Найти тему
Путешествуя налегке!

В ожидании Года Кролика! Зайцы и кролики в живописи: символ чистоты, символ похоти, символ плодородия или зла?!

Близится Год Кролика, и мне стало интересно: какими смыслами наделяли знаменитые художники изображения этих пушистых зверушек? Из словаря сюжетов и символов в искусстве:

«Кролик во все времена - олицетворение плодовитости и потому символ распутства, и атрибут Венеры. Он нередко изображается в сценах с влюблёнными парами. У ног Девы Марии он символизирует победу, одержанную целомудрием».

Тициан. Мадонна с кроликом. 1530 г.
Тициан. Мадонна с кроликом. 1530 г.

Ветхий Завет говорит о кролике, как о нечистом животном. И вот эта двойственность восприятия средневековыми художниками образа кролика ( и символ распутства, и символ невинности) очень видна на многих полотнах. Кроликов постоянно изображают в пасхальных сюжетах. Белый кролик на картине Тициана символизирует воскрешение Христа после смерти.

Альбрехт Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами. Гравюра.
Альбрехт Дюрер. Святое семейство с тремя зайцами. Гравюра.

Трех кроликов на гравюре Дюрера считают символом святой Троицы. Дюрер не единожды обращался к изображению зайцев. Возможно, это связано с тем, что, по легенде, он подобрал раненого зайца-русака в лесу, лечил его, будучи сам больным в тот момент.

Альбрехт Дюрер. Молодой заяц. 1502г. Рисунок. Один из первых известных рисунков художника.
Альбрехт Дюрер. Молодой заяц. 1502г. Рисунок. Один из первых известных рисунков художника.

В светском искусстве эпохи Возрождения зайцы изображаются добычей охотника, или атрибутом Венеры, символом плодородия. Кролики часто сопровождают купидонов, но также пару зайцев мы видим на картине Пинтуриккьо (" Сюзанна в ванне"), что явно указывает на распутство старцев, пристающих к девушке).

В 16-18-м веках голландцы, от Франса Снайдерса до Яна Веникса, постоянно изображают зайцев в натюрмортах с битой дичью.

Ян Баптист Веникс. Охотничий натюрморт. 1704г.
Ян Баптист Веникс. Охотничий натюрморт. 1704г.

А вот в 13-м веке были широко распространены " маргиналии". Или "дролери" ( "drolerie" - " чудачество", на французском). Это миниатюрные рисунки на полях средневековых рукописей. Считается, что их рисовали монахи- переписчики просто от скуки. Так как рисунки по смыслу не имели ничего общего с текстом). На этих рисунках мы видим кроликов-убийц. Они охотятся на людей и собак, бьют их, воюют, берут в плен королей, и т.д. Считается, что "дролери" с этими злобными кроликами были навеяны авторам все тем же Ветхим Заветом, кролики символизировали грех и вред.

Кролики-убийцы на средневековой миниатюре "дролери". 14 век.
Кролики-убийцы на средневековой миниатюре "дролери". 14 век.

В 19-м веке кролики, кажется, окончательно становятся белыми и пушистыми!) Идиллические изображения детей с милыми зайчиками на руках, жанровые картины сельской местности.

Джордж Шеридан Ноулз. Ее первая любовь. 1885г.
Джордж Шеридан Ноулз. Ее первая любовь. 1885г.

Льюис Кэролл, а затем и прекрасный иллюстратор " Алисы в Стране Чудес", Джон Тенниел, увековечивают образ Белого Кролика. Безобидного, но при этом лукавого и загадочного).

Джон Тенниел. Белый кролик.
Джон Тенниел. Белый кролик.

Так все же кролик - это хороший знак предстоящего нам года, или не очень?)