Найти тему

Жёны княжеские. «Ясьша, дочерь Чешского князя»

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

изображение из открытых источников интернет
изображение из открытых источников интернет

Удивительное дело - об этой женщине мы знаем очень много. Мало того, это вторая русская княгиня, которую канонизировали. И всё же мы не знаем о ней очень многого. Ну например - когда и где она родилась? кто был её отцом? где она встретилась со своим будущим мужем? Попробую порассуждать.

Много споров о происхождении Марии Шварновны. Ну да, действительно, отчество не типично. Кто-то ссылается на несуществующие источники, кто-то кивает в сторону Н. Карамзина . Версий прочитала много, странно, но ощущение такое, что люди просто переписывали текст один у другого, как двоечники перед контрольной. А голову включить? А другое почитать? Всё-таки княгиня Мария Владимирская вторая русская святая!

Начну издалека: Мать Всеволода-Дмитрия Юрьевича князя Владимирского Елена была греческого происхождения. Но это для нас сегодня Греция в чётких границах. Для наших предков Греция и Византийская империя - примерно одно и то же. ( Извините, что грубо сравниваю. Зато моя мысль будет более понятна). В состав Византийской империи входили и земли ряда кавказских княжеств, а уж родственниками императоры и местные правители были достаточно часто. Род византийских Комнинов давно и прочно породнился с аланскими правителями. Поэтому молодого княжича Всеволода , когда он оказался в Константинополе обучали не только грамоте и воинскому искусству, но и дипломатии, и генеалогии. Без знаний, достойных правителя, добиться Владимирского престола будет нельзя. И Всеволод учился. И у хитрых греков, и у гордых представителей аланской знати, и у православных священников. Учился терпению, выдержке, государственной хитрости, воинскому искусству. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила, что ему надо вернуться на Русь. Брат Андрей Боголюбский, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился.

И Всеволод поехал домой, на Русь. Но только не привычным для русских купцов остатком пути "Из варяг в греки", а через южное Причерноморье и Кавказ.

фото из открытых источников интернет
фото из открытых источников интернет

В местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с аланской княжной. Этим племянником был Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя. (Вот так неожиданно история совершила кувырок, который никак не хотят замечать наши историки)

картинка взята в иллюстративных целях в открытых источниках интернет
картинка взята в иллюстративных целях в открытых источниках интернет

Вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана.

Из летописных свидетельств известно, что три сестры Марии тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, была второй женой Андрея Боголюбского, к сожалению, история не сохранила её имени, но именно она , а не княгиня Улита Степановна, была замешана в заговоре против мужа. Средняя сестра - Марфа была женой Мстислава Черниговского, а младшая - Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде. Интересно, что отец девушки уедет с молодыми на Русь: в Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Именно он и был отцом аланских княжон. И именно в Киев посадят на княжение старшие братья вернувшегося из Византии Всеволода Юрьевича.

картинка взята в открытых источниках интернет
картинка взята в открытых источниках интернет

Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, христианки, образцы целомудрия и мужепочитания. Князь Всеволод тоже был хорош собой. Очевидно, что Всеволода и Марию связывали не только династические и политические причины, но и крепкая любовь. Поэтому он не взял с собой в Киев молодую жену, а отправил её к сестре в Чернигов. Ему предстояла борьба за Владимирский престол.

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

Княгиня Мария Шварновна прибывает во Владимир в 1176 году - именно в этом году её впервые упоминают русские летописи, а в 1178 году у супругов рождается первый ребёнок - дочь Сбыслава, в крещении Пелагея. ( Хочется сказать, что имя дочери князь Всеволод дал "говорящее". Его слава сбылась! Владимирский престол теперь его.)

Она родила и воспитала 12 детей. Восьмерых сыновей воспитала в традициях своей родины, где превыше многого ценились рыцарство и узы братства. Отличаясь большим умом и благородством характера, Мария, как отмечается в русских летописях, оказывала очень большое и благотворное влияние на своего мужа. Благодаря ей «многие междоусобицы и раздоры были погашены, бывшие недруги обращены в союзников». Это тоже лежит в русле традиций ее родины. Пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала домашний быт, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. Была тем самым надёжным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, даже если он имеет неограниченную власть.

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и «утешение сирых и болящих». И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич. Вдохновляя своего мужа и помогая ему во всех начинаниях, Мария способствовала тому, что Всеволод Большое Гнездо вошел в историю как собиратель русских земель. Именно при ней город Владимир стал политическим и культурным центром жизни всей Северо-Восточной Руси. Мария, по свидетельству летописцев, отличалась также редкой добротой и благочестием. Она «вникала в нужды и заботы простолюдинов, заботилась о челяди», строила храмы и монастыри , неустанно творя добро.

Последнего 12 своего ребёнка княгиня Мария родила в 43 года. За 19 лет брака - 12 детей. Говорят, что женщина рожает детей, если любит своего мужа. Наверное это так...

В 1200 году, после рождения сына Ивана княгиня тяжело заболела и дала себе обет построить монастырь.

Успенский Княгинин монастырь. Фото из открытых источников интернет
Успенский Княгинин монастырь. Фото из открытых источников интернет

Всеволод то ли восстанавливает, то ли закладывает по настоянию жены Успенский монастырь. Великая княгиня Мария тяжело болела после родов и хотела последние годы своей жизни посвятить Богу. Она приняла постриг за 18 дней до смерти. В монастырь её провожали и муж, и взрослые дети, и монахи из всех монастырей. Всем городом провожали... Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну. Вскоре она скончалась «и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею…».

Летописце пишет, что перед смертью она передала своё духовное завещание своим сыновьям:

«…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение».
Мария Шварновна на смертном одре. Изображение взято в открытых источниках интернет
Мария Шварновна на смертном одре. Изображение взято в открытых источниках интернет

В схиме княгиня получила имя Марфа. Именно оно и написано на плите её усыпальницы. Мария Шварновна была похоронена в Успенском соборе «своего» Княгинина монастыря. И хотя собор с тех пор полностью перестроен, ее погребение чудом сохранилось. Позже рядом с ней упокоились две жены Александра Невского, внука Марии Шварновны, а также другие княгини и знатные дамы. В дальнейшем, до перенесения великокняжеского престола в Москву, монастырь служил родовой усыпальницей княгинь и княжон владимирского великокняжеского дома.

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

Всеволод Большое Гнездо был безутешен после смерти верной спутницы жизни. Но политика есть политика, и в 1209 году он женился на дочери князя Полоцкого, ее называют то Любавой, то Анной. И она тоже похоронена в Княгинином монастыре. О детях Всеволода от второго брака ничего не известно. Князь Всеволод пережил Марию Шварновну на 6 лет и скончался в 1212 году.

115 русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей «Большим Гнездом». И все это «Большое гнездо» родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Нам осталось от неё очень много. Просто мы это видим и не видим - так это привычно.

Любуемся ли Дмитриевским собором – стены его изукрашены рельефами в так называемом «зверином стиле», который принесли на владимирскую землю аланские мастера, прибывшие вместе с Марией Шварновной. Глядим ли на барса на эмблеме владимиро-суздальских князей и на щите их потомка Александра Невского – этот барс с аланской царской символики добрался в Залесье с обозом Марии Шварновны, подобно тому, как двуглавый орел прилетел на Русь из Византии вместе с Софьей Палеолог, невестой царя Ивана III. Стоим ли с почтением у памятника освободителям Москвы Минину и Пожарскому – вспоминаем, что Пожарский ведет свой род от князей Стародубских, родоначальник которых Иван Всеволодович, сын Марии Шварновны. Читаем ли о закладке Русской церковью к 1100-летию Крещения Алании храма во имя святого благоверного князя Александра Невского во Владикавказе – понимающе киваем головой: кому как не внуку Марии Ясыни должен быть посвящен новый и крупнейший на Кавказе собор? Герой Ледового побоища Александр Невский, герой Куликовской битвы Дмитрий Донской, объединитель русского государства Иван III – во всех них течет кровь ясской княжны Марии Шварновны.
У гробницы св. Марии Владимирской в Благовещенском приделе Успенского собора монастыря. 2007 г. фото из открытых источников интернет
У гробницы св. Марии Владимирской в Благовещенском приделе Успенского собора монастыря. 2007 г. фото из открытых источников интернет

С иконы смотрит на нас княгиня Мария Аланская. Молодое красивое лицо, мудрые не по возрасту глаза... О чём ещё она предупреждала своих детей? Что можем мы сделать, чтобы её идеал большой семьи не исчез в истории?

изображение взято в открытых источниках интернет
изображение взято в открытых источниках интернет

А как же - "дочь чешского князя"? Да никак. Вставка эта аж 16 или 17 века... Так что, видимо, каждому сейчас принимать для себя решение: верить ли "отлизанной" нашей истории или читать множество источников и делать выводы для себя самостоятельно

Источники:

Богдан Самоенко, Николай Преображенцев: Мария Шварновна и Хватит Кормить Кавказ
Мария Шварновна — Википедия

http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vladimir/g/37-1-0-3807