Возможно, Япония станет первым настоящим партнером Америки в области безопасности.
После десятилетий дешевой езды на Америке японское правительство пообещало сделать больше. Токио, похоже, серьезно относится к своему новому курсу, ссылаясь на «самую суровую и сложную обстановку в области национальной безопасности» со времен Второй Мировой войны. Предстоит еще многое сделать, но Япония имеет хорошие возможности для использования Пекинской стратегии запрета доступа к территории (A2/AD) против Америки для сдерживания китайского экспансионизма.
Пересмотр стратегии обороны Японии уже давно находится в процессе. Хотя эту программу продвигает премьер-министр Кисида Фумио, она возникла при покойном Синдзо Абэ.
В то время как документы Кишиды по национальной безопасности, по-видимому, идут дальше, чем когда-либо при Абэ – в этих документах изложено значительное увеличение расходов на 43 триллиона йен (314,5 миллиарда долларов) за пять лет, приобретение так называемых возможностей «контратаки». Кроме того, описание Китая как самого серьезного вызова, с которым Япония столкнулась в послевоенную эпоху, – стратегия, изложенная правительством Кисида, является не столько отклонением от стратегического видения Абэ, сколько его реализацией.
После капитуляции Токио в 1945 году первым делом Вашингтона было демилитаризовать Японию: отсюда и разработанная США «конституция мира», которая официально запрещала обладание вооруженными силами. Затем Холодная война вызвала резкое изменение курса в Вашингтоне. Американские официальные лица хотели поддержки союзников, чтобы сдержать Советский Союз и недавно созданную Китайскую Народную Республику.
Однако в последующие десятилетия даже близкие партнеры США проявили нежелание брать на себя оборонные обязанности. Токийские утверждали, что у них нет законных полномочий на перевооружение. Соседи Японии, совсем недавно оккупированные войсками Токио, не были в восторге от этой идеи. Демонстрируя интерпретационную ловкость американских судебных либералов, правительство Японии создало «Силы самообороны», но отказалось тратить на них более 1 процента ВВП. В первые годы Токио даже отказался от права защищать американские силы, развернутые для защиты Японии от нападения извне.
Несмотря на абсурдность позиции Токио, 1 процент второй по величине экономики мира позволил Японии создать серьезную армию. Сегодня в силах самообороны Японии служит четверть миллиона человек, 22 подводные лодки, четыре вертолетоносца и еще 45 крупных надводных кораблей. Однако если бы японское правительство отреагировало, скажем, десять лет назад на растущую угрозу со стороны Северной Кореи и Китая, сегодня Токио мог бы сделать гораздо больше. Вместо этого сменявшие друг друга японские правительства умоляли Америку защитить их претензии на острова Сэнкаку/Дяоюйдао и многое другое.
В прошлом году оборонный бюджет Японии составил чуть менее 50 миллиардов долларов, что много по сравнению с большинством стран, но едва ли составляет 18 процентов предполагаемых военных расходов Китая. Будучи наиболее вероятной мишенью внимания Пекина, после Тайваня расходы всего одного процента ВВП на оборону являются политическим злоупотреблением служебным положением. Хотя нет никаких доказательств того, что КНР заинтересована в завоевании Японии, борьба за несколько оспариваемых скал реальна.
Сегодня против Токио выставлена Народно-освободительная армия общей численностью более двух миллионов человек и флот из 59 подводных лодок, двух авианосцев и 84 других крупных надводных кораблей. Пекин лидирует в флоте США по численности (хотя и не по тоннажу). Неудивительно, что новая Стратегия национальной безопасности Токио называет КНР «самой большой стратегической проблемой Японии».
Однако теперь правительство Кишиды планирует сократить разрыв между ними. Япония будет и впредь делать акцент на дипломатии, но «кроме того, обладание оборонным потенциалом, который позволяет Японии твердо защищать себя самостоятельно, действительно укрепит прочную основу японской дипломатии».
Официальные лица Токио часто говорили о том, чтобы сделать больше, только чтобы сохранить статус-кво. Даже прошлые консервативные правительства указывали на статью 9 японской конституции, в которой говорится, что «сухопутные, морские и воздушные силы, а также другой военный потенциал никогда не будут поддерживаться», как на препятствие для дальнейших действий. Однако, если можно создать «силы самообороны», эта организация, безусловно, может потратить достаточно средств для выполнения своей цели.
Теперь Токио пытается вывести этот вопрос за рамки внутреннего законничества и перейти к геополитическим реалиям.
Неудивительно, что министр обороны Ллойд Остин приветствовал инициативу Кишиды. Вместо того чтобы пытаться диктовать политику Токио, Вашингтон планирует сократить военное присутствие Америки и пересмотреть Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности, сделав его действительно «взаимным». Тогда два правительства могли бы сотрудничать на равных для достижения общих целей.
Японии придется решить, чем она готова рискнуть и сколько потратить, если Тайвань подвергнется нападению со стороны КНР. Токио все чаще выражал обеспокоенность по поводу угроз острову, но не брал на себя обязательств по военным действиям.
Критический момент заключается в том, что Вашингтон не стал бы защищать Японию, если бы Токио не смог этого сделать. Защита Японии не более важна для американцев, чем для японцев. США сохранят заинтересованность в сохранении многополярной Азии, основанной на независимости дружественных держав, из которых Токио может быть самой важной. Однако Америка больше не будет первой линией обороны стран региона, особенно в территориальных спорах. Союзные государства больше не могут рассчитывать на вызов кавалерии США для решения своих проблем.
У Вашингтона есть веские экономические причины для сокращения как своих военных обязательств, так и бюджета. Правительство США фактически банкрот. Сменяющие друг друга республиканские и демократические администрации и Конгрессы тратят и занимают без ограничений. К середине века, предупреждает Бюджетное управление Конгресса, долги федерального правительства, вероятно, будут составлять почти 200 процентов ВВП. Когда наступит неизбежный финансовый кризис, даже расточительным слонам Вашингтона придется что-то урезать. Военные расходы будут сокращаться, поскольку обширное пособие на оборону Америки имеет мало общего с защитой США.
Вашингтону давно пора отказаться от своих обещаний защищать большую часть известного мира. Сегодня Вашингтону нужны союзники, а не иждивенцы. Возможно, Япония станет первым настоящим партнером Америки в области безопасности.
Поставьте лайк - будем знать, что написать для вас в следующий раз
Подпишитесь на канал - наши статьи будут попадаться вам чаще
Читайте также: На пути к многополярности: Восток объединяется