Найти в Дзене

Жарреные страницы. Люблю "поля" не только в мае, или когда музыка важнее "конкретики".

Ну что ж, Oxygene мы изучили, Equinoxe тоже, а теперь возьмёмся за альбом «Магнитные Поля»– Les Chants Magnetiques, увидевшем свет 22 мая 1981 года. И в этом альбоме тоже таится немало интересного.

Начнём, пожалуй, с названия альбома. Вообще-то Les Chants Magnetiques переводятся как «Магнитные Песни», именно песни...но вот в чём дело, дети: англоязычное название у альбома звучит как Magnetic Fields– «Магнитные Поля». Спрашивается, а почему песни превратились в поля? Дело в том, что по-французски «поля» звучат как «champs»(сразу вспоминаем Елисейские поля-Les Champs-Elysees-и песню про эти поля в исполнении Джо Дассена...), а если произнести и «champs», и «chants», то они будут звучать одинаково, то есть, это слова-омофоны. Ибо, дорогие мои друзья, буквосочетания «am» и «an» в французском языке читаются одинаково, как «ан», причём «н» произносится в нос, этакий вот носовой звук... не удивляйтесь, ребята, таков уж французский язык, и там, тем более, не только грассируют и используют носовые звуки, там во многих словах половина букв не читается совсем, и поди порой разбери, про единственное число говорится в устной речи или про множественное...вот и живите с этим, ребята...

Ладно, а сейчас преподаватель иностранных языков по образованию на время забьёт на педагогию и углубится в музыку. Добавлю лишь то, что на английском альбом назвали «Magnetic Fields», дабы сохранить эту игру слов с полями и песнями...или, видать, решили, что магнитные поля вообразить легче, чем магнитные песни...

На обложке-сам наш Жан-Мишель Морисыч, притом с глазами, стилизованными под земной шар, тогда как родился наш Мишка кареглазым. В аннотации к изданию альбома говорится: «Если первые два альбома Жарра были посвящены естественной окружающей среде, то „Магнитные поля“ вдохновлены плодами рук человеческих. Альбом наполняют звуки поездов, часов, рельсов и какого-то механического оборудования». А также ЖанМиш насмотрелся на поп-артовые работы известного американского художника Энди Уорхолла, к тому же, раздобыл тогда себе Мишка цифровой синтезатор Fairlight CMI-выглядит типа почти что как тогдашние компьютеры, только ещё плюс к этому синтезаторная клавиатура и интерактивное перо,-да и так ему понравилось то, что эта штуковина может, что он и стал её в дальнейшем использовать в своём творчестве.

Состоит плейлист альбома из пяти композиций общей длительностью 35 минут и 53 секунды. Названия композициям даны по той же системе, что и композициям в «Oxygene» и «Equinoxe»-название, созвучное имени альбома и нумерация «часть такая-то».

Ну что ж, об альбоме в целом мы поговорили, теперь настаёт пора разбирать композиции, как говорится, по косточкам...

Magnetic Fields Part 1. Самая длинная композиция на альбоме-17 минут 59 секунд, почти 18 минут. Впрочем, Маэстро может сбацать композиции ещё длиннее(осторожно, чуть-чуть спойлеров)-и Ethnicolor на 11 минут и 48 секунд, и Rendez-Vous 2 на 10 минут 54 секунды, и Chronologie 1 на 11 минут ровно, и Oxygene 7 на 11 минут 41 секунду...впрочем, у Мишеля в арсенале дофига и больше композиций длительностью больше 4-5 минут, композиции минут на 7-8 или даже 9-это чуть ли не обычное дело для Жарра...я уже молчу про титульную композицию с альбома Waiting for Cousteau, которая длится аж...46 минут и 46 секунд!!!(ну, это же Жарр, детишки). Настроение у композиции по крайней мере, в первые минут 5, по ощущениям такое, как будто едешь в метро, особенно если прислушиваться к ухающим звукам. Дальше слышится что-то типа каких-нибудь звенелок и консервных банок... Потом как будто Жарр заловил и записал болтовню каких-нибудь внеземных разумных цивилизаций-по крайней мере, слышны звуки, похожие на бормотанье и уханье...а порой и на полёт межгалактических кораблей. Дальше возникает ощущение, что ЖанМиш кого-то или что-то потерял, и судорожно так ищет, и такой вот мотив звучит у него в голове во время поисков. Немного меланхоличные трубящие звуки под самый конец композиции как бы намекают на то, что Жарр сильно задолбался во время поисков, но они всё-таки увенчались успехом...

Magnetic Fields Part 2. Если я слышу на Ретро ФМ, что сейчас включат Жарра, то с вероятностью 200% скажу-будут крутить именно эту композицию. Услышала же её я впервые в каком-то документальном фильме про военную технику, когда ещё училась в старших классах, и с тех пор просто обожаю. Сразу же хочется под эту композицию куда-то бежать, а в моём воображении я под неё летаю на метле между временами, пространствами и через какие-то туннели(ну вот такая у меня фантазия, чтожподелаешь). Однако почему-то в апрельском номере «Кругозора» (это был ежемесячный советский и российский литературно-музыкальный и общественно-политический иллюстрированный журнал с аудиоприложениями в виде гибких грампластинок, «старики» знают и помнят, что это такое-такие голубенькие почти что прозрачные пластинки) за 1983 год, где опубликовали две записи с этого альбома-вторую и пятую, вторую почему-то обозвали как «Голос гор». Фиг его знает почему– то ли цензура, то ли редакция не знала названий, как считает в одной из своих статей на Дзене мой близкий друг и брат по Жарру-Илья Алексеев, а то ли, по моему скромному мнению, им там могла почудиться какая-нибудь быстро бегущая горная река... Кстати, существует и клип на эту композицию, где ЖанМиш с компасом в лапке носится по полям, по лесам, по пустыням с деревьями из проводов, по электронным схемам, а то и под водой запросто так плывёт без какого-нибудь снаряжения(часом Жарр не отрастил себе для этого жабры?), а всё в поисках какой-то блестящей хреньки на ножках для своего синтезатора(вот извините за «блестящую хреньку на ножках», но я точно не помню, как это по-научному называется...), а она всё появляется перед ним в гигантских размерах...А беготню свою ЖанМиш вообще начал в ледяном иглу, будучи одетым по-летнему и играя на синтезаторе...в такой холод? бррр... Кстати, в клипе неоднократно показан тот самый Fairlight, притом в действии...

Magnetic Fields Part 3. В начале кажется, как будто товарный поезд разгружают-по крайнем мере уж очень слышно подобие лязганья цепей... Затем по звуковым ощущениям можно подумать, что плывём по тихой речке на вёсельной лодке... Видимо, на момент сочинения данной композиции Мишель был, как говорится, на полном душевном расслабоне...

Magnetic Fields Part 4. А под эту композицию можно запросто устроить себе мини-дискотеку с весёлыми танцульками...ну, топать ножками в такт я умею, дёргать ручками-тоже...А интересно, сам Маэстро танцевать хоть как-нибудь умеет? Можно услышать и немного вокала, только не удивляйтесь его «механичности»-это Мишель его через вокодер пропустил...Под конец мы как будто куда-то приезжаем то ли на метро, то ли на экспрессе...

Magnetic Fields Part 5. Она же «The Last Rumba»– «Последняя румба». Фиг знает, какую румбу танцевали тараканы в голове у Жарра на тот момент... И её в апрельском «Кругозоре» 83-го года , как и 2 часть, обозвали по-своему– «Тетрадь». Вот почему именно так-ума не приложу... Композиция навевает этакую расслабуху, прям так запросто и можно представить себе себя же или Маэстро на каком-нибудь знойном морском берегу, покачивающимся в гамаке и пьющим какой-нибудь вкусный коктейль(безалкогольный, естественно-куда в жару спиртное пить). Видимо, ЖанМиш уже предвкушал лето и хотел смотаться на пляж отдохнуть...

Общее впечатление от альбома-сразу же видно, как Жарр «подрос» в своих музыкальных экспериментах, и его музыка становится всё своеобразней и разнообразней, всё сочнее, всё вкуснее, что и видно, а точнее-даже слышно в «Les Chants Magnetiques».

Ну что же, разобрались с Магнитными Полями, а в следующий раз мы с ЖанМишем и Ко рванём в его первую поездку в Китай. В ту самую, в которой он был первым западным исполнителем, который приехал в Китай с концертами после эпохи Мао Цзедуна... Впрочем, как говорит Каневский-это уже совсем другая история...

Всем добра и Жарра!

Да у Жарра в глазах прям вся планета🌍🌎🌏
Да у Жарра в глазах прям вся планета🌍🌎🌏