29 декабря декабря 1775 года родился Карл Росси — выдающийся русский архитектор итальянского происхождения.
Автор смелых проектов, который создал современный облик Санкт-Петербурга и организовал городское пространство, не имел не только звания профессора Академии художеств, но даже собственной квартиры.
О том, как жил и работал этот великий человек расскажем сегодня.
Переезд в Россию
Карл Росси родился в семье итальянской балерины Гертруды Росси в Неаполе. Когда Карлу было 10 лет, они с матерью и её мужем переехали в Санкт-Петербург по приглашению на работу.
Гертруда Росси и балетмейстер Шарль Лепик стали танцовщиками Большого каменного театра. Юного Карла отчим определил для учёбы в школу при немецкой церкви Святого Петра — Петершуле.
Становление и идейные вдохновители
Семья жила на даче в Павловске, где Шарль и Гердтруда сблизились со своим соседом архитектором Винченцо Бренна и его коллегой Пьетро Гонзага. Именно под их влиянием Карл решил стать зодчим. Ведь юноша не только отлично рисовал, но и прекрасно справлялся с точными науками.
Проекты
Архитектурная мысль Карла Росси всегда была масштабнее одного здания или отдельного участка. Росси создавал проекты так, чтобы они идеально вписывались в окружающее пространство Санкт-Петербурга.
Реконструкция Аничкова дворца
Реконструкция Аничкова дворца — первая большая градостроительная работой Росси. В рамках этого проекта, Карл Росси создал два небольших одноэтажных павильона. Также, работая над интерьером, он переоформил танцевальный зал, музыкальную, диванную, кабинет, будуар, спальни.
В 17 залах заново расписали плафоны, а стены затянули атласом и бархатом. В других помещениях стены были расписаны под мрамор, установлены новые печи, камины, мебель, люстры и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера выполняли по чертежам Росси.
После сдачи этой работы Карл Росси получил звание придворного архитектора.
Михайловский дворец
Копмлекс, построенный Карлом Росси в 1819–1825 годах для великого князя Михаила Павловича, по праву признан жемчужиной среди творений архитектора. Работая над этим проектом, Росси прорабатывал в эскизах даже мельчайшие детали. Так без его внимания не остались ни чугунная решётка в убранстве ворот, ни планировка парка, ни прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях.
Главный акцент переднего фасада — восьмиколонный портик коринфского ордера с фронтоном, украшенный фризом из 44 барельефов. Скульптурные львы на широкой лестнице, которая ведёт ко дворцу, специально были отлиты для Михайловского дворца. Это копия античных статуй, найденных в начале XVI века при раскопках в Риме.
Над интерьером дворца работали такие знаменитые скульпторы, как С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи.
В наши дни о былом великолепии великокняжеских покоев напоминают два зала: главный вестибюль и Белый зал. Подлинные шедевры искусства классического интерьера! Белый зал настолько восхищал современников, что его модель была преподнесена в подарок английскому королю Георгу IV.
С 1898 года в Михайловской дворце находится Русский музей, где можно увидеть художественные произведения величайших русских художников.
Здание главного штаба
Одна из главных достопримечательностей Дворцовой площади Петербурга строилась с 1819 по 1829 год. В начале работ на возведение здания средств не жалели, но после воцарения Николая I цоколь укладывался уже не из гранита, а из более дешевого пудожского камня. Также по распоряжению императора фасад здания Главного штаба был окрашен в желтый цвет.
Центральная часть здания состоит из двух корпусов, которые соединены аркой, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Она является композиционным центром проекта. Колонная группа Победы выполнена из листовой меди в технике выколотки.
Всё строительство обошлось почти в 7 миллионов рублей. Из них на скульптурное оформление арки — 236 тысяч рублей.
Александринский театр
Здание театра на площади Островского было построено в 1832 году. Оно стало одним из последних проектов Росси. Александринский театр — выдающийся памятник архитектуры русского классицизма. Проект был выполнен по совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Он может вместить свыше тысячи человек.
Кроме того, Росси вместе с инженером М. Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальную систему металлических конструкций.
Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. Передний фасад театра украшен античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах красуются статуи муз, а над портиком расположена величественная квадрига Аполлона — античная двухколёсная колесница с четырьмя запряжёнными конями.
Интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку.
Здание Сената и Синоида
Эти два памятника архитектуры ампира — последний крупный проект архитектора. В 1827 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки зданий, где могли бы разместиться Сенат и Синод. Вариант Росси был утверждён 18 февраля 1829 года, и строительство обеих зданий завершилось в 1834 году.
Два здания соединены триумфальной аркой — она символизирует единство церкви и государства. Интересно, что в её оформлении Росси использовал один из неосуществленных проектов арки на Дворцовой площади. Из-за неё среди местных жителей появился каламбур: «Сенат и Синод живут ПОДарками».
Над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», которая служит символом веры в закон. Первое заседание Сената прошло в новом здании 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I.
Сейчас в здании Сената разместился Конституционный суд, а Синод заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.