С учетом возрастающей глобальной конкуренции в сфере инновационной экономики, во многих странах на государственном уровне разработаны и приняты программы поддержки креативных индустрий, в России системная поддержка сектора только начинает формироваться. Но кое-что уже закрепили на законодательном уровне. Об этом мы и поговорим подробнее☝️
Во многих странах креативные индустрии системно поддерживаются государством на долгосрочной программной основе, особое внимание в программах всех стран уделяется выводу творческих индустрий на глобальные рынки.
Международная практика показывает, что креативные индустрии оказываются менее привлекательными для инвесторов по сравнению, например, с торговлей или строительством, поэтому нуждаются в специальных мерах государственной поддержки и стимулирования экспорта.
В России, пока не сложилась системная поддержка креативных индустрий, вместе с тем, нарастает масштабная глобальная конкуренция за творческие и предпринимательские кадры.
В сложившейся ситуации высокую актуальность приобретает согласование и утверждение Правительством РФ «Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», подготовленной Министерством культуры Российской Федерации, и разработка Плана ее реализации.
Такие меры поддержки креативного сектора на системной основе позволят приостановить отток капитала и творческой молодежи, усилить присутствие и продвижение российских креативных товаров и услуг на мировые рынки.
Россия позже, чем многие другие зарубежные страны, стала ориентироваться на развитие креативных индустрий. Но все же в некоторых регионах России приняты законы или программы поддержки креативных/творческих индустрий:
🦷Закон о креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре № 70-оз. Принят 27 июля 2020 года.
🦷Концепция развития креативной экономики Республики Саха (Якутия) до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2019 г. № 1736-Р.
🦷Региональный приоритетный проект «Развитие креативных (творческих) индустрий Ульяновской области с 2017 до 2020 года», утвержден Постановлением Правительства Ульяновской области № 41-п/п от 10 октября 2017 года.
Принятые меры поддержки креативных индустрий позволяют регионам России:
🦷создавать новые привлекательные рабочие места, в том числе с возможностями гибкой и дополнительной занятости;
🦷расширять налогооблагаемую базу за счет выхода, как на региональные, так и международные рынки более качественной, клиентоориентированной продукции и услуг с большей добавленной стоимостью;
🦷сокращать диспропорции социально-экономического развития за счет использования потенциала креативных индустрий, в том числе отставание уровня жизни населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов, повышать уровень комфортности городской среды;
🦷наращивать туристическую привлекательность территорий, содействовать узнаваемости отечественных брендов, созданию позитивного имиджа регионов России.
По подробнее о главной мере поддержки КИ в России:
В сентябре 2021 года в Правительстве утвердили план поддержки КИ.
Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 году увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,4 до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%.
Его мероприятия направлены на создание условий для развития креативного предпринимательства и продвижения отечественных креативных брендов.
В первую очередь предлагается законодательно закрепить понятия «творческие индустрии» и «творческое предпринимательство» и определить приоритетные направления поддержки творческих индустрий исходя из специфики каждой территории.
С помощью мер поддержки планируют:
👄создать комфортное пространство для развития талантов;
👄развивать успешное предпринимательство;
👄продолжать цифровую трансформацию отрасли.
Работу разделили на два основных этапа:
На первом этапе планируют установить критерии творческого предпринимательства, провести организационно-аналитическую и проектную работу.
Второе направление – реализация крупных общественно-государственных проектов, которые позволят увеличить показатели инвестиций в основной капитал креативных индустрий, а также концентрацию талантов в сфере.
Государственная поддержка креативных индустрий способна инициировать разнонаправленный и мощный экономический эффект, в том числе это выразится в следующем:
🫀расширение налоговой базы за счет выпуска качественной, местной, клиент-ориентированной продукции;
🫀повышение привлекательности местного и регионального туризма; создание новых рабочих мест;
🫀пиар отечественных брендов за рубежом и рост их популярности;
🫀сокращение диспропорций социально-экономического развития;
🫀повышение уровня жизни в малых городах и селах;
🫀повышение комфортности городской среды;
🫀создание позитивного имиджа РФ в мире.
Основная часть задач по развитию креативных индустрий в нашей стране находится на стороне государства. Сейчас одна из главных проблем — отсутствие нормативно-правовой базы, статистического учета, системных оснований для механизмов поддержки. При устранении этих пробелов уже в ближайшее время креативные индустрии должны ускорить свой рост. Более того, станет эффективней работа с мерами поддержки, которые озвучивают представители креативных индустрий, такими как налоговые льготы, субсидии.
При этом серьезный барьер — это отсутствие нормативного определения креативных индустрий. Кто они, какие бизнесы включают, а какие, что еще важнее, не включают.
Разговоры о необходимости стимулирования развития креативных индустрий, поддержке креативных кластеров, снятии барьеров для креативного бизнеса ведутся уже который год, при этом нет нормативно-правового акта, определяющего понятие. Все подсчеты о доле креативных индустрий в ВВП основаны на исследованиях, а не на данных Росстата или налоговой службы.
Литература
Креативная экономика Москвы в цифрах / В. В. Власова, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 с. 10 Абанкина Т.
В., Николаенко Е. А., Романова В. В. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. Т. 46. № 2. С. 98-1