АЛЛЕГОРИИ РЕЛИГИИ
Почти все фрагменты священных писаний противоречат современным нравственности, практике, науке. Теологи нашли выход из положения: якобы тексты Библии нужно трактовать аллегорически, иносказательно. Причем давно: аллегорическое толкование Библии — основной метод Александрийской богословской школы. Одним из первых свирепствовал в аллегориях Филон Александрийский. Например, «око за око» (Исх. 21:24) - не буквально выдирание глаза, если кому вырвали глаз, а денежная компенсация, в юриспрденции – равное, симметричное возмездие.
Дошло до того что одни теология стеной ополчились на других, ибо по-разному толковали. Аба Мари «Ярхи» Астрюк убеждал, что нужно ограничить применение аллегорий: «Ибо они говорят, что Авраам и Сарра олицетворяют материю и форму и что двенадцать колен Израилевых суть двенадцать созвездий. Слыхал ли хоть один народ такую порочную вещь с тех пор как мир был раздеьян на страны? Эти богохульники даже утверждают, что священные Урим и Туммим суть инструмент, известный как астролябия, который люди изготовляют для себя».
Разорванные цепи – это аллегория свободы, якорь – аллегория надежды и т.д. Подставлять другую щеку, когда по одной ударили, особенно солдаты вермахта – тоже аллегория.
Но в таком случае нужно трактовать аллегорически и скрижали, не прелюбодействовать можно лишь иносказательно, и Христа, и воскрешение из мертвых, и саму веру в бога нужно понимать как художественный вымысел.
Допустим, 6 дней творения мира – аллегория, якобы писание подразумевает длительные периоды, но аллегорией чего может быть отдых господа на день седьмой? Как бог может уставать?
Маймонид считал, что и сотворение мира тоже следует понимать как аллегорию.
Августин же сам акт творения аллегорией не считал, но полагал, что аллегория – это разбиение процесса на 6 дней, будто бы бог создал всё одновременно.
И празднование в день убийства египетских младенцев – тоже аллегория, и в субботу можно работать – аллегорически.
Допустим, человечество согрешило, но причем тут животные? Бог – садист? Во-вторых, если каждой твари по паре – это означает, что весь животный мир вымрет. Если же в ковчег нужно было уместить хотя бы годное для воспроизводства стадо – каких размеров должен быть ковчег, учитывая количество видов на планете?
Указание на аллегоричность священного писания немедленно наталкивается на противоречие, поскольку, например, якорь может быть аллегорией женитьбы, разорванные цепи – символом супружеского развода, двухнитиевого разрыва ДНК или злой собаки, в зависимости от толкователя.
И как вообще можно что-либо утверждать, говоря одно, а подразумевая совсем другое?
С другой стороны, если в писании сказано, что Земля возникла раньше Солнца, а все живые существа возникли изначально в современном виде, это невозможно толковать аллегорически. Наука доказала, что Солнце возникло раньше Земли, а виды живых существ эволюционировали, следовательно, священное писание есть антинаучная чепуха, обман верующих.
Папа Иоанн Павел II решил проблему радикально, в письме от 3.10.1981 в Папскую академию наук он разъясняет, как нужно реагировать на научное опровержение библейского вранья о сотворении мира, как нужно, чтобы не попасть впросак, интерпретировать Книгу Бытия: «Космогония и космология всегда вызывали большой интерес у народов и религий. Сама Библия говорит нам о происхождении Вселенной и ее составе не для того, чтобы снабдить нас научным трактатом, а для того, чтобы изложить правильные отношения человека с Богом и Вселенной. Священное Писание желает просто заявить, что мир был сотворен Богом, и для того, чтобы научить этой истине, оно выражает себя в терминах космологии, используемой во времена автора. Священная Книга также желает сказать людям, что мир не был создан как место обитания богов, как учили другие космогонии и космологии, но был скорее создан для служения человеку и славы Бога. Любое другое учение о происхождении и устройстве Вселенной чуждо намерениям Библии, которая хочет учить не тому, как были созданы небеса, а тому, как человек попадает на небеса».
То есть, уже никакой аллегоричности, просто нужно забыть всё, что нагородила Библия конкретного в создании мира, вычеркнуть это из Книги Бытия, оставить только слова, что всё создано богом.
В то же время израильские ученые без тени сомнения ищут по миру и Ноев ковчег, следы потопа, останки Лилит, изучают плащаницу и т.п. – о которых они и помышлять не смеют в духе аллегории. Одно и двух: либо историческое повествование, либо аллегория.
Грех прелюбодеяния (7-я заповедь) - нарушение супружеской верности, блуд - незаконная интимная связь. В Евангелие (Мф.5:32; Мк.10:11-12) прелюбодеянием является брак с разведенным или разведенной (не по причине прелюбодеяния), и даже мысленное совершение греха, блудный помысл (Мф.5:28). Более дикого, нелепого, запрета, который просто невозможно соблюсти – нельзя и придумать!
Ветхий Завет (Танах) запрещает прелюбодейство (Исх. 20:14; Втор. 5:18), предусматривая за него смертную казнь (Лев. 20:10) для «прелюбодея и прелюбодейки».
Новый Завет, следуя Десяти заповедям (7-я заповедь), осуждает супружескую измену (1Кор. 6:9—18; Еф. 5:3—5). Иисус Христос (Мф. 5:28) говорил: «Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Кроме того, «всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует» (Лук. 16:18; Марка. 10:11, 12).
«Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём» (Сура «аль-Исра», аят 32).
Но если муж разлюбил жену и полюбил другую – наоборот, безнравственно жить во лжи и не прелюбодействовать!
Согласно Талмуду браки заключаются на небесах, а супругу назначает сам бог. Но и это аллегория.
Поскольку в иудаизме, исламе и христианстве мужчина по положении выше женщины (10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего», т.е. женщина приравнена к животному), Талмуд разрешает мужчине развод по любому поводу. Рабби Акиба утверждал, что если даже мужчина увидел женщину более красивую, чем его жена, он имеет право бросить супругу. «Бросить» - конечно, в аллегорическом смысле, не куда и не во что.
Зато не грех – продавать собственную жену: «10. И был голод в той стране, и сошел Аврам в Египет пожить там… (11) И было, когда близко подошел он к Египту, сказал он Сарай, жене своей: «Я ведь знаю, что ты женщина красивая. (13) Скажи же, что ты мне сестра, чтобы мне хорошо было ради тебя и чтобы душа моя жива была благодаря тебе… . (15)…взята была эта женщина в дом фараона. (16) А Авраму оказал он добро ради нее, и достались ему овцы, скот, ослы, рабы, рабыни, ослицы и верблюды» (Глава Брейшит 12 Лех леха).
Работать Авраам не захотел.
И та же Сара дала Аврааму в жены Агар.
Но бог поразил не Авраама, а обманутого фараона! Ибо заповеди – это всего лишь аллегории, а в жизни всё не по заповедям.
Одной из самых известных аллегорий является утверждение, что «блаженны нищие духом». Появилась она не сразу, а лишь вследствие имущественного расслоения общества, когда церкви нужно было каким-то образом конституировать богатых на фоне утверждений, что «легче канат продернуть сквозь игольное ушко, недели богатому попасть в рай». Аллегория означает, что те богатые, которые душой с нищими – имеют право на райское блаженство. «Мажу маслом бутерброд – сразу мысли: как народ?» И мы знаем много примеров, как российские буржуа нищают духом, как сказал бизнесмен Полонский: «У кого нет миллиарда, может идти в жопу». Саратовская чиновница Соколова посоветовала бедным есть «стройнеющие макарошки», екатеринбургская чиновница Глацких объявила женщинам, что государство «не просило их рожать», а Дмитрий Медведев призвал учителей: «Денег нет, но вы держитесь». Т.е. душой (но не своими баснословными доходами!) Медведев с нищими учителями.
Аллегорией является и 8-я заповедь «не укради», она тоже появилась в писании не сразу, а вследствие имущественного расслоения населения древних полисов, вследствие развития отношений собственности. Украсть можно только чью-то собственность, следовательно, заповедь охраняет собственность богатых, она обращена исключительно к малоимущим и рабам, у которых нечего красть.
29.11.1999 глава КПРФ Зюганов перед выборами в ГД объявил: «Первым коммунистом был Иисус Христос, которому стало обидно за страждущих, немощных, за больных, за слабых и сирых. За что его, собственно говоря, и распяли». В 2011 году Зюганов повторил: «Идея справедливости, духовности, знания, открытия, она движет всем человечеством. По сути дела, первым коммунистом был Иисус Христос. За кого он выступал? За сирых, за бедных, за страждущих».
Во-первых, коммунисты не выступают за сирых, бедных, страждущих. Большевики, как это неоднократно разъяснял Ленин, партия рабочего класса. Во-вторых, Христос отнюдь не призывал к диктатуре пролетариата, являющейся основной заповедью марксизма-ленинизма. В-третьих, в священных книгах ничего не сообщается, что Христос ратовал за сирых, бедных, страждущих, что он хоть слово сказал о справедливости. Христос лишь призывал давать милостыню бедным, «жертвовал», как это делают буржуа-меценаты.
Христос не призывал ликвидировать системную причину нищеты: ««… ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15:11). Даже Гитлер сделал больше для нищих немцев, полностью избавив Германию от безработицы. Коммунисты же призывают ликвидировать и духовную нищету, обусловленную тяжелым, отупляющим, обезличивающим трудом, который генерируется старым общественным разделением труда на умственный и физический (Маркс, «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», «Критика Готской программы»).
И распяли Христа не за бедных, а за то, что своим учительством отнимал хлеб у книжников и фарисеев. В Евангелии указывается – зависть.
Наконец, коммунисты вообще не выступают «за». Задачей социал-демократов, объяснял Ленин в проекте первой программы РСДРП, является помощь пролетариату в его самоорганизации, ВСЕГО пролетариата – в политическую партию.
Оставим в стороне безграмотность Зюганова и его угодливость перед РПЦ. Обратимся к аллегоричности Христа.
«Как возлюбил меня Отец, так и Я возлюбил вас.Пребудьте в моей любви. Если вы соблюдаете мои заповеди, вы будете пребывать в моей любви, так же, как я соблюдал заповеди моего Отца и пребывал в его любви» (Иоанна 15: 9-17)
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (От Иоанна 3: 16).
Но любовь Христа, любовь бога – это тоже аллегория, в Библии под ней подразумевается злобностью жестокость. Хороша любовь – уничтожить все человечество при помощи Всемирного потопа.
Человеколюбие Христа не имеет границ: «… дружба с миром есть вражда против бога… кто хочет быть другом миру, тот становится врагом бога» (Иак., 4:4).
К этому человеколюбию и к любви бога примыкает 6-я заповедь – «не убий». По Ветхому завету запрет относится всего лишь к какому-либо «колену Израилеву». Прочих же, иноплеменников, иноверцев можно и даже обязательно истреблять беспощадно. «И истребишь все народы, которые господь твой дает тебе», - сообщает бог в книге Исайи.
Наконец, бог сам толкает на нарушение заповеди Авраама, предлагая ему зарезать собственного сына.
Если вся нравственность скрижалей заключается в запретах, то что есть положительного, конструктивного в библейской нравственности? Опять же запреты.
Одна из главных аллегорий Библии – сорванный плод с древа познания добра и зла. С одной стороны, его трактуют как прелюбодеяние (но как же иначе было возникнуть человечеству), с другой – как познание истины.
Но ведь это же полная чепуха. Бог сам ввергает всё человечество во грех, сообщая ему в заповедях, что является злом. Однако на поместном Карфагенском Соборе 252 г. была обоснована необходимость крещения младенцев: «Не должно возбранять крещение младенцу, который, едва родившись, ни в чём не согрешил, а только, происшедши по плоти от Адама, восприял заразу древней смерти через самое рождение».
В иудаизме и в исламе будто бы нет концепции первородного греха. Но. В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы. Адаму и Еве стоило подождать и вкусить плод в шаббат.
Сам плод – аллегория аллегорий, у одного толкователя это пшеница, у другого – репа, у третьего – банан.
О том, как Христос, по утверждению Зюганова, был обуреваем идеей знаний.
То, что церковь третировала и третирует науку – факт. Но вот что отлито в бронзе: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Так говорил, если верить Экклезиасту, царь Соломон.
Книга «Премудрость Бен-Сиры» (III в. до н.э.) учит физиков, археологов, биологов, химиков и пр.: «Загадочного не ищи, сокровенного не исследуй… О таинственном не вопрошай… Нет тебе дела до тайн».
Талмуд уточняет: «Всякому, исследующему не для славы Всевышнего, лучше бы не родиться». Т.е. таким атеистам, как академик Павлов, физики Ландау, Блохинцев, Зельдович, Гинзбург, математики Келдыш, Петровский, Колмогоров и т.д., и т.п. – лучше бы не родиться.
Даже животные любопытны, человек, лишенный любопытства, превращается в неодушевленный предмет. «Нам после Христа не нужна никакая любознательность; после Евангелия не нужно никакое исследование», - говорил раннехристианский теолог Тертуллиан.
Борис Ихлов, 26.12.2022