Найти тему

Изба-читальня.

Сергей Есенин ошибся, написав в 1920 году «Я последний поэт деревни…». Последнему тогда исполнилось два года.

Сергей Есенин ошибся, написав в 1920 году «Я последний поэт деревни…». Последнему тогда исполнилось два года.

Николай Иванович Тряпкин родился 19 декабря 1918 года в Тверской губернии, в семье крестьянина-столяра.

В 1930 году семья перебралась в Подмосковье. В 1939 году Николай окончил школу, поступил в Московский историко-архивный институт. На фронт не взяли из-за слабого здоровья, эвакуировали в деревню под Сольвычегодском. Как он сам признавался, русский Север сделал его поэтом.

В целом его поэтическая философия «общего дела», проистекающая из нравственных исканий русского народа, далека от советской лирики. Потому его и считают последним поэтом русской глубинки, русского лада, одним из последних классических поэтом России ХХ века. Все события проходили через его крестьянское мировосприятие, причем он не боялся затронуть и трагические события…

Возможно, я и не узнала бы о нем, но услышала старую звукозапись: Николай Тряпкин читал свои стихи. Он не просто читал – он выпевал их самозабвенно. Так поют птицы.

«Я искал твой след неповторимый

Да по тем залесьям и краям, –

За рекой Печорой, за Витимом

И по всем онежским пристаням,

 

Да у той у камской переправы,

Да у тех у Кольских берегов…

По каким ты шла цветам и травам?

У каких ты грелась очагов?...»

Николай Тряпкин умер в Москве 20 февраля 1999 года.

Еще стихотворение 1970 года:

 

ПЕСНЬ О ЛУЧШЕЙ СОБАКЕ

И продали коня наконец. И всё было готово.

Ничего не припомню – как шли там пред этим дела.

Только видел в окно: изогнулась рогами корова,

Уперлась тяжело – и за кем-то устало пошла.

 

Только где-то вверху прокричала испуганно галка,

И на сердце моё навалился неведомый груз.

И заплакала мать, заслонясь уголком полушалка,

И родитель, вернувшись, под стол запустил свой картуз.

 

И настало то утро, зачавшее это сказанье,

И подводы со скарбом стояли уже у крыльца.

И столпился народ и галдел, как на общем собранье,

Хлопотали отцы, не забыв про стаканчик винца.

 

И стучал молоток, забивая горбыльями окна,

И лопата в саду засыпала у погреба лаз.

И родная изба, что от слёз материнских промокла.

Зазвучала, как гроб, искони поджидающий нас.

 

Это было – как миф. Это было в те самые годы,

Где в земной известняк ударял исполинский таран.

И гудела земля. И гремели вселенские своды.

И старинный паром уходил в Мировой океан.

 

И скрипели воза. И мотались тюки и подушки,

И все бабкины кадки вели стукотню на ходу.

И не я ль восседал там на самой последней верхушке 

И дудел на прощанье да в ту ли пастушью дуду?

 

Уж давно деревенька ушла за овсяный пригорок,

А народ – всё старался, держась возле наших телег.

И совали нам пышки и всякое млеко и творог,

Словно там, впереди, ожидал нас лихой печенег.

 

Было всё, как и надо, и слёзы, и пляска, и драка.

Только – что там за крик у последних заветных берёз?

Обернулись, глядим: а за нами там шпарит собака,

Дорогая собака – мой собственный праведный пёс!

 

Ах ты, рыжий космач! Золотой мой чумазый дружище!

Да куда ты бежишь? Для какой неизвестной блохи?

Уходи-ка назад и храни там своё пепелище, 

И грызи свою кость под крылом уже новой стрехи.

 

Успокойся, прошу. Не скачи ты ко мне на поклажу.

Я и сам вот реву. И готов за тобою везде.

Только мы ведь тебя передали в колхозную стражу, –

Послужи-ка, вахтёр, на иной, небывалой стезе.

 

А меня позабудь. Не рискуй своей пёсьей отвагой.

Уезжаю туда, где совсем не такие дворы.

Я и сам ведь, кажись, проживу захудалой дворнягой,

И тебе уже, брат, не отыщется там конуры...

 

А собака всё мчалась, визжа и крутясь под ногами,

И пронзали меня эти вопли, как спицы, насквозь:

Это сердце моё по-собачьи визжало за нами...

Это детство моё, как собака, за мною гналось...

 

Ах ты, псина моя! Ты послушай, как стонут кукушки!

Пронесутся года и такой прошумит тарарам!

И никто здесь не вспомнит о той ли смешной деревушке,

Где мы вместе с тобой кувыркались по вешним цветам.

 

Пронесутся года – и взойдут здесь вселенские маки,

И сгорят наши кости в горниле закатов иных...

А уж если ко мне и приткнутся другие собаки,

Я припомню тебя – и для внука спою этот стих.

 

1982