Основная тема, звучащая в творчестве Романа Полански – насилие. Зло, взращенное самим же человеком.
Атмосфера Полански – это выдох подозрительностью, тревожностью, беспокойством, изоляцией и паранойей.
Это неудивительно, его детство прошло под символом насилия в максимально возможном его проявлении, это пришлось наблюдать, к этому пришлось адаптироваться.
В оккупированной немцами Польше Роману пришлось существовать с родителями в невыносимой бедности еврейского гетто, пережить смерть матери и арест отца, а после этого скитаться в одиночку в поисках приюта на захваченной территории.
Вся его семья оказалась в ловушке Краковского гетто, и своё детство он провёл в приемных семьях, под разными именами. Он испытал на себе все ужасы войны.
Именно поэтому фильм «Пианист», безусловно, имеет для своего автора в некотором роде терапевтический характер, учитывая то, насколько схожи трагические отпечатки в судьбах музыканта Владислава Шпильмана и самого Поланского, испытывавшего на себе муки оккупации и перенесшего многие подробности тогдашних событий на экран. В этом фильме он оставил много своего и предоставил такую возможность зрителям.
Но это ещё не все. Следующим переломным моментом жизни Романа Полански стало зверское убийство его беременной жены и друзей, историю которого перенёс Квентин Тарантино в свой нашумевший фильм «Однажды в Голливуде».
Пережив убийство жены Шарон Тейт, Полански два года приходил в себя и поставил одну из своих самых пессимистичных и удушающих работ. Фильм «Макбет» одна из самых гнетущих экранизаций Шекспира в мировом кино.
Каждый его фильм – это отсылка к личным переживаниям.
В биографии Поланского столько вызывающе кривых поворотов, что их возникновение кажется сверхъестественно трагическим. Вынести столько , сколько вынес режиссёр, по силам не каждому. Он человек на пределе. Любой бы другой сдался при первом столкновении с такой жестокой реальностью, но не он. Все своё отчаяние он передал героям своих работ, и в этом была его личная терапия.
В «Ребёнке Розмари» страшно становится не потому, что выбора нет, а потому что путь только один.
Итак, с какими запросами приходить к Роману Полански, если бы вам нужна была помощь психотерапевта?
Если вы чувствуете себя беженцем, чужим и не понаслышке знаете, что такое травля и притеснение. Ощущаете себя не принятым обществом, не встроенным в жизнь той культуры и местности, в которой находитесь.
Никто лучше Полански не сможет понять вас, ведь он был беженцем всю
свою жизнь.
Полански настолько вжился в сценарий «беженца», что бессознательно организовал свою жизнь так, чтобы испытывать на себе преследования. Он поменял местами вершины треугольника , переходя из жертвы в насильника. И давление уже испытывал не со стороны нацистов, а со стороны общественности, ведь он не мог и не знал жизни без психологического напряжения.
И только его фильмы становились тем безопасным островком, в котором можно было выдохнуть. Сделать зло главным героем своих фильмов и спастись.
«Жилец» он снял о чем-то необычайно для себя важном — об ужасе быть другим. Юмор здесь выступает защитой, иначе три варианта: убить себя, убить другого или сойти с ума.
Полански утверждает: «Жизнь – вот настоящий фильм ужасов».
В его случае это и правда так. «Жилец» – это нахальный чужак, вечный беглец и свидетель Освенцима.
– Видите ли, мистер Гиттес, бо́льшая часть людей и не подозревает, что в правильное время, в правильном месте они способны на всё.
Из фильма «Китайский квартал»
Никто не хочет очутиться в этом месте, но почти каждый хотя бы однажды ступает на брусчатку пыльных улиц китайского квартала.