Все вокруг говорят, что троечники в жизни успешнее отличников. Я не раз сама об этом писала и приводила примеры жизненных ситуаций своих выросших учеников. Троечники действительно добивались большего.
Только откуда такая статистика? Кто это официально проверял? Велись ли опросы, собиралась ли информация в течение нескольких лет после окончания школы от выпускников? Всего этого не было. Лично я не нашла доказанных данных по этой теме и вообще никакой статистики.
Миф об успешности троечников основан только на наших с вами наблюдениях. А мне даже как-то обидно за отличников. Ведь среди них есть много состоявшихся и успешных людей! Зачем их принижают?
Вообще деление людей на троечников и отличников очень условно и таит в себе много вопросов. Если девочка оканчивает школу с четверками, хорошистка, то её к категории отличников приписывать? А если у парня пара троек в аттестате, то его сразу к троечникам? А если вообще из двоек не вылезает, он тоже считается троечником? Какая большая пропасть между парнем с двумя тройками и парнем с двойками, а их обоих к троечникам относят. Как-то несправедливо.
Я считаю, что успешнее в жизни тот, кто проворнее, хитрее и сообразительнее. А это не всегда только троечники!
Для успешности должна быть какая-то жизненная мудрость. Человек должен уметь легко и быстро решать жизненные задачи.
Есть в мире два типа задач - открытые и закрытые. Школьная программа состоит из закрытых задач на 99%. Наша же с вами жизнь практически на 100% состоит из открытых задач.
Что такое закрытая задача? Это типичная задача, где есть условие, данные, решение и ответ. Ответ незыблемый и единственный.
Пример закрытой задачи.
У Маши 5 конфет, у Саши в 2 раза больше. Сколько всего конфет у детей?
5 + 5 • 2 = 15 (к)
Ответ: 15 конфет всего.
Проблема большинства отличников - они прекрасно осваивают решение таких задач по алгоритму, но открытые задачи вызывают у них затруднения.
Что такое открытая задача? Это все задачи, которые ставит перед нами жизнь.
Примеры открытых задач:
Как найти работу с высокой зарплатой?
Где можно купить продукты дешевле?
Что приготовить на ужин?
Как купить квартиру без ипотеки?
Куда поехать отдыхать?
В открытых задачах много алгоритмов решения и много правильных и неправильных ответов.
Троечники лучше справляются с жизненными (открытыми) задачами.
Первый способ стать успешнее и развить интеллект у ребенка - тренировать его решать открытые задачи
Для начала они должны быть простые и увлекательные.
Например: в сказке "Маша и медведь" девочка напекла пирожков, села в короб и поставила блюдо себе на голову. Всё это она придумала для того, чтобы убежать из домика медведя обратно к себе домой, к бабушке и дедушке. Медведь закинул короб себе на плечи и понес, как он думал, гостинцы бабушке и дедушке, а Маша забралась высоко-высоко и следит за ним, чтобы гостинцы он доставил в целости и сохранности.
Вопрос: какие ещё способы можно подсказать Маше, чтобы освободиться от Медведя, если бы план с пирожками не удался бы?
Подумайте над идеями побега сами. Что приходит вам в голову? Здесь нет одного верного ответа, нет единого решения. Способов может быть бесконечно много, и всё они должны быть нефантастическими. То есть нельзя сказать: пусть Маша превратится в птичку и улетит. Нам важно натренировать критическое мышление, а это значит, что идеи побега должны быть реальными и жизненными.
У меня была целая статья с несколькими примерами подобных открытых задач. Ссылку оставлю в конце публикации. Тренируйтесь на здоровье!
Троечники очень любят решать открытые задачи и не любят закрытые. Но они ловко превращают закрытые школьные задачи в открытые. Допустим, не подготовился к контрольной, а значит, чтобы не получить двойку, контрольную можно списать. Это как раз открытая задача. У нее много решений: как списать, где, когда, и обязательно так, чтобы тебя не увидели.
Важно отработать решение таких открытых задач в школе, чтобы потом успешно решать их во взрослой жизни.
Второй способ стать успешнее - научиться видеть свои ошибки
Обычно ученик решает, а учитель проверяет и исправляет ошибки. Дома уроки часто проверяют родители, исправляют ошибки. Это не учит детей искать свои ошибки и учиться на них, а учит просто принимать их.
И самое главное - такой подход в учебе не заставляет детей подвергать сомнению любую информацию и проверять ее, а заставляет просто потреблять контент.
При проверке тетради можно сказать: "В этом предложении у тебя ошибка, найди её сам". Повторите также правила на тему ошибки, а не просто исправьте её. Проведите работу над ошибками: пусть придумает и скажет ещё пару слов на это правило.
Когда родители что-то говорят ребенку, можно намеренно допустить какую-то ошибку в фактах. И умолкнуть, дав возможность ребенку понять и поправить вас самостоятельно. Если он не сделает это сам, то сказать: "Разве я правильно сказал об этом? По-моему, было совсем не так!"
Если ребенок в упор не хочет видеть какие-либо свои ошибки, то не стоит указывать ему на них напрямую. Можно задавать наводящие вопросы. Когда он исправит свою ошибку сам, то есть вероятность, что он это надолго запомнит. Если быстренько исправят родители или учитель, то ошибка пройдет мимо, и в следующий раз он снова ее допустит.
Свои ошибки ребенок должен видеть и учиться исправлять их самостоятельно и в учебе и в жизни. Этого можно достичь всем, независимо какие у тебя отметки: пятерки, четверки, тройки или двойки.
Удачи в саморазвитии и развитии ваших детей! И пусть ваша жизнь складывается успешно!
Потренируйтесь решать открытые задачи: