Одними из первых о нехватке курьеров перед новогодними праздниками заявили X5 Group, куда входят сети «Пятерочка» и «Перекресток», а также «Магнит», пишет РБК. Как отмечают игроки рынка, дело не только в высокой загруженности, но и в оттоке мигрантов из России, а также в большой конкуренции с другими службами доставки. Более того, сроки доставок регулярно переносятся либо приходит другой заказ.
Вот что Business FM рассказал пользователь сервиса «Яндекс.Доставка» в Москве Дмитрий:
«Я регулярно пользуюсь сервисами «Яндекса», сталкиваюсь как физлицо с различными ситуациями. После открытия продаж «Яндексом» товаров IKEA у них начались сбои, причем приличные. За декабрь порядка восьми доставок перенеслись на другие даты, две доставки — привезли не тот товар, еще две доставки продуктов отменили, одна доставка пока ждет возврата — тоже привезли не то. Обещали 29-го забрать, но зависла сумма — больше 30 тысяч рублей, перед праздниками не очень приятно. Если просить компенсировать, это сложно и долго, как правило, отвечают отказом. В чате со службой техподдержки ответы можно ждать по полтора-два часа. Одну доставку компенсировали купоном на 500 рублей, не сильно спасло».
Обычно в последнюю неделю перед Новым годом аналитики рынка советуют ничего уже не заказывать — поздно. Заявленные сроки доставки в несколько дней, как правило, растянутся на две недели. Закупать подарки стоит начинать хотя бы за месяц до праздника, иначе придется в авральном режиме ездить по магазинам самому и стоять в больших пробках. Некоторые онлайн-магазины идут на ухищрения и чаще предлагают клиентам опцию самовывоза, дают на нее хорошие скидки. Могут предложить сменить пункт выдачи, если на первом месте сильная загрузка и сотрудники не успевают отсортировать коробки. Именно в декабре курьеры, как правило, начинают зарабатывать лучше. Но тут все зависит от того, как доставщик передвигается и может ли взять на себя заказов побольше. Свою зарплату называет курьер на автомобиле Артур:
— Больше 100 [тысяч рублей] всегда, меньше 150 [тысяч], я думаю. Могу в час сказать примерно: от 250 до 350 рублей, наверное, так. Когда устроился, я без выходных всегда работал по 14 часов. Сейчас стал работать по 12 часов. Просто поменьше работаю, это не связано с праздниками. Ипотека подходит к концу: думаю, надо немножечко расслабиться.
— Насколько стало больше или меньше заказов к Новому году?
— Как будто бы сначала небольшая просадка была, а сейчас больше стало заказов. Но тут зависит не от того, сколько заказов в компанию приходит, а сколько человек одновременно работают.
Business FM направила запросы в крупные сервисы доставки, но ответов на момент публикации материала не получила. По данным РБК, наибольшее число курьеров сейчас у «Сбермаркета» — около 40 тысяч человек в 160 городах. «Достависта» заявила о 10 тысячах курьеров, Ozon — о 7 тысячах, но у них все на автомобилях. «Яндекс» данных не предоставил. Получают тоже все по-разному, но средняя ставка в Москве и Петербурге — 400 рублей в час.
Надо понимать, что к Новому году курьеры зарабатывают больше не потому, что ставка растет, а потому, что берут больше заказов. Стоимость самой доставки игроки рынка, как правило, стараются держать на одном уровне всегда — потом откатить ее будет непросто, указывает независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса Александр Афиногенов:
Александр Афиногенов независимый эксперт рынка товаров повседневного спроса «Традиционный рост спроса курьерских услуг существует перед Новым годом. Но в этом году нельзя сказать, что есть большой ажиотаж, что он несравним с предыдущим или до пандемии. Чаще всего спрос вырастает на 15-20%. А в этом году из-за того, что снижается покупательная способность, средний чек под Новый год вырастает на 15-20%, не больше. У нас все онлайн-игроки в этом году начали указывать стоимость доставки, это небольшое изменение: если раньше они размывали ее в цене товаров, то сейчас указывают. Но вместе с тем у покупателя есть возможность выбрать получение товара либо курьером непосредственно до двери, либо забрать его в пункте выдачи. Это тоже имеет разницу по стоимости. Пока не видно, чтобы новогодние праздники повлияли на цену. Могут не вовремя доставить, да».
А еще, по словам эксперта, то, что компании набирают дополнительных курьеров к Новому году, — по большей части миф. Сервисам это невыгодно, потому что от лишних людей сразу после праздников придется избавляться. Да и в самый мертвый сезон, в январе, даже обычный штат курьеров начинает казаться излишне раздутым.