Найти тему
Sometimes Genehel

Тим Бёртон - от ненависти к любви.

Когда существует что-то хорошее, будь то в музыке, кино, литературе, живописи, где угодно, самое страшное - это люди, которые начинают это хорошее любить слишком неистово. Им срывает крышу, и их избыточный фанатизм накладывает жутко неприятный отпечаток на сам объект. «Мастер и Маргарита» - роскошное произведение. К сожалению, количество людей, ничего в жизни кроме него не читавших и при этом восхваляющих книгу годами аки непревзойдённый шедевр, наложило отпечаток, и теперь начитанный человек со вкусом редко скажет, что его любимая книга - «Мастер и Маргарита». Ван Гог - гениальный художник. Но кружки, шоперы, блокноты, ручки, обложки на паспорт и, конечно, толпы людей, которые обожают «Звездную ночь» - и вот ты лучше подумаешь, а стоит ли говорить, что Ван Гон тебе так уж нравится. А уж сколько музыки фанаты не просто омрачили, а даже и опозорили…

К чему это всё? А к тому, что в большой неформальной фриковской онлайн тусовке, где я имею честь состоять, называть любимым режиссером Тима Бёртона - это что-то вроде обязательного условия, билета на вход.

Он же весь такой мрррррачный, у него там трупы, синюшные пальцы, вампиры, кровь, в общем готишно! И до такой степени эта фанатичная любовь к Бёртону в нефорской среде достала меня, что я практически от него отреклась. При этом я не могу не отметить хороших примеров его творчества, особенно в мультиках. Но общая атмосфера бертовщины в какой-то момент стала раздражать, причем по большей части в этом виноваты фанаты, считающие Бёртона гением не от мира сего, который делает готичных фриков на экране в пику гламурной попсе. Таким образом имя Бёртона стало, сюрприз, гламурной попсой, только в среде субкультурного движа. Потом он ещё снял «Мрачные тени», и я разочаровалась совсем.

-2

Дополнительно куражу добавляли мне люди, которые приписывали Бёртону произведения, к которым он руку не приложил. Например, потрясающий мультфильм Генри Селика "Коралина в стране кошмаров" Его режиссер Генри Селик, автор книги Нил Гейман, но вот сидит фанат Бёртона и приводит мне "Коралину" в качестве примера гения его кумира, доводя меня до ярости.

-3

В общем, я почти плевалась ядом на Тима Бёртона. До "Уэнсдей". И не потому, что "Уэнсдей" это гениально несите еще боже как хорошо прощаю все грехи. А потому, что в сериале в одной из сцен присутствует аранжировка песни Metallica - Nothing Else Matters. Смотрю я такая сериал, слышу эту песню, которая там даже без текста, только мелодия, и до меня, упёртой как баран в своей нелюбви, доходит, что же такого в Тиме Бёртоне прекрасного, и как далеки были от понимания этого прекрасного все те люди, которые своей одержимостью внешним антуражем его кино довели меня до презрения. И стало стыдно. Поскольку я всё это время отказывалась Open mind for a different view. И значит, надо рассмотреть отдельные моменты фильмов Тима Бёртона, чтобы нечто важное понять.

Итак, 1) Джонни Депп и яркий грим

-4

Даже в худшие периоды хейта Бёртона я не плевалась на "Эдварда Руки-Ножницы" из-за его простой приятной морали, что ненормальный человек ненормален независимо от его внешности. Главный герой фильма, будучи откровенным фриком, является самым нормальным членом общества, там представленного. Это по-детски просто, даже сказочно. Сразу после этого фильма, на волне воодушевления, я посмотрела "Демона-парикмахера". Дальше была "Сонная Лощина", а совсем дальше была "Алиса". Что общего у них у всех? Правильно, капитан Джек Воробей, то есть, простите, Джонни Депп в гриме. К Джонни нет претензий, не его вина в этом, он, как и любой актер, хочет есть, а вообще он музыкант, а играть в кино это хобби. А вот к режиссёру претензия появилась. Ну почему, почему нельзя вот так же накрасить бледным гримом и тёмной сурьмой другого человека в кадре? Что вы хотите нам показать? Почему раз за разом героем вашего кино становится как внешне, так и внутренне странный персонаж, который сильно пучит или сильно щурит свои красивые глазищи?

-5

А потому, что Тим Бёртон (осторожно, сейчас будет капитан Очевидность) прямо кричит нам: "Глядите, он странный, но адекватный; он странный, но притягательный; он странный, но он не зло!". В "Демоне-парикмахере" герой злой, но его это зло и сгубило. То есть яркий макияж Джонни (да и вообще любого героя) нужен Бёртону для простого контраста, для заявления, что "странный не значит неправильный". Плюс, такого героя легко запомнить и косплеить, что вообще подарок для продвижения ленты. И недели в прокате не пройдёт, а неформально настроенные граждане начнут массово краситься в Джонни и делать себе причёски торчком. Здесь, кстати, отдельная боль, насколько сильно визуальная эстетика Бёртона отражается на некогда популярной субкультуре готов, ну ладно.

Далее, 2) Гротеск и кровь

Причем тут "Кэрри"?
Причем тут "Кэрри"?

Творец постоянно использует гротеск. Люди любят гротеск. Люди любят Мэрилина Мэнсона. Люди любят яркие картинки. Они любят, когда картинка просто обливает их с головы до пят красками как из ведра. Поэтому у Бёртона много красок, хоть и под синим цветкором. У него кровища, которой он не жалеет, все цвета радуги на мрачном чёрном фоне, люди бледные, люди яркие, гиперболично мультяшный CGI. Иногда смотришь и говоришь себе, мол, да это же мультик, ну мультик же, никакой реалистичности, вырвиглазно! Да, так и есть. Картинка Бёртона крайне нереалистичная. Всё там кричит, что этого не может быть. Это своеобразная параллельная вселенная Тима Бёртона со скрюченными ветками мрачного леса, туманом, кровавыми лужами и огромными глазами Чеширского кота за вязом. Что бы он ни снимал, сеттинг будет примерно одинаков, так, что можно было бы даже и действительно додумать вселенную. Зачем? Вполне ясно, что это особый стиль (который меня бесил, потому что можно пожалуйста не светить мне лампой в глаза, я и так понимаю, что ты хочешь сказать). Но зачем? Что-то же должна отражать эта его особенность?

И тогда я вернулась к "Уэнсдей". И к пункту 3)Нормалы и фрики.

-7

Бёртон делит общество на серых нормисов и ярких фриков постоянно и везде. Но в "Уэнсдей" это уже настолько очевидно, что логичнее всего будет взять её за пример. Изолированное общество "ненормальных" ребят в оппозиции к "Нормалам" из соседнего городка несмотря на ширму своей причудливости тем не менее совершенно здорово. У ребят из "Невермора" нет предрассудков, они (особенно молодое поколение) не осуждают, не гнобят, здраво приемлют тех, кто не вписывается в общие рамки, идут навстречу, прощают обиды, дружат и любят. В отличие от "нормалов", которые погрязли в ксенофобии, непрощенных обидах и жажде бессмысленной мести. Кто тут еще "нормал". И под ненавязчивую Металлику наконец-то глупой моей голове становится ясно: Тим Бёртон переставил местами норму и не норму. Для того, чтобы показать, что фрик - это такой же человек. А зачастую даже и лучше. Что фрик - это просто как радужка глаз - персональная особенность. Что не это определяет человека, а его взаимодействие с обществом, его намерения и поступки. Это простая мораль, её сложно не заметить, вообще-то. Сложно, когда ты (то есть я, автор этого опуса) за завесой ярких красок начинаешь думать, будто Тим Бёртон призывает быть не таким как все. Да нет! Он говорит совершенно не это. Он говорит, что стремление быть не таким как все, тебя никак не определит. Самовыражайся ты как тебе угодно. Только человеком будь достойным. Тим Бёртон не говорит нам: "Гляди, кровища! Круто!". Он говорит, что кровью можно замараться, и это плохо. Меняя местами нормальное и ненормально визуально, он всё же чётко оставляет на своих местах добро и зло.

Ну и главное, за что в ходе размышлений я от неприятия Тима Бёртона пришла к уважению и даже, наверное, любви. Если он смог в мистичесий мир, где фактически существует волшебство, трансформирующее всех жителей этого мира в особом стиле, поселить обычных людей с их простыми слабостями и силами, значит и мы, люди, можем сделать мир вокруг себя мистическим и прекрасным. И создать своё волшебство, совершенно обычными средствами. Life is ours, we live it our way.

С наступающими праздниками всех! Пусть 2023 принесет в наши жизни немного доброго волшебства.