Найти тему
Libertà

РОККО И ЕГО БРАТЬЯ. КТО ВИНОВАТ В ТРАГЕДИИ

кадр из фильма
кадр из фильма

Италия - Франция, 1960 год режиссер  Лукино Висконти.

В главных ролях: Ален Делон - Рокко, А. Жирардо - Надя, Р. Сальватори - Симон, К. Кардинале - Джинетта, К. Паксину - Розария Паронди, мать Рокко и его братьев.

У меня двоякое отношение к этому фильму. После пересмотра всякий раз понимаю что «не мое» и через какое-то время опять возвращаюсь к нему.

Я нахожу образ Рокко излишне гротесковым, это мешает пониманию поступков героя. Характер Рокко за гранью даже неразумного, мне хотелось бы снижения градуса всепрощения этого героя. Оно зашкаливает и граничит чуть ли не с идиотизмом.

Рокко иногда сравнивают с князем Мышкиным, возможно что Висконити создавал сценарий под впечатлением произведений Ф.М. Достоевского.

Аналогия с Мышкиным уместна поскольку  всепрощение Рокко приводит к трагедии. Не только всепрощение присутствует в обоих произведениях, но и отказ от любимой женщины, и трагедия, последовавшая за этим отказом князя и Рокко.

Разница в том что Мышкин душою любил Настасью Филипповну, со стороны героя Делона я не увидела любви к Наде. Рокко любит себя, свои красивые поступки, любуется собой.

кадр из фильма
кадр из фильма

Любящий человек не уступит брату свою женщину только потому что тот страдает. Отказ от Нади после того, что с ней сделал Симон, трудно понять, как и многие поступки Рокко.

Оба брата выходцы Юга Италии, другой мир, кровь бурлит. Наверное понять этот мир можно только зная его, поэтому мое восприятие героев напоминает то, каким иностранцы видят жителей нашей страны - медведи, ушанки, тайга.  И все же поведение Рокко вне зоны моего понимания.

Как ни странно, причину такого поведения я улавливаю сразу. Причина в матери героя, Розарии Паронди. Это один из самых отталкивающих персонажей итальянского кинематографа.

Деревенские женщины часто бывает мудрее городских тем что живут в единении с природой, в отсутствии городской суеты. Они являются хранительницами очага в прямом смысле.

С Розарией этого не произошло, она хранит свой очаг, но делает это попирая не только чувства других людей но и закон. Все что делает она и ее дети - святое и потому дозволено ею. Других она осуждает за те же самые поступки.

Сеньора Паронди появляется в Неаполе с четырьмя сыновьями в доме, скорее всего, бывших односельчан. Позже она признается что давно мечтала уехать из деревни и наконец сделала это ради детей.

На самом деле Розария все делает ради себя - мечтала она, а не дети.

Рокко вообще страдает после отъезда и хочет вернуться назад. Розария не спросила у взрослых сыновей, хотят ли они переехать в Неаполь. Мало того, она никого не предупредила о приезде, даже своего старшего сына.

кадр из фильма
кадр из фильма

Мама устраивает скандал в чужом доме после того как  ей и детям, из которых только младшего можно считать ребенком не разрешают остаться ночевать. Причина отказа самая простая - в комнате нет места, хозяева сами живут в тесноте.

Когда у Розарии появляется жилье, она со скандалом выдворяет оттуда Надю, которую поселил старший сын Симон. Места хватает, но Розарии не нравится что не она выбрала женщину сыну.

Это как пример того, что Розария живет в соответствии со своими внутренними правилами, не умея и не желая кореллировать эти правила, соизмеряя их хотя бы с законом или нормами морали.

Мамаша считает что сыновья должны жить таким образом чтобы всегда быть у нее на виду и ничего не делать без позволения мамы. Истоки видны - род, семейство, в деревне все родственники живут рядом. Розария стремится в Неаполе сохранить правила, с которыми жила в деревне сама, жили ее родители, то есть перетащить туда деревенский уклад жизни.

В результате все это подавляет самостоятельность сыновей. У Симона выход наружу проявляется самым диким способом. У него давление матери сменилось чувством полной вседозволенности, причем за счет других, в первую очередь братьев.

Самым пагубным образом воспитание Розарии отразилось на Рокко. Парень просто запихнул свою жизнь куда подальше и в соответствии с воспитанием мамы живет для братьев.

Все бы хорошо - помогать близким святое дело. Но Рокко переходит все границы разумного в своем понимании помощи. О том что он отдал Симону Надю я уже говорила, но это произошло после отвратительного поступка Симона. Надю надо было поддержать, спасать ее.

Получается что Рокко помог подонку и преступнику. И это тоже было бы личным делом героя Делона, но походя он передал Надю насильнику и убийце.

кадр из фильма
кадр из фильма

Такая помощь родственнику по наущению матери за счет сломанной жизни другого человека для меня непонятна. Только после смерти Нади Рокко будет выть и кататься по кровати, поняв, что он сотворил. Он тоже стал причиной ее гибели наравне с Симоном.

То что после этого Рокко снова кинется спасть Симона на этот раз уже от закона я даже комментировать не могу. Пусть идет и убивает дальше только потому что брат?

К счастью среди братьев нашелся разумный. Чиро удалось сбежать от Рокко и он сдает Симона полиции. Разумеется, мама не поймет этого поступка - дети же должны поддерживать друг друга. В чем поддерживать? Помогать грабить, убивать? Фантастическая мама растоптала мое понимание добра и зла.

кадр из фильма
кадр из фильма

В конце не могу не отметить сильную и глубокую игру одной из любимых мною актрис - Анни Жирардо. Это одна из ранних и тем не менее самых удачных ее ролей, хотя не припомню неудач у этой актрисы.