Недавно приобрела книгу Василия Авченко. В 2023 году он будет автором «Тотального диктанта», а там плохого не посоветуют, можно с уверенностью ставить знак качества.
Серия ЖЗЛ, об Александре Фадееве. Еще при просмотре, по отдельным отрывкам и фотографиям было понятно - моя книга. Читала и наслаждалась, хотелось и прочесть скорее, и тут же перечитать отдельные места. Биографии могут быть разными: сухие перечисления дат, мест, событий или занимательные разухабистые анекдоты. Авченко удалось не погрешить против исторических фактов и сделать свое повествование увлекательным для читателя. Слово автору.
Эта книга – не академическое жизнеописание. Скорее лирическая диссертация на тему «Фадеев и окрестности». А окрестности тут благодатные: во-первых, интереснейшие; во-вторых, недостаточно описанные и осмысленные.
В укор автору ставят дальневосточный перекос биографии Фадеева, но ведь именно там сформировалась личность писателя. Действительно, целые главы посвящены событиям столетней давности, и даже без упоминания о Фадееве. Владивосток тех времен: вавилонское столпотворение, постоянная смена властей, перевороты и недовороты. Кого только не встретишь: китайцы, корейцы, индусы, остатки колчаковских войск, интервенты-грабители, будущая звезда Голливуда Юл Бриннер, поэты Николай Асеев, Павел Васильев, Давид Бурлюк.
Дальневосточность повествования для меня - преимущество. Читать о родном крае, городе, где жила – ностальгическое наслаждение от текста. И опять от автора.
.. бесконечно ценное ощущение прикосновение к прошлому, которое куда ближе к нам, чем кажется: оно тут, рядом, какие там «шесть рукопожатий».
Старые здания Владивостока, улица Суханова, проспект Блюхера – по нему я ходила в школу. В книге фотография – мемориальный паровоз, огненная могила Сергея Лазо, Алексея Луцкого, Всеволода Сибирцева. Знакомый паровоз, сама фотографировалась рядом.
Читаю книгу дальше. В апреле 1920 года, во время выступления японских интервентов Фадеев ранен. Его поднял боец Феодосий Свергун и на руках отнес на пункт первой помощи. Вот он, момент истины! Дочь бойца, Лидия Федосьевна Свергун, преподавала английский в моем классе. Когда в школе изучали «Разгром», всплывала эта информация, спустя почти 50 лет вспомнилась. Нет, это не литература, не художественный вымысел, это течение времени и обстоятельств выписывает невероятные петли.
Обыкновенная биография в необыкновенное время – такое заезженное определение можно дать жизни Фадеева. Возможно, тут личные пристрастия сыграли роль, но книга мне понравилась. И сразу захотелось перечитать массу других: «Разгром» и «Молодую гвардию», «Пароль не нужен» Юлиана Семенова, «Сердце Бонивура» Дмитрия Нагишкина, и, конечно, новые от Василия Авченко.