Советская и российская эстрадная певица, народная артистка России Алла Иошпе родилась в еврейской семье из Украины, но выросла в Москве.
Когда ей было 10 лет, она сильно поранила ногу. Начался сепсис, врачи настаивали на ампутации, ногу все же удалось спасти, но последствия остались, Алла Яковлевна всю жизнь имела проблемы со здоровьем.
«Я всегда любила читать. Из каждой командировки папа непременно привозил книги, и когда мы открывали коробку, у меня буквально трепетало сердце от запаха свежей типографской краски, от предвкушения момента, когда я останусь наедине с книгой. В детстве я часто болела, лежала, мне было скучно, и книги наполняли смыслом это время. Но я не выросла книжной девочкой в том смысле, что уходила от реальности. Как раз наоборот: у меня сформировался довольно сильный характер, который проявился во время моего поступления в институт. Наша квартира располагалась во дворе Еврейского театра Михоэлса. Я почти всё время болела, и, чтобы скрасить моё существование, мама помогала мне добираться на все их спектакли — я была самым постоянным и преданным зрителем этого театра. А позже сцена стала моей мечтой, и я даже сдала экзамены в ГИТИС. Но маму вызвали в ректорат и сказали: «Не мучайте девочку! С такими физическими проблемами на сцену она всё равно никогда не выйдет!». И мама уговорила меня поступать в МГУ. Мой выбор пал на философский факультет, кафедру психологии. Там можно было заниматься психологией творчества. Уж если не творить самой, то, по крайней мере, разобраться, как и отчего творят другие! Мои первые песни «Царевна-Несмеяна» и «Купите фиалки» трогали всех. Поначалу я стеснялась выходить, прихрамывая, к микрофону, но на первом же концерте получила записку, запомнившуюся мне на всю жизнь: «Милая! Вы — талантливый, счастливый человек! Вы не должны выходить на сцену стеснённо. Не надо показывать, что ваш недуг вас стесняет. Вы ведь столько дарите людям! Спасибо вам, и — смелее! Вы — настоящая певица! И будьте ею!».
Из воспоминаний Аллы Иошпе
Выступать на сцене Алла мечтала с детских лет, но поступила в МГУ и защитила кандидатскую диссертацию. Будучи студенткой она участвовала в самодеятельности и стала солисткой эстрадно-симфонического оркестра университета.
В 1960 г. ее жизнь круто переменилась. На конкурсе самодеятельности вузов Москвы судьба ее свела с узбекским исполнителем Стаханом Рахимовым, тогда они разделили первое место. Так появился совместный дуэт и совместная жизнь. На момент знакомства оба были в браке и растили маленьких детей. О своем первом муже Алла Иошпе говорила:
«Конечно, я его любила. Но у нас была разная жизнь: он – инженер, я – певица. А люди сцены – они же ненормальные, и терпеть эту ненормальность может только такой же ненормальный человек».
Со Стаханом их связала музыка. Разводы были сложными и скандальными, но жить без друг-друга они уже не могли. В 1963 г. на советском экране появился новый дуэт. А к началу 70-х они были популярны не меньше чем Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон и Эдита Пьеха. Правда имена их коллег известны и по сей день, а их имена вскором времени было приказано забыть.
Первоначально ни один "Голубой огонек" не проходил без участия Аллы Иошпе и Стахана Рахимова и их знаменитых песен "Алеша", "До свидания, мальчики", "Соловьи", "Ночка луговая" и "Осенние листья". Эти песни любила и пела вся огромная страна. Они объездили весь Союз и давали концерты зарубежом.
Их звезда погасла так же быстро, как и зажглась. Супругов объявили врагами родины. Всему причиной вновь обострившиеся проблемы со здоровьем Аллы. Месяц гастролей привел ее к тому, что последующие два месяца она провела в постели. Ее мучили боли в ноге, она нуждалась в срочной операции. Сделать ее могли в Израиле, США или Франции. Но власти отказались дать разрешение на выезд. Ей настоятельно рекомендовали обратиться к советским врачам и не дискридитировать советкую медицину.
Но супруги пошли на риск. В 1979 г. они подали документы на разрешение уехать в Израиль навсегда. Они не действовали из политических обид, это была вынужденная мера. Советские специалисты ничем помочь не смогли.
И снова запрет на выезд, только теперь их еще обвинили в измене родине и запретили вести концертную деятельность. Алла и Стахан были лишены всех наград, с радио и телевидения убрали все записи. Некоторые из них сохранились лишь благодаря сотрудникам Госфильмофонда, которые хранили запретные записи у себя дома.
Все было сделано так, словно таких артистов никогда не существовало. Дочь Аллы от первого брака исключили из университета как "не соответствующую высокому званию советской студентки". Стахана не раз вызывали для допроса в Лубянку, где ему советовали развестись с "предательницей" женой. На все эти советы он отвечал: «Даже если Иошпе поставить на один конец земного шара, а Рахимова – на другой и развернуть их спиной друг к другу, они все равно возьмут дыхание в одном месте... Мы не можем не петь вместе. Мы не можем не жить вместе. Это исключено».
Последующие годы прошли в безизвестности. Чтобы было на что жить, супруги сдали в комиссионку мебель и ценные вещи. Кто-то говорил, что они уехали в Израиль, живут как нищие и молят советские власти о возвращении. Алла и Стахан писали письма на радио и в СМИ, говоря об обратном. Что они живы и живут в Советском союзе. Но письма эти конечно же никто не опубликовал.
Многие их друзья и знакомые отвернулись от них. Зато появились новые, такие же как они, артисты попавшие в немилость властей и те, кому также отказали в выезде за границу. По субботам они собирались в квартире супругов. Среди гостей были музыканты Александр Брусиловский, Владимир Фельцман и актер Савелий Крамаров. Проводились домашие музыкальные вечера. Свой импровизированный театр они назвали "Музыка в отказе" и в каждый из таких вечеров под окнами дежурила милиция.
С началом перестройки им наконец-то разрешили вернуться на сцену, только без афиш. Поэтому концерты проходили в полупустых залах. После их вызвали на ковер в Министерство культуры и сообщили, что людям они больше не интересны. И только после заступничества Иосифа Кобзона, с них сняли обвинения в измене. Они вновь гастролировали и не только в России, но и в Израиле, США, Австралии, Германии и т.д. За границей их называли "Народные артисты русской эмиграции".
В 2002 г. супругам присвоили звание народных артистов России, но былой популярности они не добились. Они не выступали 10 лет, дуэт помнили лишь самые преданные слушатели. Но профессиональные беды сделали их брак лишь крепче. Они прожили вместе 60 лет.
Аллы Иошпе не стало 30 января 2021 г., на следующий день после их последнего интервью. Сказались проблемы с сердцем. Стахан Рахимов пережил ее на полтора месяца, и скончался 12 марта 2021 г. так же в возрасте 83-х лет.