Человеку, не разбирающемуся в военной тематике, может показаться, что всё оружие уже изобретено, и прогресс военно-промышленного комплекса должен остановиться, потому что известны уже все возможные виды средств атаки и обороны. Однако появляются всё новые и новые боевые машины, и этот процесс никогда не завершится, потому что конфликты – спутники цивилизации. Каждое поколение изобретает что-то новое, считая это совершенным – вскоре оказывается, что появилась ещё более удобная и результативная модель. Примечательно, что в ходе развития ВПК разных стран образовались различные конструкторские школы, которые производят вооружение по отличающимся принципам. Страны-союзники всегда изучали вооружение друг друга – это было частью сотрудничества.
Тест в США
Даже когда Вторая мировая война уже началась, изучение всё равно продолжалось. В 1942 году на американский полигон был отправлен легендарный советский танк Т-34 – его отправили, чтобы американские специалисты оценили его удобство и результативность. Естественно, был отправлен самый лучший экземпляр – с расширенным люком и обрезиненными катками. По задумке советских властей, американцы должны были восхититься детищем ВПК. Комиссия изучила боевую машину и сделала соответствующие выводы.
Недостатки
Было отмечено, что броня танка, хоть и толстая, была плохо закалена. Если улучшить методики, которыми закаляли сталь, то можно было бы выработать металл, броня которого позволила бы уменьшить его массу. Расходование металла в данном случае было нецелесообразным – толстыми листами рыхлого сплава компенсировалась плохая стойкость броне листов. Также американцы сказали, что боевое отделение танка было негерметично, поэтому преодоление реки или сильные осадки могли вызвать выход из строя электрооборудования.
Удивительной для американцев была и теснота башни, в которой помещался весь экипаж, кроме водителя, одетый в плотную форменную одежду. Электропривод, который поворачивал башню, часто ломался, а иногда начинал даже искрить – в первом случае это грозило экипажу невозможностью обозревать окрестности и дискомфортом во время боя, во втором случае могло дойти даже до возгорания. Подвеска, по мнению американцев, была устаревшей, гусеницы рвались после длительных маршей, а шестерёнки трансмиссии быстро ломались из-за того, что сплав, из которого они изготавливались, был хрупким и ненадёжным.
Достоинства
Однако помимо недостатков, у танка было много достоинств - например, наклонно расположенные листы брони, которые добавляли стойкости машине, простой механизм орудия, который было трудно вывести из строя (самое важное в танке – орудие, поэтому его неприхотливость помогает вести результативный бой). Грамотным эксперты нашли размещение боекомплекта, а также лёгкий и одновременно мощный дизельный двигатель.
Модернизация
Когда эти оценки дошли до советских инженеров, они согласились не с каждым пунктом критики – признали, например, проблемы на маршах и повреждение гусениц, а что касается подвески – ко времени, когда пришёл ответ, началась её модернизация. Вскоре была сконструирована более просторная башня, модернизированы фильтры воздухоочистителей.
В целом американцам танк понравился – было отмечено, что он хорошо идёт в гору, вынослив и неприхотлив, если не складываются вместе несколько неблагоприятных обстоятельств. «Тридцатьчетвёрка» осталась в народной памяти и трудах военных историков как «танк победы», на котором войска побеждали врага. Были в СССР и другие модели танков, однако именно этот считается легендой, символов довоенного и послевоенного ВПК. В 1950 году Т-34 сняли с производства – взамен ему пришла новая модификация – Т-54 став самым массовым танком в истории.
Читайте также: "Только не из рук Ельцина" — 5 человек отказавшихся получать награды от новой власти