Проведение выставок и парадов ретро-транспорта в Москве стало хорошей традицией. 16 апреля 2022 года, в ознаменование 123-летия московского трамвая, в нашей столице прошёл парад трамваев, самому старому из которых – 114 лет. И хотя, парад прошёл скромнее, чем проводившиеся ранее, в нём приняло участие 8 раритетных вагонов, и маршрут его был покороче – от депо им. Баумана недалеко от ВДНХ до разворотного кольца около Останкинского пруда и обратно, затем в депо начался День открытых дверей, где прошла статическая выставка, и гостям были показаны ещё несколько трамваев, эксплуатировавшихся в Москве в разные времена. Несмотря на неприятную прохладную погоду, на парад трамваев и День открытых дверей пришли более 20 тысяч человек.
4 июня Департамент транспорта Москвы вновь организовал праздник: парад и выставку ретро-транспорта, в которой показали трамваи разных поколений, самосвал МАЗ-205, и автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-63 из музея «Московский транспорт», реплику автобуса ЗИЛ-118, принимавшего участие в XVIII Международной автобусной неделе в Ницце, проходившей 2-5 мая 1967 года, автомобили из частных коллекций. Впервые в празднике ретро-транспорта принял участие Музей Гаража особого назначения ФСО России, показав автомобили первых лиц нашей страны, начиная от «Чаек» ГАЗ-13 и ГАЗ-14, седана, лимузина и кабриолетов ЗИЛ и мотоциклов почётного эскорта. Всего в параде приняло участие 30 раритетных транспортных средств.
В 10.30 колонна ретротехники, возглавляемая составом из 19-местного моторного вагона «Ф», или «Фонарный», изготовленного в 1908 году на Мытищинском заводе и прицепного вагона «Н», или «Нюрнбергский», изготовленного в 1909 году, там же, в Мытищах отправилась от станции метро «Новокузнецкая», пересекла Большой Устьинский мост, Яузские ворота и последовала по Бульварному кольцу к Чистопрудному бульвару. На Покровских воротах к колонне конка, запряжённая четырьмя лошадьми – с такого вида средства передвижения берёт в 1872 году своё начало московский городской пассажирский транспорт.
Москвичи и гости столицы на параде могли видеть составы из головного вагона «БФ», изготовленного в 1927-м году Коломенским машиностроительным заводом, шедшим в сцепе с вагоном «С» и моторным вагоном «КМ» с прицепным вагоном «КП» - в каждом вагоне такого поезда могло ехать почти 30 человек, трамваи, возившие пассажиров в послевоенные годы: поезд, состоящий из головного вагона «КТМ-1» и прицепного вагона «КТП-1», эксплуатировавшийся в Москве маршруте №27 «Коптево – Петровские ворота», «МТВ-82» и «РВЗ-6», возившие пассажиров более 40 лет, чехословацкие трамваи «Tatra T-2» и «Tatra T-3», полюбившиеся тёплым салоном, высокой скоростью, бесшумностью, плавностью хода, современным внешним видом.
Замыкал колонну трамваев трамвай «71-608КМ» №1001, выпущенный Усть-Катавским вагоностроительным заводом в 1994 году, и эксплуатировавшийся в Москве до 2016 года.
Говоря о трамваях «Ф», стоит отметить, что сегодня сохранилось лишь два таких вагона, один из них находится в Москве, второй – в Сан-Франциско. В единственном экземпляре остался состав из моторного вагона «КТМ-1» и прицепного вагона «КТП-1».
В 11.00 колонна прибыла на Чистопрудный бульвар, и начался праздник. Гостей угощали баранками и чаем из самовара, раздуваемого сапогом, квасом, соками, газированной водой, мороженным, сладкой ватой, предложили поиграть в настольные и подвижные игры, воссоздали атмосферу старой Москвы. Гости могли зайти в любой, прибывший на праздник трамвай, присесть, сфотографироваться. Участники проекта «Музыка в метро» исполнили популярные песни ХХ века.
Погода в тот день не подвела. Судя по отзывам гостей, праздник ретро-транспорта удался. Посетители старшего поколения могли понастальгировать, вспомнить свои молодые годы, молодое поколение увидело, на чём ездили их отцы и матери, дедушки и бабушки. Как отметил в своём Telegram-канале мэр Москвы С. С. Собянин, на парад старинной техники на Чистопрудном бульваре пришли больше 100 тысяч человек.
Леонид Толмачев
Фото автора