Сегодня банковские карты имеют достаточно высокую степень защиты, однако статистика печальна. Случаев хищения пополняет криминальную статистику. Мошенники применяют методы социальной инженерии, когда хозяина вводят в заблуждение и он сам отправляет свои деньги. Можно ли вернуть похищенные деньги, разберемся с экспертами Регионального центра финансовой грамотности.
Вернуть деньги по закону можно, однако только если хозяин карты не передавал мошеннику персональные данные: пин-коды и CVV|CVC, код из СМС/push или не совершал иные действия по предоставлению доступа к счету. Для того чтобы вернуть деньги, важно доказать, что присутствовала вина банка, а не клиента.
Для того чтобы обезопасить банковский счет, менеджеры кредитных организаций часто предлагают обезопасить себя от непредвиденных ситуаций и приобрести страховку банковских карт. Как правило, страховка карты работает как подписка на услугу: пока платишь ежемесячный платеж ты застрахован, после завершения платы страхование не работает. Существуют страховые полисы с оплатой страхового вознаграждения сразу за обозначенный период (например, на год). Перечень рисков по данным страховым продуктам примерно одинаков, как правило это:
- кража/потеря банковской карты (когда карта физически у злоумышленника, и он ей воспользовался);
- похищение средств при помощи технических устройств (например, скиммера- накладки на клавиатуру банкомата, считывающей пин-код во время снятия наличных).
- потеря денег в результате оплаты на фишинговом сайте, а также в случае деятельности вредоносного/вирусного программного обеспечения, взлома и в случае несанкционированного доступа к средствам по незащищенному Wi-Fi;
- в случае грабежа или разбойного нападения (когда отобрали деньги после получения их в банкомате в течение 12 (иногда-48) часов после снятия со счета).
Как и при оформлении любого договора перед тем, как подписать документ и согласиться на страховку, важно внимательно изучить условия. Необходимо изучить перечень рисков и способы подтверждения страхового события, а также размер выплаты по разным обстоятельствам страхового события. Например, банк может уменьшить страховую выплату при снятии владельцем карты денег в банкомате ночью.
Владелец банковской карты должен помнить правила безопасности! Безответственное хранение пин-кода, передача его третьим лицам, несвоевременное сообщение о страховом событии, самостоятельное перечисление денег мошенникам – как правило являются нарушением договора страхования и будет причиной отказа в страховом возмещении. Поэтому наличие страховки – не повод терять здравомыслие и пренебрегать базовыми правилами финансовой безопасности.
Нужно ли приобретать страховку карты? Вопрос неоднозначный. Закон и так защищает владельцев банковских карт, а вот от мошеннических действий с помощью социальной инженерии страховка не защитит. Получить страховое возмещение вряд ли получится, если владелец карты самостоятельно провел операцию. Нельзя сказать, что страхование банковских карт ненужный продукт. Мошенничество со списанием средств без ведома и помощи владельца существуют. Получается все, что «не покрыто» законом о национальной платежной системе, когда иными способами часто вернуть похищенное невозможно, страхование может покрыть нанесенный ущерб хотя бы в части.
Еще в апреле 2022 года Банк России опубликовал обращение к кредитным организациям, в котором рекомендует при выявлении нетипичных операций по картам и счетам временно приостанавливать дистанционный доступ к управлению счетом для усложнения вывода этих денег мошенниками и повышения возможности их возврата владельцу счета. Клиент при этом должен уведомляться о причине приостановки, а возобновление операций происходит после личного обращения клиента в банк.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Эффективные финансы». Дополнительная информация — по телефону «горячей линии» по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8-800-555-85-39 или на сайте fingram39.ru.