Найти в Дзене
Охотник за истиной

Перевал Дятлова. Обзор аналогичных трагедий. Ничего общего

В январе 1959 года группа туристов под руководством Игоря Дятлова отправилась в поход на Северный Урал. Предпоследнюю (как предполагается) стоянку они совершили в верховьях реки Ауспия 31 января, где соорудили лабаз, в котором оставили пока не востребованные вещи и продукты, планируя забрать их на обратном пути от конечной цели – гора Отортен (или Отыртэн, как на картах). Странное и загадочное начинается с 1-го февраля, когда группа вроде как в 15-00 покинула место стоянки. Почему-то они не перешли перевал (который потом назовут их именем) и далее не продвинули вглубь долины реки Лозьва, а оказались левее – на склоне горы Холатчахль (люто продуваемом всеми ветрами), пройдя всего-то 1.5 км, и это с весьма облегчённым грузом за плечами. Собственно с этого и начинаются необъяснимое и страшное. До ближайшей границы леса было всё те же 1.5 км, которые преодолеют туристы в полураздетом виде и многие без обуви предположительно ночью, когда спешно и необъяснимо покинут место ночёвки, даже разр
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В январе 1959 года группа туристов под руководством Игоря Дятлова отправилась в поход на Северный Урал. Предпоследнюю (как предполагается) стоянку они совершили в верховьях реки Ауспия 31 января, где соорудили лабаз, в котором оставили пока не востребованные вещи и продукты, планируя забрать их на обратном пути от конечной цели – гора Отортен (или Отыртэн, как на картах). Странное и загадочное начинается с 1-го февраля, когда группа вроде как в 15-00 покинула место стоянки. Почему-то они не перешли перевал (который потом назовут их именем) и далее не продвинули вглубь долины реки Лозьва, а оказались левее – на склоне горы Холатчахль (люто продуваемом всеми ветрами), пройдя всего-то 1.5 км, и это с весьма облегчённым грузом за плечами. Собственно с этого и начинаются необъяснимое и страшное.

До ближайшей границы леса было всё те же 1.5 км, которые преодолеют туристы в полураздетом виде и многие без обуви предположительно ночью, когда спешно и необъяснимо покинут место ночёвки, даже разрезав при этом скат палатки. Если обычный пешеход преодолевает 5-6-7 км. за 1 час, то 1.5 км за 10-15 минут. Это вроде как простая арифметика. Неужели этого времени им так не хватило, чтобы оказаться в более удобных условиях (где лес, дрова, тихо, нет шквального ветра)?

А если они вышли не в 15-00 (непонятно откуда взялось именно это время – в дневниках группы об этом ни слова), а 11-00 или 12-00, то могли бы оказаться в непосредственной близи своей цели? Очень даже может быть. И там, в той зоне у горы Отортен, которую впоследствии никто не обследовал (подробнее здесь), они разбили свой последний лагерь, и именно там случилось нечто связанное с так называемым «огненным шаром» (то есть связанное с испытаниями).

Но речь сегодня не об этом. Какие аналогичные трагедии происходили, когда и где? Хотя авария аварии рознь даже при внешнем сходстве. Простой пример – автомобиль сбил пешехода. В одном случае пешеход нарушил правила (и уже здесь начинаются разветвления – плохое зрение, торопился, был в депрессивном, невнимательном состоянии), а другом случае был не прав водитель (неопытность молодого или самоуверенность опытного). А могло быть так, что неисправной оказалась тормозная система. При одном несчастном случаи такие травмы, а в другом другие.

Сканирование интернета дало такие результаты (просматривал долго-долго всё подряд предложенное поисковиком). Как и ожидалось – исключительно «снежные» версии. Лавина, снежная доска (подрезка верхнего слоя) и обильный снегопад.

Выдержки из статьи Б. Огородникова «Под пиком Заоблачным. Записки спасателя».

«24 марта 1967 года в Московский клуб туристов пришла срочная телеграмма:
"16 марта в цирке пика Заоблачного в результате снежной лавины погибли Мачигин, Гирсанов, Пенин, Чаповский, Бухтияров, Привалов. Ждём ответ Верхней Гутаре. Гринберг, Пенин Александр". Несчастье случилось в Восточных Саянах на маршруте высшей категории сложности. Группа предполагала подняться вверх по рекам Гутаре и Идену, перевалить в долину Средней Кишты, выйти на реки Казыр и Кизир и подойти под пик Грандиозный. После этого маршрут лежал в верховьях Левого Казыра, где ребята хотели произвести разведку путей восхождения на пик Заоблачный и затем через Ужур вернуться в посёлок Верхняя Гутара. Катастрофа произошла в одном из отдалённых и малоисследованных районов, примерно в 100 - 120 км от ближайшего населённого пункта. Группа была опытной и схоженной. За плечами у каждого были зимние походы по Кольскому полуострову и Приполярному Уралу, горные маршруты по Кавказу и Памиру…
… Работать начали в 8 часов. Одна группа, вооружённая зондами, трудилась наверху. Трое работали, а трое наблюдали за склонами. Через 15 минут менялись. За два часа удалось прощупать участок длиной 40 м и шириной 4 м. Вторая группа из девяти человек работала внизу, там, где откопались Александр Пенин и Гринберг. Около 9 часов зонд ткнулся во что-то мягкое. Это был Олег Привалов. Он лежал на груди головой вниз по склону. Руки и ноги были раскинуты На спине уцелел рюкзак, из которого торчали ледорубы…
… Разбившись на две группы, продолжали зондаж языка первой лавины. Около 8 часов нашли Игоря Гирсанова. Его утащило лавиной на 10 метров ниже Олега, примерно в то место, откуда выбрались Гринберг и Саша Пенин. Как и Олег, он лежал на груди головой вниз по склону, руки были поджаты к лицу. Около 11 часов выше по склону обнаружили лыжу Гринберга, а ещё через час - носок второй его лыжи. Из расположения людей и предметов вырисовывалась довольно чёткая картина их движения. Из кулуара ребят вынесла первая лавина, и пятеро оказались в её языке. Остальных, очевидно, перекрыло второй лавиной, и они находятся выше по склону, засыпанные теперь ещё третьей лавиной…
… В конце мая, когда горы освободились от снега, к пику Заоблачному вновь отправилась поисковая группа. Юру Чаповского и Женю Мачигина нашли в средней части лавины, примерно там, где вторую лавину перехлестнуло третьей. Володю Пенина обнаружили ещё выше, почти в самом устье каньона…»

Здесь типичная лавина. Могла ли быть лавина на горе Холатчахль? Те, кто занимался детальным осмотром данной сопки, фиксируют расстояние от места палатки до вершины порядка 150 м. Не достаточное расстояние для накопления критической массы снега. Так же место должно быть не продуваемым (или слабо продуваемым). Склон Холатчахль не создаёт и этого условия для лавины – ветра сильные и случаются довольно часто.

Далее – Выдержки из статьи журнала «Турист», № 12, 1989 г. Автор П. И. Лукоянов, мастер спорта. Гибель 13-ти туристов у горы Рай-Из 29.10.88 г. (юг Полярного Урала).

«Утром 31 октября при хорошей погоде начали маршрут вверх по долине реки Собь. Через два часа погода начала портиться, и к полудню разбушевалась буря: ветер усилился до 15 м/с, начался снегопад... Решили остановиться на обед и переждать непогоду. Место отдыха - участок моренного вала подковообразной формы с крутыми каменистыми обрывами вверху, переходящими в нижней части в заснеженный склон средней крутизны (горный район Рай-Из)…
…После обеда легли отдыхать. Пурга продолжалась, и палатку стало засыпать. В 19 часов М. Еремкин очистил скаты от снега. Около 20 часов он поручил сделать это еще раз Полякову и Семяшкину и попросил выкопать канаву между палаткой и склоном. Очевидцы вспоминают. С. Поляков: "Вылезли из палатки примерно в 20.45. Стали сгребать снег со скатов. Семяшкин стоял лицом к склону, я - спиной. Услышал характерный звук и крик - "Серега, лавина!"
А. Семяшкин: "Обходя палатку, услышал "ухающий" звук и увидел, как лавина стала заваливать ее. Меня подхватило снегом и засыпало по грудь. Вылезти помог Поляков. У меня началась истерика".
М. Еремкин (во время схода лавины находился в палатке): "Услышал крик "лавина!". Сначала сдавило ноги, потом - все тело, и я потерял сознание. Так, скорее всего, было и с остальными".
Поляков и Семяшкин, освободившись из снежного плена, палаток уже не увидели. Под руки попала лыжа, которой они попытались разгребать снег в том месте, где стояла палатка усинцев. Затем пытались найти палатку Белозерова, которую из-за пурги обнаружили примерно через час.
И. Белозеров: "Мы уже спали, когда услышали крик Полякова: "Ваня, вставай. Нас засыпало лавиной!" Собрались быстро. Вылезли из палатки в 22 часа. Взяли два дюралевых листа, лыжи и палки, которыми стали зондировать лавинный конус. Нащупали палатку. Откопали часть ее, вспороли и извлекли первого человека, следом - еще троих. Это было в 23 часа, т. е. через час после начала поисково-спасательных работ. Попытки оживить ребят - делали искусственное дыхание, закрытый массаж сердца - положительных результатов не дали"…
…Опасаясь повторного схода лавины, поиски прекратили до утра. В 2 часа 30 минут Белозеров послал Полякова и Шебырева на станцию Полярный Урал, за помощью. В 4.30 они добрались до станции 110 км; в 5.30 геологи, к которым обратились за помощью, на двух вездеходах выехали к месту происшествия.
С рассветом поисковые работы возобновились. Около 12 часов дня спасатели услышали стон и через несколько минут извлекли из-под снега М. Еремкина. Он пробыл в лавине 15 часов. Остаться в живых ему помогло то, что при зондировании, вероятно, нарушили уплотнение снега около его головы, и Еремкин получал спасшие ему жизнь порции воздуха. В 12.30 на первом вездеходе были отправлены М. Еремкин и три женщины из группы Белозерова, которые из-за сильного психологического потрясения нуждались в эвакуации. Затем подошли еще два вездехода. К этому времени откопали 10 человек, не подававших признаков жизни. Последних троих помогли извлечь из-под снега геологи».

Выдержки из статьи «Гибель группы Михаила Кореня, 1971г.»

«В марте 1971 года в горах Восточного Саяна погибла группа белорусских туристов под руководством Михаила Кореня.
…Склон, по которому они поднимались, был достаточно пологим - около 30 градусов и лавинную опасность, вроде как, сочли небольшой. Игорь Корнеев нес палатку и шел замыкающим. Он видел, как сверху оторвалась снежная доска и накрыла группу. Его снег задел лишь слегка, не причинив особого вреда. Последующие четыре дня он пытался откопать товарищей лыжами. Видимо, здесь можно говорить о психическом потрясении и помрачнении сознания, так как вероятность найти живых людей в лавине после первых суток крайне мала. В течении четырех дней искать живых смысла уже нет, а пытаться откопать лыжами трупы нецелесообразно. Никого не найдя, Игорь решил возвращаться и сообщить о случившимся, но пройдя совсем немного, попал в другую лавину и погиб. Обо всем этом стало известно из дневника Корнеева, который нашли, когда откопали его тело».

Слой снега, под которым оказались люди, достигал 10 метров.

Трагедия, которая случалась с группой под руководством О.П. Залесовой в первой декаде ноября 1983 г. Обстоятельства такие:

«…на перевале Юмъекорр отклонились от заявленного маршрута для траверса отрога к перевалу Арсеньева с усложнением препятствий до 3–4 к. сл. 5.11 вышли на перевал Арсеньева, где поставили палатку. 6.11 задержались, к вечеру пошел снег, ветер, видимость упала до 2–3 м. Палатку придавило снегом, ветер разрушил ветрозащитную стенку. Группа перешла в подготовленную пещеру, – Ухорский посчитал, что так безопаснее. Но пещера из рыхлого снега оказалась непрочной, кто-то задел и обрушил потолок. В полураздетом виде стали откапывать палатку, но извлечь смогли немного. Ухорский решил спускаться, – Залесова подчинилась, а Гулицкая Т.А. и Серов Д.А. остались. Залесова пошла без обуви, Ухорский отдал ей ботинки и на спуске в ущелье Малой Белой (в 16 км от станции Хибины), они потеряли друг друга в пурге. Ухорский ниже встретил другую группу, которая оказала ему помощь, и начала розыск остальных участников аварийной группы. Залесову нашли на склоне погибшей от травмы черепа после срыва на 40° склоне и удара головой о камень при падении…»

Дальше лучше привести примеры трагедий без глубокого цитирования.

Из 7-ми человек 5 погибло из московской группы под руководством М. Гориловского в 16.02.83 г. Случилось это на Кольском полуострове в ущелье Суолуайв. Причиной гибели послужило сход «снежной доски» сошедшей из-за подрезки пласта на северном пологом склоне.

На Полярном Урале, в верховьях ручья Медвежий 06.02.82 г. таинственно пропала группа МЭИС Олега Романова. Поиски длились с 19 февраля по 16 июля спасателями с привлечением авиации. Обнаружила погибших 8 июля группа Пономарёва. В феврале туристы двинулась от станции «129 км» в направлении перевала Ледопадный. Понимая, что до конца дня они не успеют преодолеть перевал, они нашли место, которое было защищено от ветра и заночевали. Ночью (об это говорила почти одновременная остановка часов в районе 1-00) палатку завалила огромная масса снега. Выходило так, что люди погибли спящими. Вероятная причина – вырытая яма под палатку «нарушила устойчивость снежного надува на останце». Погибло 7 человек.

От повреждений вызванных лавиной погиб турист Г. Выговский (М.Васильев. «Трагедия в Забайкалье», газета «Вольный ветер», № 37, 1999 г.)

На Приполярном Урале 03.04.2000 г. погибли туристы Мария Гусева и Иван Забелло. Случилось это с группой Бекетова (К. Бекетов «Остались во снах». Журнал ЭКС, № 6, июнь, 2000 г.).

В Дагестане в верховья реки Нахтильер на горе Гуммакал один человек погиб из-за лавины и четверо сорвались (М. Переходин «Домой не вернулись», газета «Вольный ветер», № 1, 1992 г.)

Примеры можно приводить бесконечно долго. Но из рассмотренного можно сделать неизбежный вывод. Туристы гибли из-за чудовищной массы снега, которая обрушилась на них, и не важно, что это было – лавина, подрезанный слой или сильный снегопад. Палатка и люди оказывались под мощным слоем снега, порой так, что приходилось долго откапывать.

Была ли также скрыта палатка дятловцев, что откапывать надо было долго-долго? Как констатирует Маслеников (руководитель поисков): «Снегу было немного, то, что насыпало метелями в период февраля...» То есть, за 25 дней снегу намело немного. А ведь наверняка за это время были ещё снегопады. Поисковики Михаил Шаравин и Борис Слобцов обнаружили палатку без особых сложностей. Они её просто увидели, как нечто явно выделяющееся на белом фоне. Было ли им тяжело проникнуть внутрь? Никаких трудностей – разве только Шаравин воспользовался ледорубом, чтобы расколоть слежавшийся снег. Затем легко забрали фляжку спирта, дневник группы и, кажется, что-то ещё. Почему дятловцы не забрали тёплую верхнюю одежду и обувь, если приняли решение иди вниз к лесу? Ведь этому ничто не препятствовало. Тем более имели возможность воспользоваться тем же ледорубом при необходимости (хотя вряд ли, снег ещё не успел слежаться).

И если бы было хоть что-то подводящее под «снежную» версию, то этим бы непременно воспользовался следователь Л. Иванов и прочие дознаватели, и не надо было бы мучительно долго выдумать про некую стихийную силу, которую туристы не смогли преодолеть.

И главное – при рассмотрении подобных трагедий я нигде не наткнулся на то, что делом о гибели туристов интересовались высшие прокурорские круги из Москвы. Дела не изымали, не прятали, штамп «секретно» не ставили. Реконструкция трагедий, в которых погибли все туристы и свидетелей не было, происходила без особых осложнений. Этого не скажешь про группу Игоря Дятлова. Там бесконечные «почему?» и «как?». Например, как туристы с чудовищными травмами (жить оставалось несколько минут) преодолели 1.5 км, три ряда курумников, овраг, в который проваливаешься без лыж по пояс (а то и по грудь), а затем взобраться на пригорок, где кедр? Поисковики сидели вечерами в палатке, рассуждали, искали логичные и внятные ответы на эти «почему?» и ответов не находили. И это при огромном туристическом опыте многих из них.

И военные. Ни в одной аналогичной (или почти аналогичной) ситуации не были так массово и масштабно привлечены военные – от нижних чинов до командиров самого высокого ранга. Ни один командующий округом, на территории которого произошла трагедия не был так заинтересован в ходе расследования гибели гражданских. Перевал Дятлова явственное исключение.