Ходили девушки глядеть утреннюю зарю.
Одевалась заря в этот день – красно, на особицу. Но самое главное то, что рукавицы у нее – были необычными, как пословица говорит: «Ни в сказке сказать, ни пером описать!» Красные узоры - по белому полю. Пушисты. Мягки. Узоры те искусные рукодельницы - метели у самой зимы перенимали, снежинки - белыми нитями вышивали, в каждой снежинке – солнечные лучи, что яхонты.
Девушкам уж больно хотелось те узоры запомнить.
В Святки уже возбранялось шить. Все декабрьские дни звенели, пели по избам коклюшки. Голоса - то какие! – у рябиновых коклюшек – с грустинкой, у яблоневых – ласкающий, у ясеневых – нежный, у можжевеловых - ожидания полнешенький…
На куфтырях кружевное плетение красовалось: солнце самосветное – кружками да крестиками, птицы – петелька за петелькой – в ромбиках, бывало о двух хвостах – небесном и земном, а древо жизни – столбиками, веточка за веточкой!
Торопились девушки. Приданое к свадьбе – не купишь! А те, что просватаны, переживали того боле! К примеру, семь полотенец надо было вышить да кружевом украсить!
Первое полотенце – к жениху письмом, второе - сватам на поклон,
третье парное, утиральное, четвертое – для жениховых родных,
пятое – олени, цветы, для свадебной красоты,
шестое – для святая святых, храма Божьего,
седьмое – венчальное.
Да так вышить, чтобы после молва не пошла: «Нитка у этой молодухи – у рук не бывала!»
Рожденная в этот день искусная мастерица. Она обшивала всю семью, пряла, ткала – холсты ровные, нити подобраны одна к другой, к тому же кружевницей слыла на диво всей округе.
А старики - они в этот день примету к примете складывали:
«Если заря - в рукавицах, да красными радугами опоясана - значит, мороз грозен стоять будет долго».
«Если в дозоре – с утренней зарей и вечерняя встала - жди ледяных ветров!».