В 1980 году автор шпионских триллеров Роберт Ледлам пишет книгу «Идентификация Борна». Спустя 9 лет её экранизируют в виде двухсерийного телефильма, а автор пишет ещё один роман.
Сюжет прост: человека ловят в море, обнаруживают в нём закладку с номером банковской ячейки, в которой лежат паспорты с его фоткой, но на разные имена, а также деньги... много денег. Джейсон Борн (не настоящее имя, как Исаев*) бегает по Европе в поисках своего прошлого. На деле он оказывается натренированным убийцей ЦРУ, но в какой-то момент после неудачного покушения на диктатора одной африканской страны, память обнуляется и он теряет личность.
Амнезия — болезнь мужская, нет ни одного случая, когда её обнаружили у женщин... Так что мексиканские сериалы нам врут тут... ну и много где ещё.
Сюжет, где герой просыпается и пытается нарыть своё прошлое — довольно избит. В редакциях фантастики такой сюжет настолько пошл, что редакторы бросают читать рукопись самотёка с первых страниц. Хватит нам «Цивилизации статуса» и иже с ней.
Что касается Борна как экранизации, то это беллетристика чистой воды, собранная по всем канонам боевиков 1980-х. Напоминает «Американского ниндзю», где тоже пять частей, а в третьем даже нет Дудикова. У Борна бюджет поболе, но наивняк тот же.
Универсальная формула фильмов проста:
Борн — герой, нарывающий регулярно какие-то факты своей кровавой биографии.
Девушка Борна (пару раз умирает, причём переход от одной девушки к другой прямо прост как два пальца, словно в сериале не хотели подписывать другую актрису, в конце концов, он же не помнит с кем гулял).
Старый сотрудник ЦРУ (все погибают).
Коллега, ходящий по пятам (все погибают).
Словом, это высокобюджетная жвачка для мальчиков, мало имеющая общего с работой ЦРУ как таковой. Больше всего напрягает неубиваемость Борна, тренированность тренированностью, но 14 лет убрать человека не могут. А он подрабатывает боями... Ну, пошел бы на завод, но он не пошёл...
* Настоящая фамилия Максима Исаева — Всеволодов, если кто не знал... Да и не Максим Максимович он...