Найти тему
шаликов

Новогодняя елка. История появления в России

Предисловие

#шаликов
#шаликов

До 17 века были не года, а лета́. А еще до 15 века новолетие отмечали в день весеннего равноденствия, когда природа только просыпалась и начинались посевы. То есть праздновали новый цикл с рождением солнца, рождением нового лета, новой жизни. Мы и сейчас говорим «сколько тебе лет?» (о человеке) и «прошло столько-то лет» (о событии), а не годов.

Ель на Руси считалась деревом смерти. На похоронах ее ветвями устилают дорогу на кладбище от дома. Еловыми лапами укрывают свежие могилы. Идя с кладбища, родственники заметают дорогу домой хвойным веником, чтобы душа покойника шла к свету, а не искала дороги домой. Возле домов также не сажают елок.

Мороз или Карачун, повелитель морозов, холода и мрака, был зимним божеством славян. Его вторыми именами были Студенец, Трескун и Морозко. Жестокий Мороз морозил до смерти и уносил детей в мешке. Он не дарил им подарки, наоборот, это его задабривали во избежание смертей и лепили снежных идолов (снеговиков). Сохранились выражения: «пришел карачун» или «скорачило», значит плохо дело.

С 7000-го лета от сотворения мира вместо константинопольского календаря Иваном III вводится византийский календарь: новое лето переносится с 1 марта на 1 сентября. Наступает новое «учебное» лето.

Глава первая

В декабре 7208-го лета Петр Первый своим указом вводит новое летоисчисление «от Рождества Христова» и празднование нового года 1 января по юлианскому «христианскому» новомодному европейскому календарю и выкинув 5508 лет, переносит наступление лета с января. Лето в январе становится неуместно, поэтому его называют «год» (от старорусского «годи́ть» — время, срок). Первый 1699 год выходит вместе с новым правилом в обязательном порядке украшать экстерьер жилищ сосной и елкой на немецкий манер.

«...В знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем городе Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным хотя бы по деревцу или ветви на ворота, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по 7 день того же 1700 года.»

Указ Петра I № 1735 и 1736 «О праздновании Нового года»

И первый ледяной Новый год в России встречают уже 1 января 1700 года. В знак всенародного праздника Москву украшают хвоей, зажигают огни и палят из пушек.

Адриан Шхонебек - Салют в Москве в январе 1704 года по случаю взятия шведской крепости Ниеншанц. 1 января 1704 г.
Адриан Шхонебек - Салют в Москве в январе 1704 года по случаю взятия шведской крепости Ниеншанц. 1 января 1704 г.

Для русского народа немецкая реформа идет против сакральных понятий устройства мира и быта и является полной дичью, но рождественское новогодье, отмечаемое в Европе 25 декабря, выпадает в аккурат на Сочельник и колядки, поэтому люди рядятся, гадают, гуляют и празднуют как обычно, как праздновали всегда до этого. Административные здания и кабаки (активно распространяемые сами знаете кем) украшают входные группы еловыми и пихтовыми ветвями. Так, символом Нового года становятся не золотые колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки.

П. Загорский - Святки и славление Христа при Петре Великом, журнал «Всемирная иллюстрация». 1882  oldgravura.ru
П. Загорский - Святки и славление Христа при Петре Великом, журнал «Всемирная иллюстрация». 1882 oldgravura.ru

Почему елка называется рождественским деревом?

История начинается с того того, что вместе с укреплением христианства и германского правительства, в Россию внедряется немецкая культура и традиции. Праздничная хвоя — не исключение. Каких-либо отсылок на дерево, как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет, но в Германии есть древняя легенда о Святом Бонифации: чтобы доказать превосходство христианства, он хочет продемонстрировать бессилие языческих богов и срубает священное Древо Донара (Тора). (Саксы поклонялись германскому богу Донару, проводя обряды у старого дуба, как и славяне). На вопрос потрясенных германцев, как им отмечать Рождество, Бонифаций указывает им на маленькую пихту, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Ее вечнозеленые ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога.

Цветная литография по фреске Генриха Марии фон Гесса, 1834-44
Цветная литография по фреске Генриха Марии фон Гесса, 1834-44
Тысячелетний дуб Донара в Эрле, 1900
Тысячелетний дуб Донара в Эрле, 1900

Формирование рождественского ритуала происходит в немецкой традиции уже в конце Средневековья. Хвоя восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии — театрализованной постановки, посвященной истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалается память прародителей Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зиму, используют вечнозеленое дерево, которое украшают яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ причастия и искупления) (а на самом деле — языческий обряд дароприношения). Реквизит этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедряется в обрядовый обиход.

Во время зимнего солнцестояния немцы вносят в дом пихтовые зеленые веточки, которые считают признаком жизни. Хвоя изгоняет злых зимних духов, обеспечивая тем самым защиту и плодородие. В 1570 году в домах гильдий бременских мастеров устанавливают деревья, украшенные яблоками, орехами и финиками. Детям позволяется снять и съесть вкусное украшение.

«Елки-палки» или «елки зеленые!» (просторен, вульг.) восклицание в значении: черт возьми!  «Еловая голова» (просторен, бран.) дурак. Фразеологический словарь русского языка А. Молоткова, 1968

Возвращаемся в Россию. Ветви ели, как рекламные вывески висят на кабаках подолгу, до полного осыпания иголок. В послепетровское время указ подзабывается, но питейные заведения по-прежнему продолжают вешать ветки на входе, ставить елку на крыше, или привязывать ее у ворот. И по этим «штендерам» узнаются кабаки. В народе питейные забегаловки называют «елками» и «Иванами елкиными», также часто в ходу выражение «быть под елкой».

Бенджамин Патерсен - Ледяная горка в Санкт-Петербурге. 1788
Бенджамин Патерсен - Ледяная горка в Санкт-Петербурге. 1788
Мишель-Франсуа Дамам-Демартре - Катание с гор на Неве. 1786–1796
Мишель-Франсуа Дамам-Демартре - Катание с гор на Неве. 1786–1796
  • Моду уже на настольные нарядные елки вносят те же немцы, обильно заселившие Петербург. В 1818 году памятуя о собственном детстве в Германии, нарядную инсталляцию ставит у себя в покоях супруга императора Николая I, Александра Федоровна (принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), а через десяток лет, в 1828 году, устраивает во дворце первую детскую елку. На столах готовятся и раскладываются подарки, среди которых разнообразные игрушки, книги, наряды, украшения и многое другое. Мальчиков ожидают военные игрушки — солдатики, сабли и ружья.
-8

Очень важно, что именно в рождественский сочельник 1818 г. в Аничковом дворце по указанию Александры Федоровны была поставлена и зажжена елка. Рождественская елка, совершенно обычная для Германии, положила начало традиции, которая, выйдя из светских гостиных, распространилась на всю Россию. В камер-фурьерском журнале за 1837 г. имеется запись о подготовке Рождества в Аничковом дворце, куда вся семья Николая I переехала после пожара в Зимнем дворце: «24 декабря. Сочельник. Сего вчера приготовлены были в Большой столовой комнате убранные конфектами, золочеными орехами и яблоками елки, которые и поставлены были на 9 круглых столах, на коих также находились и разные вещи».

Игорь Зимин - «Аничков дворец. Резиденция наследников престола. Вторая половина XVIII - начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора», 2019

Алексей Чернышев - Рождественская елка в Аничковом дворце из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I». 1850
Алексей Чернышев - Рождественская елка в Аничковом дворце из серии «Сцены из семейной жизни императора Николая I». 1850
-10
-11
Уинслоу Хомер - Новогодняя елка. 1858
Уинслоу Хомер - Новогодняя елка. 1858

Россия находится впереди всей Европы на елочную моду. Немецкая традиция (с помощью нашего рекламного размаха) переходит в Англию в 1848 году вместе с немецким мужем королевы Виктории принцем Альбертом. В том году гравюра, на которой изображена королевская семья, собравшаяся вокруг рождественского дерева в Виндзорском замке, появляется в газете "The Illustrated London News" и сразу становится сенсацией.

Хвойный бренд в России усиливает волшебная атмосфера немецких сказок: «Щелкунчик и Мышиный король» (1816) и «Повелитель блох» (1822) Гофмана, да «Девочка со спичками» (1846) Андерсена, с упоминанием праздника, красивой наряженной ели и подарками под ней. А окончательно сердца в 1892 году взрывает хитовый балет «Щелкунчик» с чарующей музыкой Петра Чайковского и зрелищным шоу Мариуса Петипа, появившийся по заказу дирекции Императорских театров. И немецкий праздник задает России совершенно новый тон, чарующий, сказочный и волшебный, со зрелищными украшениями, нарядной елкой, угощениями и подарками.

Щелкунчик и Мышиный король, 1816
Щелкунчик и Мышиный король, 1816
Щелкунчик и Мышиный король, 1816
Щелкунчик и Мышиный король, 1816
Артисты Мариинского театра в премьерной постановке балета «Щелкунчик». Санкт-Петербург, 1892
Артисты Мариинского театра в премьерной постановке балета «Щелкунчик». Санкт-Петербург, 1892

Стеклянные игрушки-шары впервые появляются в германской Лауше в Тюрингии. Новые елочные украшения попадают в каталоги дилеров и представляются на торговых ярмарках. Упоминание в 1848 году о «6 дюжинах рождественских шаров трех размеров» значится в бизнес-книге Штутцербаха.

В России первые елочные украшения — самодельные игрушки и сладости — появляются в 1830–1840-е годы. На макушки деревьев ставятся декоративные навершия — ангелы, либо Вифлеемская звезда. Елочный декор призван демонстрировать изобилие, поэтому рождественские деревья украшают яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы придать свечение возглавляющей древо библейской звезде, добавляют горящие восковые свечи, блестящую мишуру и блестки. Теперь настольные инсталляции выглядят по-настоящему сказочно.

Немецкие стеклянные игрушки появляются в продаже через пару десятилетий: шары, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек. Они тяжелые, так как сделаны из толстого зеркального стекла, и сто́ят непомерно дорого.

Постепенно прижившееся рождественское дерево спускается со столов на пол, демонстрируя свой большой рост. В 1852 году в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Санкт-Петербурге ставится первая публичная елка + появляются елочные базары. Постепенно елки втекают в дома российской аристократии и дворянства. Их покупку и украшения скрывают от детей, закрывая на время доступ в общую комнату. Необычно упаковывают и сами подарки — куклы, карандаши, солдатики, книги и игрушки надежно заворачивают в слои плотной цветной бумаги для большего эффекта неожиданности. На елках горят восковые свечи, а электрическая гирлянда появится только к 1872 году и впервые загорится на празднике елки в зале Дворянского собрания в Петербурге.

Генрих Манизер - Елочный торг, 1870-е
Генрих Манизер - Елочный торг, 1870-е
Елка в клубе художников. (С наброска Н. А. Богданова, рисовал на дереве К. А. Брож, грав. Л. А. Сериков). 1870
Елка в клубе художников. (С наброска Н. А. Богданова, рисовал на дереве К. А. Брож, грав. Л. А. Сериков). 1870

Появление русской стеклянной игрушки

Стеклянные елочные бусы
Стеклянные елочные бусы

Именно в России придумывают наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. В 1848 году князь Александр Меншиков строит в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. Там находят месторождения кварцевого песка, поэтому ремесло получает свое распространение. Местные крестьяне довольно быстро обучаются стеклодувному фабричному ремеслу и открывают уже свои семейные артели. Маленькие шарики выдувают мужчины-стеклодувы, женщины красят бусины, а дети нанизывают их на нитку или конский волос. Яркие, блестящие, а главное, недорогие стеклянные украшения приглядываются крестьянским девушкам. Затем кто-то украшает бусами елку и вскоре наборы в пять рядов продаются как елочное украшение (вплоть до 1980 года).

Мастерская по производству елочных украшений, 1913
Мастерская по производству елочных украшений, 1913

На фото мы видим общественную елку, украшенную стеклянными бусами наряду с бумажными флажками и самодельными картонными игрушками.

Воспитанники приюта принца П. Ольденбургского на новогодней елке, 1913
Воспитанники приюта принца П. Ольденбургского на новогодней елке, 1913

Объединение двух образов — Мороза с елкой происходит во второй половине 19 века, когда в городской среде отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не приживаются. Однако представления о святом Николае оказывают прямое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1880-х годах начинает закрепляться визуальный образ волшебника, благодаря европейским почтовым карточкам, и уже к началу 20 века, повсюду используется знакомый нам образ доброго бородатого деда, который дарит детям подарки.

Европейская иллюстрация, адаптированная под российскую почтовую карточку
Европейская иллюстрация, адаптированная под российскую почтовую карточку
Европейская иллюстрация, адаптированная под российскую почтовую карточку
Европейская иллюстрация, адаптированная под российскую почтовую карточку

Лишь в конце 19 века, в силу повторяемой привычки, в сознании народа ель прочно начинает ассоциироваться с зимним праздником, Новым годом.

Афиша благотворительного базара с новогодней елкой в пользу Николаевской детской больницы. 1881
Афиша благотворительного базара с новогодней елкой в пользу Николаевской детской больницы. 1881
Красноярская учительская семинария, 1894
Красноярская учительская семинария, 1894
Воз с елками у Никольского рынка, 1913
Воз с елками у Никольского рынка, 1913
Воспитанники Русско-британского приюта для детей-беженцев, Петроград. 1916
Воспитанники Русско-британского приюта для детей-беженцев, Петроград. 1916

В домах рядовых семей елка появится только лишь через полвека. Вкусно пахнущее хвойное дерево займет свое место в каждой квартире, будет обильно наряжено блестящими игрушками, бусами, мишурой, дождиком и вскоре отплатит гостеприимному пристанищу обильно осыпающимися иголками.
Глава вторая История елки в СССР (1900-1950)

/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Выражаю благодарность коллегам-исследователям за документальный тематический материал:

Полное собрание законов Российской Империи 1649-1825гг Том 3 disk.yandex.ru/d/DW-NalAOiSk3rg

Председатель СНТ - Новогодобесие youtu.be/Bi9LlhIM_Ko

Председатель СНТ - Подмена праздников. Кто нам придумал Рождество? youtu.be/2YiFB7JGjgs