Найти тему

В поисках первой истории: как начать писать

Онлайн-ателье Самоката представляет! Как вы и просили на днях, а мы обещали рассказать – курс для начинающих писателей. Сразу отметим важное: этот курс с Асей Кравченко мы адресуем начинающим взрослым авторам, а весной будет ещё и для детей. Итак, у вас мальч... ой, погодите, рано. Вообще-то это цитата из Асиной книги «Лучше лети, или проект номер 19» – лауреата премии Чуковского 2020 года.

Ася Кравченко - вторая справа
Ася Кравченко - вторая справа

А ещё раньше, в 2017 году, у нас в «Самокате» вышла её книга «Вселенная. Новая версия», тоже лауреат: годом раньше книга получила премию имени Крапивина. Не считая книжки «Здравствуй, лошадь!», которая вошла в финал национальной детской литературной премии «Заветная мечта».

А ещё Ася Кравченко по профессии психолог. Неудивительно, что ей удаётся создать такие настоящие образы детей и взрослых. У вас мальч... спокойно, просто книжка смешная, фраза: «У вас мальчик» стала мемом в редакции, вот и не можем успокоиться.

Фото @mondaysmom
Фото @mondaysmom

Продолжаем рассказывать про Асю. Про то, как она училась в МГУ на факультете психологии, потом ещё год в Сорбонне, потом была редактором журнала «Станиславский» (вот откуда в её книгах система-то), а сейчас – редактор детских проектов Политехнического музея.

Теперь вы наверняка многое поняли об авторе и можно рассказать про сам курс, который Ася будет вести в онлайн-Ателье.

Приготовьтесь освободить время на 5 встреч с 25 января (расписание в процессе), каждая по 1,5 часа.

Итак, что предстоит узнать тем, кто хочет попробовать себя в качестве автора:

1 встреча. Законы построения истории. Появление героя. Как его сделать интересным и живым.

Яркий герой, естественно, залог успеха книги. Но как? Как сделать кого-то интересным для всех? Ладно, не для всех, для многих. Хорошо, пусть для не так уж многих, но тех, кто будет с вами на одной волне. Кстати, их не так уж мало. А всё потому, что все люди братья (или сёстры), у нас много общего, надо только найти точки пересечения. Как, например, это было с Митей – героем Асиной повести «Проект номер 19». Во-первых, Ася использовала очень знакомый образ интеллигентной семьи в сложные времена: папа – изобретатель, по профессии физик-теоретик, и вообще отличный папа, но только деньги... далёк папа от практики, у него даже аккаунта в социальных сетях нет. Не было, пока за дело не взялся сын.

2 встреча. Логика, развитие истории, ключевые события, крючки.

Что такое крючки? То, за что цепляется внимание читателя. В нашем сюжете это социальные сети и умение находить свою команду для реализации проекта. Звучит ужасно, но Митя не знает, что всё это называется менеджмент, а просто делает всё, чтобы его девятнадцатый проект – индивидуальный везделёт – всё-таки был построен. Нет у папы денег – Митя найдёт их сам. (Эти современные дети такие ушлые, палец им в рот не клади. Мы, кстати, никогда не понимали, зачем это делать, а вы?)

3 встреча. Личное в истории. Конфликты. Зачем нам система Станиславского?

Да, так вот: конфликт папы с мамой из-за денег, конечно, очень грустная вещь, но! Но, дорогие начинающие авторы, без конфликта истории не получится. Вы бы сами согласились платить за книжку, которая состоит всего из двух строк: «Жили-были, ели-пили, никаких проблем а тем более конфликтов у них не было, жили долго и счастливо и умерл...»? Ой! Ну, в общем, жили долго, счастливо и вообще были бессмертны.

Личное в истории, если умело вставить, сделает её правдивой. Кого же не заденет история, в которой – у вас мальчик! И все сразу понимают, что это значит. Это значит, что мальчик ли у вас, девочка ли, всё уже завертелось и остановить детей не сможет никто.

К счастью для почти рассорившихся родителей Мити. И вообще для всех: этот мальчик всех объединил, даже незнакомых. Система Станиславского ведь как работает: когда играешь злого, ищи, где он добрый. Единство противоположностей и есть тот пятый элемент, что творит чудо.

4 встреча. Продумываем мир истории. Чудо, тайна и достоверность. Как заставить поверить в предлагаемые обстоятельства.

Как хорошо, что в этой истории задействованы деньги, ведь и чудо, и тайну, и достоверность легче всего показать именно на них. Во-первых, мы знаем, сколько Мите нужно на постройку проекта номер 19. И сколько не хватает. Ведь это почти чудо – добыть денег на такой проект – индвидуальный везделёт для всех и для каждого!

Верите, что он смог? А в финал истории, когда прочтёте книгу, верите? Вот это и есть – чудо.

5 встреча. Диалог. Характеристики речи героев. Заставляем героев заговорить. История как путешествие.

Диалог не так труден как кажется. Будем учиться слушать, как говорят дети и взрослые рядом с нами, как они строят фразу, какие используют слова, что повторяется и о чём это нам говорит. О да, любая история – это путешествие в мир людей. В наш с вами мир.

Поехали!

______________________

Напомним, что онлайн-встречи в мастерской переводчиков начнутся 20 января. Страница мероприятия у нас на сайте вот. Ближе к делу выложим расписание, а пока хотим добавить, что все детали со ссылкой на зум-конференцию отправим на адрес, указанный вами при регистрации.

#книги

#книги для детей

#онлайн обучение