Предисловие
До 17 века были не года, а лета́. А еще до 15 века новолетие отмечали в день весеннего равноденствия, когда природа только просыпалась и начинались посевы. То есть праздновали новый цикл с рождением солнца, рождением нового лета, новой жизни. Мы и сейчас говорим «сколько тебе лет?» (о человеке) и «прошло столько-то лет» (о событии), а не годов.
Ель на Руси считалась деревом смерти. На похоронах ее ветвями устилают дорогу на кладбище от дома. Еловыми лапами укрывают свежие могилы. Идя с кладбища, родственники заметают дорогу домой хвойным веником, чтобы душа покойника шла к свету, а не искала дороги домой. Возле домов также не сажают елок.
Мороз или Карачун, повелитель морозов, холода и мрака, был зимним божеством славян. Его вторыми именами были Студенец, Трескун и Морозко. Жестокий Мороз морозил до смерти и уносил детей в мешке. Он не дарил им подарки, наоборот, это его задабривали во избежание смертей и лепили снежных идолов (снеговиков). Сохранились выражения: «пришел карачун» или «скорачило», значит плохо дело.
С 7000-го лета от сотворения мира вместо константинопольского календаря Иваном III вводится византийский календарь: новое лето переносится с 1 марта на 1 сентября. Наступает новое «учебное» лето.
Глава первая
В декабре 7208-го лета Петр Первый своим указом вводит новое летоисчисление «от Рождества Христова» и празднование нового года 1 января по юлианскому «христианскому» новомодному европейскому календарю и выкинув 5508 лет, переносит наступление лета с января. Лето в январе становится неуместно, поэтому его называют «год» (от старорусского «годи́ть» — время, срок). Первый 1699 год выходит вместе с новым правилом в обязательном порядке украшать экстерьер жилищ сосной и елкой на немецкий манер.
«...В знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем городе Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостином дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным хотя бы по деревцу или ветви на ворота, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего января к 1 числу сего года, а стоять тому украшению января по 7 день того же 1700 года.»
Указ Петра I № 1735 и 1736 «О праздновании Нового года»
И первый ледяной Новый год в России встречают уже 1 января 1700 года. В знак всенародного праздника Москву украшают хвоей, зажигают огни и палят из пушек.
Для русского народа немецкая реформа идет против сакральных понятий устройства мира и быта и является полной дичью, но рождественское новогодье, отмечаемое в Европе 25 декабря, выпадает в аккурат на Сочельник и колядки, поэтому люди рядятся, гадают, гуляют и празднуют как обычно, как праздновали всегда до этого. Административные здания и кабаки (активно распространяемые сами знаете кем) украшают входные группы еловыми и пихтовыми ветвями. Так, символом Нового года становятся не золотые колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки.
Почему елка называется рождественским деревом?
История начинается с того того, что вместе с укреплением христианства и германского правительства, в Россию внедряется немецкая культура и традиции. Праздничная хвоя — не исключение. Каких-либо отсылок на дерево, как символ празднования Рождества Христова в Новом Завете нет, но в Германии есть древняя легенда о Святом Бонифации: чтобы доказать превосходство христианства, он хочет продемонстрировать бессилие языческих богов и срубает священное Древо Донара (Тора). (Саксы поклонялись германскому богу Донару, проводя обряды у старого дуба, как и славяне). На вопрос потрясенных германцев, как им отмечать Рождество, Бонифаций указывает им на маленькую пихту, уцелевшую под рухнувшими ветвями дуба. Ее вечнозеленые ветви символизируют бессмертие, а верхушка указывает на небеса, как место обитания Бога.
Формирование рождественского ритуала происходит в немецкой традиции уже в конце Средневековья. Хвоя восходит к «райскому дереву» предрождественской мистерии — театрализованной постановки, посвященной истории грехопадения, поскольку 24 декабря западными христианами отмечалается память прародителей Адама и Евы. В качестве декорации, учитывая зиму, используют вечнозеленое дерево, которое украшают яблоками (символ запретного плода) и вафлями или печеньем (символ причастия и искупления) (а на самом деле — языческий обряд дароприношения). Реквизит этой мистерии, аналогично рождественскому вертепу, внедряется в обрядовый обиход.
Во время зимнего солнцестояния немцы вносят в дом пихтовые зеленые веточки, которые считают признаком жизни. Хвоя изгоняет злых зимних духов, обеспечивая тем самым защиту и плодородие. В 1570 году в домах гильдий бременских мастеров устанавливают деревья, украшенные яблоками, орехами и финиками. Детям позволяется снять и съесть вкусное украшение.
«Елки-палки» или «елки зеленые!» (просторен, вульг.) — восклицание в значении: черт возьми! «Еловая голова» (просторен, бран.) — дурак. Фразеологический словарь русского языка А. Молоткова, 1968
Возвращаемся в Россию. Ветви ели, как рекламные вывески висят на кабаках подолгу, до полного осыпания иголок. В послепетровское время указ подзабывается, но питейные заведения по-прежнему продолжают вешать ветки на входе, ставить елку на крыше, или привязывать ее у ворот. И по этим «штендерам» узнаются кабаки. В народе питейные забегаловки называют «елками» и «Иванами елкиными», также часто в ходу выражение «быть под елкой».
- Моду уже на настольные нарядные елки вносят те же немцы, обильно заселившие Петербург. В 1818 году памятуя о собственном детстве в Германии, нарядную инсталляцию ставит у себя в покоях супруга императора Николая I, Александра Федоровна (принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), а через десяток лет, в 1828 году, устраивает во дворце первую детскую елку. На столах готовятся и раскладываются подарки, среди которых разнообразные игрушки, книги, наряды, украшения и многое другое. Мальчиков ожидают военные игрушки — солдатики, сабли и ружья.
Очень важно, что именно в рождественский сочельник 1818 г. в Аничковом дворце по указанию Александры Федоровны была поставлена и зажжена елка. Рождественская елка, совершенно обычная для Германии, положила начало традиции, которая, выйдя из светских гостиных, распространилась на всю Россию. В камер-фурьерском журнале за 1837 г. имеется запись о подготовке Рождества в Аничковом дворце, куда вся семья Николая I переехала после пожара в Зимнем дворце: «24 декабря. Сочельник. Сего вчера приготовлены были в Большой столовой комнате убранные конфектами, золочеными орехами и яблоками елки, которые и поставлены были на 9 круглых столах, на коих также находились и разные вещи».
Игорь Зимин - «Аничков дворец. Резиденция наследников престола. Вторая половина XVIII - начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора», 2019
Россия находится впереди всей Европы на елочную моду. Немецкая традиция (с помощью нашего рекламного размаха) переходит в Англию в 1848 году вместе с немецким мужем королевы Виктории принцем Альбертом. В том году гравюра, на которой изображена королевская семья, собравшаяся вокруг рождественского дерева в Виндзорском замке, появляется в газете "The Illustrated London News" и сразу становится сенсацией.
Хвойный бренд в России усиливает волшебная атмосфера немецких сказок: «Щелкунчик и Мышиный король» (1816) и «Повелитель блох» (1822) Гофмана, да «Девочка со спичками» (1846) Андерсена, с упоминанием праздника, красивой наряженной ели и подарками под ней. А окончательно сердца в 1892 году взрывает хитовый балет «Щелкунчик» с чарующей музыкой Петра Чайковского и зрелищным шоу Мариуса Петипа, появившийся по заказу дирекции Императорских театров. И немецкий праздник задает России совершенно новый тон, чарующий, сказочный и волшебный, со зрелищными украшениями, нарядной елкой, угощениями и подарками.
Стеклянные игрушки-шары впервые появляются в германской Лауше в Тюрингии. Новые елочные украшения попадают в каталоги дилеров и представляются на торговых ярмарках. Упоминание в 1848 году о «6 дюжинах рождественских шаров трех размеров» значится в бизнес-книге Штутцербаха.
В России первые елочные украшения — самодельные игрушки и сладости — появляются в 1830–1840-е годы. На макушки деревьев ставятся декоративные навершия — ангелы, либо Вифлеемская звезда. Елочный декор призван демонстрировать изобилие, поэтому рождественские деревья украшают яблоками и изделиями из теста. А для того, чтобы придать свечение возглавляющей древо библейской звезде, добавляют горящие восковые свечи, блестящую мишуру и блестки. Теперь настольные инсталляции выглядят по-настоящему сказочно.
Немецкие стеклянные игрушки появляются в продаже через пару десятилетий: шары, сферические зеркальные предметы в виде прожекторов и сосулек. Они тяжелые, так как сделаны из толстого зеркального стекла, и сто́ят непомерно дорого.
Постепенно прижившееся рождественское дерево спускается со столов на пол, демонстрируя свой большой рост. В 1852 году в здании Екатерининского (ныне Московского) вокзала в Санкт-Петербурге ставится первая публичная елка + появляются елочные базары. Постепенно елки втекают в дома российской аристократии и дворянства. Их покупку и украшения скрывают от детей, закрывая на время доступ в общую комнату. Необычно упаковывают и сами подарки — куклы, карандаши, солдатики, книги и игрушки надежно заворачивают в слои плотной цветной бумаги для большего эффекта неожиданности. На елках горят восковые свечи, а электрическая гирлянда появится только к 1872 году и впервые загорится на празднике елки в зале Дворянского собрания в Петербурге.
Появление русской стеклянной игрушки
Именно в России придумывают наряжать ель женскими украшениями — стеклянными бусами. В 1848 году князь Александр Меншиков строит в селе Александрово Клинского уезда стекольную фабрику. Там находят месторождения кварцевого песка, поэтому ремесло получает свое распространение. Местные крестьяне довольно быстро обучаются стеклодувному фабричному ремеслу и открывают уже свои семейные артели. Маленькие шарики выдувают мужчины-стеклодувы, женщины красят бусины, а дети нанизывают их на нитку или конский волос. Яркие, блестящие, а главное, недорогие стеклянные украшения приглядываются крестьянским девушкам. Затем кто-то украшает бусами елку и вскоре наборы в пять рядов продаются как елочное украшение (вплоть до 1980 года).
На фото мы видим общественную елку, украшенную стеклянными бусами наряду с бумажными флажками и самодельными картонными игрушками.
Объединение двух образов — Мороза с елкой происходит во второй половине 19 века, когда в городской среде отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не приживаются. Однако представления о святом Николае оказывают прямое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1880-х годах начинает закрепляться визуальный образ волшебника, благодаря европейским почтовым карточкам, и уже к началу 20 века, повсюду используется знакомый нам образ доброго бородатого деда, который дарит детям подарки.
Лишь в конце 19 века, в силу повторяемой привычки, в сознании народа ель прочно начинает ассоциироваться с зимним праздником, Новым годом.
В домах рядовых семей елка появится только лишь через полвека. Вкусно пахнущее хвойное дерево займет свое место в каждой квартире, будет обильно наряжено блестящими игрушками, бусами, мишурой, дождиком и вскоре отплатит гостеприимному пристанищу обильно осыпающимися иголками.
Глава вторая История елки в СССР (1900-1950)
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Выражаю благодарность коллегам-исследователям за документальный тематический материал:
Полное собрание законов Российской Империи 1649-1825гг Том 3 disk.yandex.ru/d/DW-NalAOiSk3rg
Председатель СНТ - Новогодобесие youtu.be/Bi9LlhIM_Ko
Председатель СНТ - Подмена праздников. Кто нам придумал Рождество? youtu.be/2YiFB7JGjgs