Найти тему
KOZHEMYAKINA media

Поддержка креативных индустрий

 

С учетом возрастающей глобальной конкуренции в сфере инновационной экономики, во многих странах на государственном уровне разработаны и приняты программы поддержки креативных индустрий, в России системная поддержка сектора только начинает формироваться. Но кое-что уже закрепили на законодательном уровне. Об этом мы и поговорим подробнее☝️

 

Во многих странах креативные индустрии системно поддерживаются государством на долгосрочной программной основе, особое внимание в программах всех стран уделяется выводу творческих индустрий на глобальные рынки. 

Международная практика показывает, что креативные индустрии оказываются менее привлекательными для инвесторов по сравнению, например, с торговлей или строительством, поэтому нуждаются в специальных мерах государственной поддержки и стимулирования экспорта. 

 

В России, пока не сложилась системная поддержка креативных индустрий, вместе с тем, нарастает масштабная глобальная конкуренция за творческие и предпринимательские кадры. 

 

В сложившейся ситуации высокую актуальность приобретает согласование и утверждение Правительством РФ «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Министерством культуры Российской Федерации, и разработка Плана ее реализации.

 

Такие меры поддержки креативного сектора на системной основе позволят приостановить отток капитала и творческой молодежи, усилить присутствие и продвижение российских креативных товаров и услуг на мировые рынки.

 

Россия позже, чем многие другие зарубежные страны, стала ориентироваться на развитие креативных индустрий. Но все же в некоторых регионах России приняты законы или программы поддержки креативных/творческих индустрий:

 

🦷Закон о креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре № 70-оз. Принят 27 июля 2020 года.

 

 🦷Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. № 1736-Р. 

 

🦷Региональный приоритетный проект «Развитие креативных (творческих) индустрий Ульяновской области с 2017 до 2020 года», утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области № 41-п/п от 10 октября 2017 года.

 

Принятые меры поддержки креативных индустрий позволяют регионам России:

 

 🦷создавать новые привлекательные рабочие места, в том числе с возможностями гибкой и дополнительной занятости;

 

 🦷расширять налогооблагаемую базу за счет выхода, как на региональные, так и международные рынки более качественной, клиентоориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью; 

 

🦷сокращать диспропорции социально-экономического развития за счет использования потенциала креативных индустрий, в том числе отставание уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышать уровень комфортности городской среды;

 

 🦷наращивать туристическую привлекательность территорий, содействовать узнаваемости отечественных брендов, созданию позитивного имиджа регионов России.

 

По подробнее о главной мере поддержки КИ в России:

В сентябре 2021 года в Правительстве утвердили план поддержки КИ.

Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,4 до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%.

Его мероприятия направлены на создание условий для развития креативного предпринимательства и продвижения отечественных креативных брендов.

 

В первую очередь предлагается законодательно закрепить понятия «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» и определить приоритетные направления поддержки творческих индустрий исходя из специфики каждой территории.

 

С помощью мер поддержки планируют:

 

👄создать комфортное пространство для развития талантов; 

👄развивать успешное предпринимательство; 

👄продолжать цифровую трансформацию отрасли.

 

Работу разделили на два основных этапа: 

 

На первом этапе планируют установить критерии творческого предпринимательства, провести организационно-аналитическую и проектную работу.

 

Второе направление – реализация крупных общественно-государственных проектов, которые позволят увеличить показатели инвестиций в основной капитал креативных индустрий, а также концентрацию талантов в сфере.

 

Государственная поддержка креативных индустрий способна инициировать разнонаправленный и мощный экономический эффект, в том числе это выразится в следующем: 

 

🫀расширение налоговой базы за счет выпуска качественной, местной, клиент-ориентированной продукции;

🫀повышение привлекательности местного и регионального туризма; создание новых рабочих мест;

🫀пиар отечественных брендов за рубежом и рост их популярности;

🫀сокращение диспропорций социально-экономического развития; 

🫀повышение уровня жизни в малых городах и селах; 

🫀повышение комфортности городской среды;

🫀создание позитивного имиджа РФ в мире.

 

Основная часть задач по развитию креативных индустрий в нашей стране находится на стороне государства. Сейчас одна из главных проблем — отсутствие нормативно-правовой базы, статистического учета, системных оснований для механизмов поддержки. При устранении этих пробелов уже в ближайшее время креативные индустрии должны ускорить свой рост. Более того, станет эффективней работа с мерами поддержки, которые озвучивают представители креативных индустрий, такими как налоговые льготы, субсидии.

 

При этом серьезный барьер — это отсутствие нормативного определения креативных индустрий. Кто они, какие бизнесы включают, а какие, что еще важнее, не включают. 

 

Разговоры о необходимости стимулирования развития креативных индустрий, поддержке креативных кластеров, снятии барьеров для креативного бизнеса ведутся уже который год, при этом нет нормативно-правового акта, определяющего понятие. Все подсчеты о доле креативных индустрий в ВВП основаны на исследованиях, а не на данных Росстата или налоговой службы.

 

 

Литература

 

Креативная экономика Москвы в цифрах / В. В. Власова, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 с. 10 Абанкина Т. 

В., Николаенко Е. А., Романова В. В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 46. № 2. С. 98-1