Prog Island: История группы STACKRIDGE, часть 4:
Extravaganza (The Rocket Record Company, PIGL 11 Records, 1975, UK)
Songs/Tracks Listing: 1. Spin Round The Room (2:43); 2. Grease Paint Smiles (4:02); 3. The Volunteer (5:04); 4. Highbury Incident (4:00); 5. Benjamin's Giant Onion (4:02); 6. Happy In The Lord (3:50); 7. Rufus T. Firefly (4:48); 8. No One's More Important Than The Earth Worm (5:10); 9. Pocket Billiards (4:03); 10. Who's That Up There With Bill Stokes? (4:36)
Total Time: 42:08
Line-up/Musicians: - Andy Davis / guitar, keyboards, vocals
- Keith Gemmell / saxophone, clarinet, flute
- Rod Bowkett / keyboards
- Paul Karas / bass, vocals
- Roy Morgan / drums
- Mutter Slater / Vocals, flute
EXTRAVAGANZA
Тяжелая работа редко приносит награду, будь то в повседневной жизни или музыке. Должно быть, именно так чувствовали себя музыканты STACKRIDGE в 1974 году. После солидных выступлений (300 с лишним концертов в год в течение трех лет), записи трех альбомов, трех синглов, выступлений на The Old Grey Whistle Test, the John Peel Show и Radio 1 In Concert они почувствовали себя, по словам неподражаемого певца/флейтиста Маттера Слейтера, “усталыми и разочарованными”.
Их предыдущий альбом The Man In The Bowler Hat был записан под руководством великого Джорджа Мартина, но, несмотря на созданное им музыкальное совершенство в стиле THE BEATLES, группе так и не удалось совершить долгожданный коммерческий прорыв. После этого даже не одно, а сразу два крупных кадровых переворота потрясли группу. И тот же Слейтер, - “я вернулся в Сомерсет”, - узнал о шестимесячной задержке релиза Bowler Hat уже издалека, - “Ввиду забастовки работников заправочных станций произошел топливный кризис, и поэтому производство винила было приостановлено, и стало понятно, что прессование 20 000 альбомов STACKRIDGE занимает явно не лидрующее место в списке национальных приоритетов”.
Вернувшийся в группу барабанщик Билл Бент (он же Билли Спаркл) снова ушел, на этот раз чтобы стать личным шофером Джорджа Мартина, должность, которую он занимал в течение нескольких лет. Проблема поиска подходящей замены была решена лишь временно, когда Энди Дэвис бросил гитару и клавишные, чтобы сесть за ударную установку. Его заменил Род Боукетт (Rod Bowkett) из Брайтон, плюс еще саксофонист Кит Геммелл (Keith Gemmell) присоединился к ним, после недавнего распада его прежней группы AUDIENCE.
Спустя неполный год, не очень удачного для всех сторон, в группу вернулся Маттер. Участники-основатели Джеймс Уоррен и Крун Уолтер совершили то, что Слейтер теперь описывает как “микрохирургию больной группы с помощью боевого топора и бензопилы”. По мнению Уоррена, “…я и Крун в конечном итоге действовали Энди и Маттеру на нервы. Они начали думать, что было бы здорово вывести STACKRIDGE на другой уровень, серьезный, больше похожий на группу Фрэнка Заппы в музыкальном плане, и подумали, что Крун и я вели себя слишком легкомысленно для этого. Это было не то, чего они хотели, поэтому это была их идея продолжать группу без нас. Какое-то время мне было очень горько из-за этого, но теперь, став старше и мягче, я могу их понять... и они продолжали делать отличные вещи”.
Майк Эванс должен был последовать за парой Уоррен-Уолтер через выходную дверь, но не раньше, чем записать скрипичное соло для “The Volunteer”. Джеймса заменил Пол Карас (Paul Karas, ex-RARE BIRD), который привнес в ритм-секцию грув опытного рок-бас-гитариста, а своим голосом дал возможность группе привнести в музыку влияния соула. К счастью, он привел с собой друга-барабанщика Роя Моргана (Roy Morgan), что позволило Энди вернуться к исполнению обязанностей гитариста и клавишника. Бывший басист KING CRIMSON и певец Гордон Хаскелл (Gordon Haskell), который на самом деле никогда не был участником группы, несмотря на сообщения об обратном, пожертвовал одну из выдающихся песен альбома в “No One's More Important Than The Earthworm” (Его собственную версию можно найти на сольном альбоме 1971 года It Is And It Isn't).
Расставшись с MCA, STACKRIDGE заключили контракт с новой звукозаписывающей компанией, Rocket Records, основанной Элтоном Джоном и его менеджером Джоном Ридом. Rocket возложили ответственность за продюсирование нового альбома на Тони Эштона (Tony Ashton), легендарного клавишника и участника известного проекта – английского пауэр-трио Ashton, Gardner & Dyke, кроме того, Эштон также руководил карьерой Яна Дьюри и группы THE HIGH ROADS.
Эштон обычно делил свое время (и время группы) между студией Air Studios в Оксфорде и пабом за углом. “Запись прошла хорошо, в хорошем настроении, под звуки открывающихся бутылок виски и пива Heineken”, - говорит Маттер. “Тони можно услышать на альбоме, - то он старший сержант Басби в “The Volunteer”; то советует нам “прислушиваться к Бену” в “Benjamin's Giant Onion”, то он разглагольствующий евангелист, и именно его маниакальный смех можно услышать в конце “Happy In The Lord”, и именно его возвышенный Хаммонд вы слышите в “...Earthworm”. Упокой его Господь”.
Получившийся в результате альбом Extravaganza был выпущен в январе 1975 года, и представлен прессе со сцены Shaw Theatre в Лондоне. Маттер Слейтер вспоминает об этом с нежностью: “Причудливый интерьер в стиле английских гостиных приятно контрастировала с штабелями оборудования и шестью парнями, неохотно одетыми одним из костюмеров Элтона. Мы сыграли в блиндер (оставил в оригинале, на самом деле это идиома в английском языке, перевести можно по смыслу, - “Мы были великолепны в тот вечер!” - АК). Было много веселья и великолепной музыки”.
Джон Пил был первым, кто похвалил релиз, порекомендовав его как “отличное предложение, с помощью которого можно отвлечься от эксцентричных комбинаций”, в то время как газета Sounds пошла еще дальше: “Не игнорируйте что-то действительно хорошее, чтобы его можно было пропустить. STACKRIDGEвернулись. И снова наступили счастливые денечки". Две композиции Боукетта, относительно коммерческая “Spin Round The Room”, подкрепленная инструментальной “Pocket Billiard”, появились в качестве обязательного сингла в январе 1975 года, но ему не удалось совершите прорыв в чартах. Как ни странно, “Spin Round The Room” и “Highbury Incident” были исключены из американской версии альбома, выпущенной на лейбле Sire, вместо них на диск поместили композицию Дэвиса и Грэма Смита The Indifferent Hedgehog и более ранний сингл “Do The Stanley”".
Последовал интенсивный тур по Британии, в ходе которого STACKRIDGE за два месяца отыграли 44 концерта, выступив перед 30 000 человек и преодолев 20 000 миль. Они также участвовали в сессиях шоу Джона Пила Radio One In Concert и Old Grey Whistle на BBC2. После этого группа отправилась в европейское турне на пару с JETHRO TULL. Программа выступлений состояла из фрагментов Extravaganza с переработками лучших композиций из первых трех альбомов и синглов.
Заключительный инструментальный трек нового релиза “Who's That Up There With Bill Stokes?”, написанный Боукеттом и Дэвисом, был особенно хорошо принят. Другими треками, которые эффективно перенесли на сцену, были “The Volunteer” и “...Earthworm”, а вот “Grease Paint Smiles”, “Highbury Incident”, “Benjamin's Giant Onion” и “Happy In The Lord” были отброшены. Самое большое шоу STACKRIDGE в их карьере состоялось в июле 1975 года, когда Элтон Джон добавил их в афишу своего музыкального концерта в середине лета на стадионе Уэмбли, в котором также приняли участие BEACH BOYS, EAGLES, Джо Уолш и RUFUS.
Группа в составе, записавшем Extravaganza, просуществовала недолго, и уже вскоре Слейтер и Дэвис приветствовали возвращение Круна Уолтера и помахали на прощание господам Боукетту, Карасу и покойному Рою Моргану. Кит Геммелл остался с группой, в то время как Род Боукетт продолжил активно участвовать в бизнесе, став соавтором песен с Коринн Бейли Рей (Corinne Bailey Rae). Следующей остановкой STACKRIDGE стал Mr. Mick, противоречивый и во многом непонятый проект, о котором мы в последний раз слышали в 1970-х годах.
Последнее слово здесь принадлежит Маттеру Слейтеру: “Этот альбом выделяется на фоне других, и он остается предметом споров среди поклонников STACKRIDGE. Некоторые осуждают его (в том числе и я) как ненормального брата-уродца, с его неуклюжей смесью из непонятных и несколько неуместных претензий. Другие, такие ребята например, как Робби Макинтош (Robbie McIntish, ex-Pretenders) и Пол Маккартни, - утверждают, что это их любимое блюдо. Что я могу сказать еще?”
Александр Ковтун (© Prog Island, SPb, декабрь 2022)