Найти в Дзене
RTVI САМОЕ ВАЖНОЕ

Клишас объяснил, когда употребление слова «война» может быть основанием для возбуждения дела

Само по себе использование слова «война» не может быть основанием для возбуждения уголовного дела по статье о дискредитации российской армии — чтобы это произошло, должны быть признаки преступления. Об этом заявил глава комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Андрей Клишас в интервью RTVI.

«Само по себе слово «война» не является основанием для возбуждения уголовного дела, а вот наличие признаков состава правонарушения или преступления — является», — отметил он.

По словам Клишаса, в России «не штрафуют за фразы», поскольку «слова и фразы — это часть того, что называется «состав административного правонарушения»».

«Состав административного правонарушения — это объективная и субъективная сторона что в уголовном, что в административном процессе, поэтому там совокупность действий, анализ ситуации, намерений лица, то, что имелось в виду, — все в целом, в совокупности позволяет оценить, эта фраза, слово, словосочетание составляют состав административного правонарушения или нет. За слова не судят — судят при наличии состава правонарушения или преступления», — объяснил он.

Он также отметил, что употребляет слово «война», когда идет речь о том, что против России «ведется война».

«Потому что там, по сути дела, нет никаких правил, да, и мы говорили, экономические и всякие иные методы используются, и поставки вооружений, и отправка наемников, и отправка кадровых офицеров для обучения этих наемников или украинских военнослужащих», — сказал сенатор.

Как рассказал Клишас, по 280-й статье уголовного кодекса о «дискредитации вооруженных сил» «есть всего один приговор в 2021 году». По административной статье о дискредитации российской армии (ст. 20.3.3 КоАП), в свою очередь, всего было возбуждено от 3 до 3,5 тыс. дел, пояснил Клишас.

При этом, как добавил Клишас, «достаточно быстро» выяснилось, что в административных делах «очень низкие стандарты доказывания». Например, по словам Клишаса, «часто судьи занимают позицию, которую им приносит следствие», «достаточно быстро выносятся решения», а также наблюдается «низкое качество экспертиз». Но после этого Минюст издал специальные рекомендации по доказыванию и лингвистическим экспертизам, отметил сенатор.

  • После начала военного конфликта России и Украины в уголовном кодексе появилась несколько статей о дискредитации российской армии, например, новая статья 207.3 — «О публичном распространении заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил России в целях защиты интересов страны и ее граждан». Максимальное наказание по этой статье предполагает лишение свободы сроком от 10 до 15 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Кроме того, в кодексе появилась 280.3 — «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Максимальное наказание по ней — до 5 лет лишения свободы.
  • Еще одна статья была внесена в административный кодекс, 20.3.3 — по ней наказывают за «публичные действия», которые направлены на дискредитацию российских войск. Этот закон допускает максимальное наказание в виде штрафа до 100 тыс. рублей для гражданских лиц, до 1 млн рублей — для юрлиц. В частности, 20 декабря по этому закону оштрафовали на 30 тыс. рублей жительницу Тюмени Алису Климентову, которая оставила надпись «Нет в***е» на асфальте на площади Единства и Согласия в Тюмени. В суде Климентова доказывала, что на самом деле имела ввиду «Нет вобле», так как испытывает неприязнь к этой рыбе