Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
Удивительное дело - об этой женщине мы знаем очень много. Мало того, это вторая русская княгиня, которую канонизировали. И всё же мы не знаем о ней очень многого. Ну например - когда и где она родилась? кто был её отцом? где она встретилась со своим будущим мужем? Попробую порассуждать.
Много споров о происхождении Марии Шварновны. Ну да, действительно, отчество не типично. Кто-то ссылается на несуществующие источники, кто-то кивает в сторону Н. Карамзина . Версий прочитала много, странно, но ощущение такое, что люди просто переписывали текст один у другого, как двоечники перед контрольной. А голову включить? А другое почитать? Всё-таки княгиня Мария Владимирская вторая русская святая!
Начну издалека: Мать Всеволода-Дмитрия Юрьевича князя Владимирского Елена была греческого происхождения. Но это для нас сегодня Греция в чётких границах. Для наших предков Греция и Византийская империя - примерно одно и то же. ( Извините, что грубо сравниваю. Зато моя мысль будет более понятна). В состав Византийской империи входили и земли ряда кавказских княжеств, а уж родственниками императоры и местные правители были достаточно часто. Род византийских Комнинов давно и прочно породнился с аланскими правителями. Поэтому молодого княжича Всеволода , когда он оказался в Константинополе обучали не только грамоте и воинскому искусству, но и дипломатии, и генеалогии. Без знаний, достойных правителя, добиться Владимирского престола будет нельзя. И Всеволод учился. И у хитрых греков, и у гордых представителей аланской знати, и у православных священников. Учился терпению, выдержке, государственной хитрости, воинскому искусству. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила, что ему надо вернуться на Русь. Брат Андрей Боголюбский, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился.
И Всеволод поехал домой, на Русь. Но только не привычным для русских купцов остатком пути "Из варяг в греки", а через южное Причерноморье и Кавказ.
В местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с аланской княжной. Этим племянником был Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя. (Вот так неожиданно история совершила кувырок, который никак не хотят замечать наши историки)
Вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана.
Из летописных свидетельств известно, что три сестры Марии тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, была второй женой Андрея Боголюбского, к сожалению, история не сохранила её имени, но именно она , а не княгиня Улита Степановна, была замешана в заговоре против мужа. Средняя сестра - Марфа была женой Мстислава Черниговского, а младшая - Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде. Интересно, что отец девушки уедет с молодыми на Русь: в Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Именно он и был отцом аланских княжон. И именно в Киев посадят на княжение старшие братья вернувшегося из Византии Всеволода Юрьевича.
Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, христианки, образцы целомудрия и мужепочитания. Князь Всеволод тоже был хорош собой. Очевидно, что Всеволода и Марию связывали не только династические и политические причины, но и крепкая любовь. Поэтому он не взял с собой в Киев молодую жену, а отправил её к сестре в Чернигов. Ему предстояла борьба за Владимирский престол.
Княгиня Мария Шварновна прибывает во Владимир в 1176 году - именно в этом году её впервые упоминают русские летописи, а в 1178 году у супругов рождается первый ребёнок - дочь Сбыслава, в крещении Пелагея. ( Хочется сказать, что имя дочери князь Всеволод дал "говорящее". Его слава сбылась! Владимирский престол теперь его.)
Она родила и воспитала 12 детей. Восьмерых сыновей воспитала в традициях своей родины, где превыше многого ценились рыцарство и узы братства. Отличаясь большим умом и благородством характера, Мария, как отмечается в русских летописях, оказывала очень большое и благотворное влияние на своего мужа. Благодаря ей «многие междоусобицы и раздоры были погашены, бывшие недруги обращены в союзников». Это тоже лежит в русле традиций ее родины. Пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала домашний быт, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. Была тем самым надёжным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, даже если он имеет неограниченную власть.
Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и «утешение сирых и болящих». И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич. Вдохновляя своего мужа и помогая ему во всех начинаниях, Мария способствовала тому, что Всеволод Большое Гнездо вошел в историю как собиратель русских земель. Именно при ней город Владимир стал политическим и культурным центром жизни всей Северо-Восточной Руси. Мария, по свидетельству летописцев, отличалась также редкой добротой и благочестием. Она «вникала в нужды и заботы простолюдинов, заботилась о челяди», строила храмы и монастыри , неустанно творя добро.
Последнего 12 своего ребёнка княгиня Мария родила в 43 года. За 19 лет брака - 12 детей. Говорят, что женщина рожает детей, если любит своего мужа. Наверное это так...
В 1200 году, после рождения сына Ивана княгиня тяжело заболела и дала себе обет построить монастырь.
Всеволод то ли восстанавливает, то ли закладывает по настоянию жены Успенский монастырь. Великая княгиня Мария тяжело болела после родов и хотела последние годы своей жизни посвятить Богу. Она приняла постриг за 18 дней до смерти. В монастырь её провожали и муж, и взрослые дети, и монахи из всех монастырей. Всем городом провожали... Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну. Вскоре она скончалась «и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею…».
Летописце пишет, что перед смертью она передала своё духовное завещание своим сыновьям:
«…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение».
В схиме княгиня получила имя Марфа. Именно оно и написано на плите её усыпальницы. Мария Шварновна была похоронена в Успенском соборе «своего» Княгинина монастыря. И хотя собор с тех пор полностью перестроен, ее погребение чудом сохранилось. Позже рядом с ней упокоились две жены Александра Невского, внука Марии Шварновны, а также другие княгини и знатные дамы. В дальнейшем, до перенесения великокняжеского престола в Москву, монастырь служил родовой усыпальницей княгинь и княжон владимирского великокняжеского дома.
Всеволод Большое Гнездо был безутешен после смерти верной спутницы жизни. Но политика есть политика, и в 1209 году он женился на дочери князя Полоцкого, ее называют то Любавой, то Анной. И она тоже похоронена в Княгинином монастыре. О детях Всеволода от второго брака ничего не известно. Князь Всеволод пережил Марию Шварновну на 6 лет и скончался в 1212 году.
115 русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей «Большим Гнездом». И все это «Большое гнездо» родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Нам осталось от неё очень много. Просто мы это видим и не видим - так это привычно.
Любуемся ли Дмитриевским собором – стены его изукрашены рельефами в так называемом «зверином стиле», который принесли на владимирскую землю аланские мастера, прибывшие вместе с Марией Шварновной. Глядим ли на барса на эмблеме владимиро-суздальских князей и на щите их потомка Александра Невского – этот барс с аланской царской символики добрался в Залесье с обозом Марии Шварновны, подобно тому, как двуглавый орел прилетел на Русь из Византии вместе с Софьей Палеолог, невестой царя Ивана III. Стоим ли с почтением у памятника освободителям Москвы Минину и Пожарскому – вспоминаем, что Пожарский ведет свой род от князей Стародубских, родоначальник которых Иван Всеволодович, сын Марии Шварновны. Читаем ли о закладке Русской церковью к 1100-летию Крещения Алании храма во имя святого благоверного князя Александра Невского во Владикавказе – понимающе киваем головой: кому как не внуку Марии Ясыни должен быть посвящен новый и крупнейший на Кавказе собор? Герой Ледового побоища Александр Невский, герой Куликовской битвы Дмитрий Донской, объединитель русского государства Иван III – во всех них течет кровь ясской княжны Марии Шварновны.
С иконы смотрит на нас княгиня Мария Аланская. Молодое красивое лицо, мудрые не по возрасту глаза... О чём ещё она предупреждала своих детей? Что можем мы сделать, чтобы её идеал большой семьи не исчез в истории?
А как же - "дочь чешского князя"? Да никак. Вставка эта аж 16 или 17 века... Так что, видимо, каждому сейчас принимать для себя решение: верить ли "отлизанной" нашей истории или читать множество источников и делать выводы для себя самостоятельно
Источники: