Найти в Дзене
Спортс“

Суперзвезды НБА порой выходили на площадку в уродцах от странных брендов

Так себе спонсорство.

С тех пор как Майкл Джордан показал спортивной индустрии, что на товарах с собственным логотипом можно зарабатывать больше, чем прописано в профессиональных контрактах, именная линейка одежды или обуви стала одним из обязательных маркеров преуспевающего спортсмена. Любое сотрудничество с крупным брендом выглядело оправданным. Даже в тех случаях, если на выходе получалось нечто невразумительное.

Поэтому, например, упоминание в этом тексте брендов типа Reebok или Fila не имеет смысла. Это большие компании с историей и успехами.

К тому же провал отдельно взятой модели всегда можно списать на неудачное дизайнерское решение, плохой маркетинг или элементарную вкусовщину.

Отнести к той же категории вопиющие случаи, когда звезды НБА заключали соглашения с всевозможными экзотическими брендами и получали кошмарную именную модель, не представляется возможным. А ведь таких прецедентов не мало.

Брайант Ривс (Warner Brothers Big Country)

Кто-то скажет, что Ривс не был никакой звездой. Пожалуй. Первый пик в скоротечной клубной истории «Ванкувер Гризлис» и место во второй сборной новичков едва ли можно причислить к великим добродетелям.

Зато Ривс здорово иллюстрирует суматоху и спонсорскую неразборчивость 90-х, ведь именно с него начала окучивать спортивный рынок компания Warner Brothers. Да, вы все правильно поняли. Кинокомпания, вдохновленная успехом только что выпущенного «Космического джема», решила, что в состоянии захватить умы и кошельки баскетбольных болельщиков. Для этого она подписала контракты сразу с несколькими баскетболистами.

Центровой «Ванкувера» числился в категории «особо перспективный и чрезвычайно талантливый». Может, так оно и было, но ничего из этого продемонстрировать Ривс не успел. Проблемы с весом и бесконечные травмы прикончили его карьеру к 2001 году.

-2

Теперь о нем вспоминают исключительно в двух случаях. Во-первых, в связи с его самобытной кличкой «Big Country». Во-вторых, ему припоминают одни из самых неказистых именных кроссовок в истории баскетбола.

Глен Райс (Warner Brothers GH41, Glen Rice Nautica Competition)

Как гласит суровая китайская мудрость, «из огня да на кухню, где тебе в причинное место тычут раскаленной кочергой». Именно по такому принципу один из главных профильных дальнобойщиков 90-х выбирал себе обувных спонсоров.

-3

Трехкратный участник Матчей звезд, MVP Матча звезд-1997, чемпион в составе «Лейкерс» имел возможность монетизировать период своего расцвета, но явно прогадал. 26 очков на Матче звезд в Огайо он оформил в кроссовках Warner Brothers GH41, после чего получил сразу несколько предложений. В том числе от Reebok и Adidas.

-4

Но Глен решил пойти путем капитализма и предпочел более крупный контракт с Nautica Competition, чьей основной специализацией являлось производство одежды для активного отдыха (преимущественно парусного спорта). Зачем это нужно было компании, неясно. Зато понятно, почему кроссовки походили на сапоги для рыбалки.

-5

Шакил О’Нил (Warner Brothers Shaq)

-6

Да, вот так. Ехидная кинобратва сумела совратить и Шака. Правда, здесь не обошлось без нюансов с обеих сторон, позволяющих рассматривать это сотрудничество больше в качестве коллаборации, нежели полноценного партнерства.

Все мы помним творческие потуги О’Нила на поприще кинематографа. Одной из самых безжалостных его авантюр стал кинокомикс «Сталь», снятый в 1997 на студии Warner Brothers. Тогда-то представители смежной с киноиндустрией спортивного отдела и заграбастали кинозвезду, не взирая на наличие у той контракта с Reebok. Важной подробностью основного соглашения О’Нила с Reebok было то, что права на логотип с силуэтом Шака оставались у игрока, и он мог лепить его куда угодно. В тоже время на площадку до истечения контракта он не мог выходить ни в каких других кроссовках, кроме Reebok.

К тому же, сделка была обстряпана таким образом, что все стороны остались довольны. Президент Warner Brothers Дэн Романелли сказал, что идея производства кроссовок и их прототип были предложены Reebok. Надо думать, не безвозмездно. Тем не менее, производством занимались ACI и Russel Athletics. Так что все претензии по качеству – к ним.

-7

Шак получил комиссионные за использование лого. Warner Brothers, продававшиеся кроссовки в качестве мерча в сети своих магазинов с сувенирами, тоже заработали на хлеб с маслом. Плюс, все вместе поделили доход от общих продаж. Модель стоимостью 39 долларов можно было купить в одной из сети супермаркетов Wal-Mart, Sears и Target.

Главным условием всеобщего желания подзаработать был пакт о том, что Warner Brothers Shaq не будут продаваться в тех же магазинах, что и Reebok с его логотипом. Насколько это удалось – вопрос дискуссионный, поскольку в некоторых источниках утверждается, будто Шак и вовсе заключил контракт с WB после ухода от Reebok.

В действительности это не так. Зато можно с уверенностью утверждать, что после этого эксперимента О’Нил отказался продлевать сделку с Reebok и предпочел выпускать собственные кроссовки Shaq. Тут ему уже никто никаких условий не ставил, и он мог реализовывать самые дикие фантазии.

Карл Мэлоун (Apex Mailman)

«Почтальону» никогда не везло на сносную обувь. Даже его LA Gear Mailman Catapult выглядели громоздко и старомодно. Но опять-таки игрока можно было понять: в свое время бренд был востребован, делал именные кроссовки для Карима Абдул-Джаббара и выпускал совместные коллекции с Майклом Джексоном. Они же судились с Nike из-за патента на современные технологии. Былого величия LA Gear хватило даже на то, чтобы в 2000-х поманить любителей ретро-коллекцией Мэджика Джонсона. Так что выбор, в целом, понятный. В отличие от Apex – компании, появившейся практически из ниоткуда.

-8

В 1996 году тогда еще не существовавший бренд обуви и одежды раскручивали дельцы из KRP Sports. Именно им пришла в голову идея предложить 5-летний контракт Мэлоуну, только-только выигравшему свою вторую олимпийскую медаль. Главным аргументом KPK Sports было включение игрока в совет директоров компании Ryka, которая совместно с KPR образовывала Global Sports Inc. – конгломерат, в чьи скромные планы входила монополизация спортивного рынка. Чтобы стать частью такого грандиозного замысла, от Почтальона всего-то требовалось отыграть сезон-1996/1997 в модели APEX Voltage, а уже в следующем щеголять в именных APEX Mailman. При этом APEX старался не заострять внимание на том незначительном факте, что кроссовки Мэлоуна вообще не будут продаваться в магазинах.

Карл об этом знал, но реагировал крайне флегматично.

«Для меня это не имеет большого значения, есть они в магазинах или нет. Мне они нравятся, они выглядят так, как я хочу, и это важно», – отвечал Мэлоун на многочисленные вопросы журналистов.

-9

Видимо, Мэлоун что-то знал, потому что никакого массового психоза по поводу отсутствия APEX Mailman в свободной продаже не случилось. Глядя на них, можно догадаться почему.

Хаким Оладжувон (Spalding The Dream)

В бизнесе нет места благородству, как и тем, кто рискнет оценить изящество поражения. А именно таким и был результат благих начинаний Хакима. В 1995-м, после второго подряд чемпионства, Spalding предложили Оладжувону крупное спонсорское соглашение. Центровой углядел в этом не столько возможность капитализировать успех, сколько шанс сделать доброе дело.

«Как бедная работающая мать с тремя детьми может позволить себе купить Nike или Reebok за 120 долларов? Никак. Поэтому дети воруют эти кроссовки из магазинов и у других детей. Дерутся из-за них. Иногда даже убивают», – негодовал Хаким по поводу ценовой политики именных кроссовок.

-10

В качестве альтернативы Оладжувон немедленно предложил «Spalding Thе Dream» стоимостью 34,99 доллара, приобрести которые можно было в дисконтах Payless, Wal-Mart и K-Mart. Прессе идея понравилась, поступок центрового, пребывающего на пике карьеры, выглядел широким жестом. Газеты на разные лады обыгрывали кличку игрока «The Dream» и тезис о том, что мечты сбываются. Но до прозорливости и цинизма российских газовщиков Оладжувону было как до луны, а продажи его именных кроссовок начали барахлить еще на взлетно-посадочной полосе.

«Хаким – зрелый, рассудительный профессионал. Он не читает рэп, не носит колец в ушах, у него нет татуировок. Ему это не нужно. Но именно на внешние эффекты сейчас ориентируется молодежь. К тому же они не ходят в K-Mart за кроссовками», – аккуратно признавал поражение агент Хакима Ральф Грин.

-11

Все так, но куда более важным фактором было качество. При себестоимости в 35 долларов Spalding не могли предложить покупателям ни качества материалов, ни изобретательного дизайна. А отдавать деньги за Spalding сугубо ради благотворительности никто не стремился. В конце года компания отчиталась, что было продано порядка 4 миллионов пар, но для всех так и осталось секретом – кому и когда?

«Spalding не в состоянии конкурировать с Nike. Никто не хочет носить Spalding. Я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь играл в них кроме Хакима», – заявил Пенни Хардуэй в ходе рекламной кампании Nike Air Foamposite One, которые стоили 180 долларов.

Печально, но факт. Контракт Оладжувона со Spalding истек в 2000-м, а кроссовки так и не стали популярными.

Лэтрелл Сприуэлл (Dada Spree Spinner)

2000-е было временем интеграции уличной культуры в баскетбол. Аллен Айверсон проторил дорожку, по которой валом последовали остальные.

-12

Одним из таких стал Лэтрелл Сприуэлл, чья репутация плохиша и душителя тренеров лишь придавала естественности процессу. Сприуэлл с его замысловатыми косичками и пижонскими бакенбардами никогда не был чужд пошлой роскоши, а успешный переход в «Миннесоту» лишний раз обратил на его пеструю натуру взгляды спонсоров. В 2004-м игрок подписал спонсорский контракт с брендом DaDa, отвечавшим за уличную одежду и аксессуары. Результатом творческих поисков стали вычурные DaDa Spree, чей дизайн оказался вдохновлен предыдущим партнерством Сприуэлла.

В 2001-м, когда Лэтрелл еще выступал за «Никс», к нему обратились ухари одной из местных мастерских под названием «Devin Wheels». Ребята предложили баскетболисту несколько комплектов хромированных колпаков-спиннеров, если тот просто покажет их в эфире программы «MTV Cribs», а заодно ненавязчиво отрекламирует контору. Сприуэлл согласился, выпуск получился удачным, пацанский атрибут пришелся по душе зрителям, название мастерской никто не запомнил, зато в обиходе появилось словосочетание «Spree Spinners». Миниатюрную имитацию хромированного колпака, который продолжает крутиться даже в случае остановки, DaDa и сделала основной частью дизайна. Выглядело все это настолько вульгарно, что вызывало всеобщий восторг.

-13

В рамках всезвездного уикенда-2004 в этих кроссовках засветились центровой «Клипперс» Крис Каман и защитник «Индианы» Рон Артест.

Интерес к кроссовкам спал так же быстро, как и возник. Никакими практическими качествами кроссовки, чьим производством занимались люди далекие от разработки профессиональной спортивной обуви, похвастать не могли. А как только забавные колесики принялись ломаться, заедать и отламываться, то единственное конкурентное преимущество окончательно терялось. До конца контракта и Сприуэлл, и DaDa доезжали на ободах.

Крис Уэббер (Dada CDubbz)

-14

Мощный форвард «Сакраменто» тоже не миновал веяний нулевых. Побегав в скромных именных моделях от Nike и Fila, Уэббер захотел дать шика-блеска. Встраивать воздухозаборники в свои кроссовки он не стал, зато согласился на все, что подпадало бы под определение «дорого-богато».

DaDa смогли предложить вставки под мрамор, красное дерево, а после того как их фантазия окончательно оскудела, выкатили целиком хромированные кроссовки. В таких Уэббер и отбегал на Матче Звезд-2002. Выглядело это откровенно смешно, а товарный вид элитная обувка теряла, как только на ней начинали появляться первые заломы.

-15

Дальше второй именной модели, где DaDa старались брать все теми же средствами, дело не пошло.

Рон Артест (K1X Ron Artest Chiefglider)

-16

Матч звезд-2004 запомнился не только двумя очками Андрея Кириленко, но и выдающейся кампанией Рона Артеста, перепробовавшего все расцветки и модификации кроссовок в поисках будущего спонсора. На его ногах были Nike, DaDa, Adidas, And1, но свой выбор он, как ни странно, остановил на немецкой фирме K1X.

Незамысловатый бренд уличной одежды в свое время агрессивно бомбардировал и отечественный рынок, и даже весьма успешно. В гардеробе немцев можно было найти все что угодно, от худи до подтяжек, но вот что касается обувки, то она была в единственном варианте. Буквально. Менялись расцветки, материалы, способы рекламной интеграции, а незатейливые кедики, мало подходящие для игры в баскетбол, продолжали оставаться на месте.

-17

Их-то и предпочел Артест, взявший ради популяризации бренда 93-й номер в «Сакраменто» (год основания K1X). После долгих обещаний и запугиваний конкурентов K1X все-таки представили модель, которую осмелились назвать именной моделью Рона Артеста. И, о чудо, она практически ничем не отличалась от того, что уже было. Как-то отмучившись до конца контракта, Рон сменил не только спонсора, но также и имя, и психотерапевта, и вообще взгляд на миропорядок. Чемпионство с «Лейкерс» показало, что не зря.

Фото: Gettyimages.ru/Jamie Squire/Allsport, Elsa Hasch /Allsport, Brian Bahr, Jed Jacobsohn, Doug Benc, Tom Hauck /Allsport, Otto Greule Jr. /Allsport; ebay; defynewyork.com; hypebeast.com; scpauctions.com; sneakerhistory.com; East News/JEFF HAYNES / AFP