местных жителей и местных фирм.
  • Демографические показатели стран-получателей проекта "Пояс и путь" более привлекательны, чем демографические показатели развитых стран. Даже если в настоящее время страны-получатели проекта "Пояс и путь" являются бедными или среднеобеспеченными, в будущем эти страны будут иметь лучшие экономические возможности, чем развитые страны.

P.S. Материал статьи не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.

Мы в Telegram

Мы на Youtube

Мы в Пульсе