Найти тему
Юнкеръ

Религиозность Декабристов.

Церковь декабристов в Чите.
Церковь декабристов в Чите.
  • Аннотация:
    Сегодня 26 декабря, день 197-ой годовщины восстания на Сенатской Площади. Люди заинтересованные уже вдоволь начитались интернет статей и постов про само событие. Но почему бы не рассказать про Декабристов не как про злых мятежников, а как людей религиозных и нравственных? Какими в большинстве своём они и являлись.

    "Господь мою десницу брани,
    И мышцы битвам научил;
    К Нему воздвигну глас и длани:
    Благословен Податель сил!
    Благословен мой Избавитель,
    Крушитель броней и забрал,
    Помощник мой и Защититель,
    Бог – на Него ж я уповал!"
    с. В.К. Кюхельбеккер.

    Все подследственные официально принадлежали к одной из трех конфессий.
    Большинство – понятно, православные. Католиками были несколько человек в основном из семей иностранного происхождения. Например, Иосиф и Александр Поджио, итальянцы. Однако, был и русский М. Лунин – этот принял католицизм по зову души. Были лютеране – в основном немцы: П. Пестель, А. Розен, братья Кюхельбекеры и т. д.

    Всем им на следствии задавали стандартный вопрос: «какому вероисповеданию принадлежите и когда последний раз участвовали в таинствах?». Отвечали по-разному – кто-то каждый год, кто-то последние пару лет пропустил по болезни… Мы видим, что от современной православной и католической практики – причащаться регулярно и часто, а не раз в год – это довольно серьезно отличается. Но тогда это считалось нормой – «говели» исключительно Великим Постом, а если по каким-то причинам Пасху пропускали (ну вот на военных сборах были или болели), то и пропускали этот год, если не случалось тяжелой болезни или какого-то особого зова души.

    Собственно, о своем неверии в таинства говорит из всех только один человек. И. Якушкин. Он честно пишет: «С 1812 года на исповеди я не был; не имея истинного убеждения в таинстве причастия, не почитал я себя вправе приступить к оному».

    Однако, мы знаем, что как раз на Пасху 1826 года И. Якушкин исповедовался и причастился – и протоиерей Казанского собора о. Петр Мысловский, окормлявший декабристов в крепости, считал это одной из своих величайших заслуг.

    Вообще, конечно, в человеческую душу никак не заглянешь. В прошлые годы любого из декабристов кто хоть где-нибудь когда-нибудь написал о своих сомнениях и неверии, даже минутном – бодро объявляли атеистами. Сейчас, во времена оглушительно скрипящих духовных скреп стараются писать все больше о тех, кто действительно был глубоко и искренне православными: Е. Оболенский, П. и Н. Бобрищевы-Пушкины, М. Фонвизин…

    Но совершенно иными по своим религиозным убеждениям представляются декабристы после их осуждения, когда они несли свое наказание. Одиночные заключения и тяжелые работы в каторге заставили их серьезнее взглянуть на жизнь и проверить те легкомысленные мнимо-философские учения запада, которыми прежде они так неразумно увлекались. И они познали свои заблуждения.
    Такое свидетельство о декабристах можно узнать из мемуаров декабриста – кн.Трубецкого, который в 60-х годах проживал некоторое время вблизи Харькова в с. Большой Рогозянке, Это был высокий и худой старик, убеленный сединами и носивший длинные, до плеч спускавшиеся волосы. Он был человек глубоко религиозный и искренно преданный Православной Церкви. Он не пропускал ни одного богослужения в своем сельском храме; становился всегда на клиросе, читал часы и посреди церкви – апостол. По его словам, все декабристы, сосланные в Сибирь на каторжные работы, отличались такою же искренней религиозностью и на одном из рудников, именно на могиле кн. Трубецкой, собственноручно выстроили себе церковь. «Каторга для нас, говорил он, была вторым крещением, обратившим нас в христианство; а учение Христа облегчало наши страдания; мы научились от него безропотно терпеть» …

    Как известно, среди декабристов было много лиц, одаренных истинно-поэтическими талантами; таковы напр., С. И. Муравьев-Апостол, А. А. Бестужев, В. К. Кюхельбекер, Рылеев, Н. И. Лорер, Г. С. Батеньков, князь Одоевский и др. В одиночном заключении и сибирских казематах они нередко изливали свои чувства в стихотворениях.

    "Твой первый долг – благодаренье
    К Творцу! – душа вспорхнула вновь …
    Господь твое услышит пенье:
    Воспой Ему хвалу, любовь!
    В своей охране, слабосильный,
    Я лег – и тихо, мирно спал;
    Кто ж благодатью столь обильной
    Меня хранил, мне сон послал?
    Се ты – Господь, Владыка света!
    Тобой мы движемся, есмы …
    Се ты, по благости совета,
    Меня возставил вновь из тьмы!"
    с. А.А. Бестужев(Марлинский)

    «Вы знаете, возлюбленные родители, как искренно я вам всегда говорил о своих религиозных чувствах. Вы знаете, что я всегда вполне верил в Бога, Создателя нашего, но что вера моя в Иисуса Христа была слабее», - пишет в последнем письме к родителям П. Пестель. Эта строчка тоже радостно позволяла говорить о том, что наверно все-таки прогрессивное у него было мировоззрение, а не замшелое. Раз все-таки какая-то часть веры была "слабее".

    Но дальше он продолжает: «Радуйтесь же теперь со мною! Я обрел и сие убеждение, и вера в нашего Спасителя составляет теперь мое счастье и мое утешение».

    В целом же можно сказать следующее: атеистов среди декабристов не было по той простой причине, что атеистов тогда не было вообще. Ну кроме особо эксцентричных особ. Все они верили в Бога, и все как-то соотносили со своей верой свой опыт участия в тайных обществах, следствия и каторги. Князь Е. Оболенский – политических идей не утратил (принимал активнейшее участие в крестьянской реформе, потому что крепостного права быть не должно). Но вот в убийстве Милорадовича раскаивался глубоко и искренне и молился о его упокоении. А М. Лунин наоборот до конца считал свою борьбу с самодержавием – даже и на каторге и на поселении – чуть ли не религиозным долгом.

    В общем – люди были всякие. Их 121 человек только осужденных – не могут они все скопом быть атеистами или глубоко верующими.

    «Катехизис» Сергея Муравьева-Апостола.

    Этот человек читал перед восставшим Черниговским полком зимним утром в начале нового 1826 года. За этот текст ( в том числе) Сергей поплатился жизнью.

    Начинается он так:

    «Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
    Вопрос. Для чего Бог создал человека?
    Ответ. Для того, чтобы он в Него веровал, был свободен и счастлив.
    Вопрос. Что значит веровать в Бога?
    Ответ. Бог наш Иисус Христос, сошедши на землю для спасения нас, оставил нам святое свое Евангелие. Веровать в Бога значит следовать во всём истинному смыслу начертанных в нем заповедей.
    Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?
    Ответ. Без свободы нет счастья. Святой Апостол Павел говорит: вы куплены ценой крови, не будьте рабы человекам.