Найти тему

В сердце вокзала

Её голос встречал и провожал пассажиров железной дороги долгие годы. Мы заглянули в закулисье вокзальной жизни и пообщались со Светланой Шишкиной, диктором Павелецкого вокзала

Дикторская находится на верхнем этаже здания. В неё можно попасть только по специальному пропуску, поэтому Светлана встретила нас в зале ожидания. В дикторской очень уютно. Здесь много растений и обстановка в некотором смысле даже домашняя.

"Скоро будем ставить ёлку и украшать кабинет", — улыбается Светлана. Очень ждёт наступления этой новогодней атмосферы.

– Как становятся диктором вокзала? Нам представляется большой кастинг, где каждый участник с выражением читает "Поезд номер 107 отправлением…", а жюри поднимает карточки с оценками выступления.

Нет, не было ничего такого. Я пришла на Павелецкий вокзал в 1989 году и сначала работала в справочном бюро. А через год зав. информации предложила работу диктором, когда освободилось место. Сначала была подменным диктором, потом уже дали свою смену. Выбирали просто по правильной речи без дефектов. И обязательно нужно быть уже погружённым в работу на железной дороге. У нас вообще практически все девочки в дикторскую попадали из справочного бюро. Потому что важно сначала узнать график движения, расписание, вникнуть во внутренние процессы. И только после этого уже поднимали наверх и обучали на диктора.

– Вы тоже проходили обучение, когда начинали?

А как же, конечно. Обучали работе с программой, правильному объявлению. Тогда, в 90-м году, не было ещё "Автодиктора", и все объявления мы делали голосом в реальном времени.

-2

Когда появилась первая программа, по вокзалам провели небольшой кастинг. Начальник вокзала, зав. информации и технолог прослушивали голоса дикторов, выбирали между мной и ещё одной девушкой. Выбрали меня. Поэтому первый "Автодиктор" заговорил моим голосом. С тех пор вышло уже несколько поколений программы.

– То есть голос, который мы слышим сейчас, уже не ваш?

Нет, голос, который вы слышите, это голосовой помощник. Сами мы уже не объявляем поезда, только потеряшек: пассажиров, забытые вещи.

-3

– Сложно было делать переход на работу с программой?

По началу приходилось вносить много корректировок из-за железнодорожной специфики и привыкать к ней. Но со временем сработались. С программой стало легче и проще. Сейчас из обязанностей остались все, что были, кроме объявлений голосом.

– А чем ещё кроме объявлений занимается диктор вокзала?

Дикторская — сердце вокзала. На нас лежит всё, что связано с прибытием и отправлением, информированием пассажиров и дежурного по вокзалу, постановкой поездов на пути, работой с уборочной фирмой, телеграммами и технической документацией. Очень много обязанностей. И работа нелёгкая. Особенно тяжело в ночные смены, когда мы работаем по одному. Нужно особенное внимание под утро, когда в 4:16 отправляется первый поезд. Но 33 года стажа, сами понимаете, уже привычка.

-4